Меню

Не можешь — научим, или уроки лидерства для интровертов. Занятия «Уроки лидерства Что такое лидерство

Диеты

Уроки лидерства от Деворы

Девора сделала свое дело. И, не взглянув на нас, она поднимается и уходит. Я поражен уверенностью и мудростью этого лидера и исполина веры. Нетрудно представить, как легко она могла бы командовать в любом окружении, где бы ни появилась. И неудивительно, что Варак хотел, чтобы она пошла с ним, когда отправлялся на битву.

Пастор Джек Хейфорд отмечал: «Ничто не является таким ограничивающим, как самонавязанные границы, которые мы устанавливаем в нашей собственной жизни, когда требуем, чтобы Бог отвечал нашим чаяниям». Разумеется, Девора не делала этого. Она была открыта всему, что Бог хотел, чтобы она сделала. Ее история разъясняет, что Бог хочет установить с нами связь, явившись туда, где мы находимся, но Его желание состоит в том, чтобы поднять нас туда, где мы могли бы находиться.

Есть многое, чему мы можем поучиться у Деворы.

1. Когда один лидер отказывается принять свое предназначение, Бог часто просит другого занять его место

Когда лидеры не выполняют свою работу, Бог часто приглашает других людей занять их места. Когда Варак отказался один идти на битву, Девора пошла с ним. А если бы и она отказалась, ее место занял бы кто-то другой. Божья воля выполняется посредством лидеров. И лидерам, которые делают это с неохотой, может быть дан шанс, чтобы измениться, и, следовательно, это будет второй шанс, чтобы взять на себя руководство. Но лидеры не могут нарушать Божью волю. Бог есть верховная власть. Вопрос в одном: «Кто будет руководить?»

Когда Бог просит нас сделать что-то для Него, то это привилегия. Это приглашение. Но примем ли мы его? Если позволим страху остановить нас, как это случилось с Вараком, тогда благословения будут посланы кому-то другому. Вспомните Иаиль.

2. Нам не следует ограничиватьлидеров, когда этого не делает Бог

В свое время Девору и Иаиль большинство людей не признавали как лидеров, то есть тех, кто может сделать что-то стоящее. У женщин было мало прав, и никто даже мысли не допускал, что они способны на великие дела. Но Девора и Иаиль позволяли себе то, что миссионер Боб Пирс называет Божьим пространством. Они делали то, на что были способны, хватались за любые благоприятные возможности, которые посылал им Бог, зная, что могут послужить орудием промысла Божьего.

Мы должны равняться на них, забыть, что думают о нас другие, избавиться от воспоминаний и делать все, что в наших силах, чтобы раскрыть свой лидерский потенциал, а затем ждать, что сделает Бог из того, что под силу только Ему. И мы должны обращаться с другими потенциальными лидерами так же, ожидая, что Бог поможет им, если они попросят Его об этом.

Что мог бы сделать Бог, если бы мы не ограничивали себя? Кому мы могли бы служить? Какие победы могли бы одерживать с Божьей помощью? Наши возможности так же велики, как и сам Бог.

3. Когда лидеры повинуются Богу, их люди получают благословения

Когда лидеры выходят вперед и выполняют свое предназначение, на людей, которым они служат, нисходят благословения. В случае с Деворой народ сбросил ярмо угнетателей и наслаждался миром в течение 40 лет. Это было фантастическое наследие, которое Девора оставила израильтянам, потому что она позволила Богу дать ей неожиданное поручение.

Если вы лидер и хотите, чтобы на ваших людей снизошло благословение, будьте для них примером и повинуйтесь назначению, которое Бог возложил на вас в этой жизни. Следуйте за Ним неотступно, куда бы Он вас ни повел. И не бойтесь позволять другим довериться вам. Бог всемогущ и вокруг полно Его благословений для каждого.

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

49. Теории лидерства Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью

Из книги Учитесь у великих автора Максвелл Джон

Стили лидерства В 1939 году Курт Левин возглавил группу исследователей, которая занималась изучением лидерства. Хотя впоследствии число выделенных стилей лидерства было расширено, вначале Левин со своей командой определил три стиля: авторитарный, демократический

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Уроки лидерства от Илии Комнату заполняют звуки раскатистого голоса Илии. И только теперь до нас доходит, что он, пророк древности, действительно стоит перед нами; что мы слышим его и понимаем то, что он говорит. Такая сила заложена в его молитве. Мы невольно закрываем

Из книги автора

Уроки лидерства от Елисея Илия был фигурой впечатляющей. Когда он говорил, его личность как бы заполняла все окружающее пространство. Не таков был Елисей. Да, в нем тоже была сила, но другая, скрытая. Появись он в комнате, полной людей, мы, скорее всего, не обратили бы

Из книги автора

Уроки лидерства от Иова Иов смотрит на нас, переводя взгляд с одного на другого, и улыбка озаряет его лицо. Он как будто хочет сказать: «Не тревожьтесь. Все будет хорошо». Затем поворачивается и не спеша уходит.Мы часто представляем себе Иова как страдальца

Из книги автора

Уроки лидерства от Иакова Мы с благодарностью принимаем благословение Иакова. Кажется, что его устами глаголет сама Истина. Я знаю, что каждый раз, когда я позволял Богу управлять той или иной областью моей жизни, результат был наилучшим и я испытывал удовлетворение.

Из книги автора

Уроки жизни от Деворы Девора является прекрасным примером лидера, который оказывает влияние на духовную жизнь, на дела общины, а также на государственные и военные дела. Я уверен, что она многому могла бы научить и нас.Изъявляйте готовность встать и высказаться,

Из книги автора

Молитва Деворы за нас О всемогущий Бог Израиля! Научи моих друзей всегда иметь смелость открывать для Тебя новые земли. Даруй им мудрость. Сделай их отважными. Дай им уверенность, которая приходит только от Тебя. И пошли им победу!

Из книги автора

Пример для обсуждения от Деворы В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова. Она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд. Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова,

Из книги автора

Уроки лидерства от Исаии Когда Исаия закончил речь, я понял, что он просил Бога дать нам то, чего мы больше всего желаем, – Его Божественного прикосновения. Даже если нам будет ниспослана встреча с Богом только один раз, мы будем страстно желать ее снова всю оставшуюся

Из книги автора

Уроки лидерства от Ионы Еще какое-то время Иона смотрит в глаза каждого из нас, а затем ласково кивает. Его слова действуют на меня вдохновляюще. И, когда он уходит, я размышляю о его влиянии и тех уроках, которые мы можем извлечь из опыта его жизни.1. Решение лидера

Из книги автора

Уроки лидерства от Иисуса Навина Закончив речь, Иисус Навин потянулся за своим мечом и легко поднялся на ноги. Он идет к двери, а я думаю о том, как много уроков, связанных с лидерством, мы можем выучить благодаря этому великому военачальнику.1. Пусть Бог возбудит

Из книги автора

Уроки лидерства от Даниила Слова Даниила дают нам силу и надежду. Бог желает сделать важные дела через нас. То, что Он выбирает, миру, возможно, не покажется таким уж важным. А порою даже мы не сочтем это чем-то стоящим. Но если это важно для Бога, значит, важно

Из книги автора

Природа лидерства Что характеризует лидера? От Платона до наших дней было широко распространено представление о том, что лидеры обладают особыми личностными качествами, к числу которых относятся ум, властность, упорство и уверенность в себе. По мнению Фрэнсиса


Кто такой лидер? Этот вопрос не раз задаем мы себе когда идем по улице, этот вопрос не дает уснуть, а нередко и просто сводит с ума. С самого малого детства я слышал одну и ту же, шаблонную ответ: "Лидер - это тот, кто ведет за собой людей." Но мне этого было мало, это не является характеристикой истинного лидера. Извините, но вести за собой других это слишком размыто сказано. Да, я согласен с тем, что лидер, который не ведет за собой людей, не является лидером по одной простой причине: лидер зависим от людей, как и люди зависимы от лидера. А если нет людей, то нет и лидера.

Сразу хочу ответить на один из самых популярных вопросов: можно стать лидером? Ответ однозначный - да, можно. Лидерство несмотря на общепринятую теорию это не только врожденное качество, лидерство можно приобрести. Так я знаю, на это придется потратить невероятно много времени, нужно будет сделать фантастический кусок работы и в основном это будет работа над собой, добавьте к этому еще безграничную преданность своему делу, любовь и терпение и вы сможете приобрести в себе лидерские качества, а чуть не забыл, это еще и самодисциплина, не просто вставать по будильнику, а и ложиться по часам и все делать по строго определенному плану. Но суть одна - лидерство это не только врожденное, хотя это тоже важно, но тем не менее лидерские качества в себе можно и нужно развивать.

Когда-то я задался одним простым вопросом: что нужно иметь лидеру, без чего он не является лидером? Проще говоря, что нужно лидеру, так, как людям воздух, а рыбам вода? Казалось бы простой вопрос, но ответов много. Лишь много месяцев я понял: главное, что только может быть для лидера - это цель. Ни один лидер, не является лидером тогда, когда у него нет цели. Для того чтобы люди пошли за лидером, он должен иметь цель. Все просто.

Представьте ситуацию, когда к вам подходит человек и говорит: "Иди за мной" Первый вопрос, который вы зададите этому человеку, будет: "Куда?" Это логично.

Человек не становится лидером, когда научился всей теории лидерства. Человек становится лидером тогда, когда у него появляется цель. Чтобы люди пошли за кем-то, они должны знать куда они идут. Чтобы люди были удовлетворены и с энтузиазмом хотели что-то делать, лидер должен знать, как достичь цели. И только когда есть цель и средства достижения цели, лидер может сплачивать вокруг себя полноценную команду. Ни для кого не секрет, что все люди пристрастны. Мы часто руководствуемся не здравым смыслом и логикой, а мнением других и собственным опытом. И эти предубеждения так же распространяются и на тему лидерства. Сегодня хотел бы разбить несколько мифов и нарисовать более правдоподобную картину настоящего лидерства.

Лидер это должность.
Говоря с людьми я очень часто спрашиваю: "Какие синонимы слова лидер?" Знаете, что в большинстве случаев отвечают люди? "Ну лидер, это начальник, директор, или какой-то руководитель вообще." Казалось бы, что плохого в этом мнении? Я и сам раньше не видел разницы, но когда я общался и узнавал людей еще больше я встретился с огромным парадоксом. Лидерами довольно часто были люди, далекие от высокой должности, или люди, которые вообще были самыми обычными рабочими. Долго размышляя над этим вопросом я пришел к выводу, что лидер это не высокая должность, лидер это человек, который знает куда он идет и ведет за собой других. А чтобы иметь цель и вести к ней других не обязательно быть начальником.

Но еще больший парадокс я встретил в том, что очень многие руководители не являются лидерами. Казалось бы, они имеют цель, достигают ее с помощью других людей, но все равно, ну не лидеры они. А почему? В чем их проблема? И в том, что они руководствуются ложными представлениями о лидерстве и строят свой путь к цели на мифах и откровенной лжи.

Ложь 1 - Лидер это тот, кто дает приказы.
Знаете в чем проблема современных "лидеров"? В том, что они тупо дают наказы и ждут их выполнения, а затем еще отчет требуют.
Настоящий лидер должен очень редко давать приказы. Парадокс? Нет. Истина.
Лидер это пример для подражания. Лидер это некий образец, на который должны смотреть все остальные и повторять то, что он делает. А теперь скажите, на кого смотреть людям? На человека, который только и сидит в кабинете и дает приказы? Так что же здесь подражать? Манеру сиденья или тембр голоса?
Синоним слову лидер - слуга. Невозможно быть лидером и не служить при этом другим. Эта истина очень тяжело дается, но ее необходимо принять всем, кто столкнется с ролью лидера. Потому лидерство это служение. Служение прежде всего людям, а не своему желанию. Как писал Освальд Сандерс в своей замечательной книге "Духовное лидерство": "Лидер имеет цель - сделать вклад в жизнь людей"

Ложь 2 - Лидера должны бояться.
В голове многих людей есть стереотип - лидера должны бояться. На вопрос "Почему?" ответ стандартный: "Чтобы слушались!" Но разве слушаются только из-за страха? А как же любовь? А желание послужить другим? Это что получается, пустые слова?
Нет не пустые. На самом деле лидера может никто не бояться. "Но как тогда его будут слушаться?" Просто. Лидер должен заслужить любовь. И тогда люди будут выполнять все, что скажет лидер по одной простой причине - "Потому что я люблю его и не хочу огорчать". Вот это мне кажется идеальные отношения между лидером и людьми. Страх это пропасть, которая только разделяет и увеличивает расстояние между людьми. И чем глубже пропасть тем больше недоразумений, а чем больше недоразумений, тем меньший авторитет, а чем меньше авторитет, тем менее заметное лидерство.
Президент США Трумэн однажды сказал: "Лидер - это тот, кто может заставить людей с удовольствием делать то, чего они делать не хотят." Вот это суть лидерства, не заставлять, а просить. Не приказывать а просить.

Ложь 3 - Лидеру не нужно учиться, это лидер должен учить других.
Такую точку зрения я встретил не так давно, но сразу запротестовал. НЕТ! Лидер, который не учится, это плохой лидер. Если мы перестаем учиться, мы начинаем деградировать, а деградация очень быстро ведет к падению. Лидер должен учиться постоянно, учиться на своих и чужих ошибках. Учиться из книг и фильмов, учиться из простых обыденных ситуаций, из общения с людьми. Лидер это тот, кто в каждом мгновении жизни, в каждом случае видит урок и спешит его усвоить и только тогда он развивается как личность и как лидер. Только тогда в его работе будет заметно результат и успех. Лидер безусловно должен всегда и везде учиться, но не забывать учить других. Как? Нет не скучными лекциями, а своей жизнью. Мне нравится фраза, автора которой, я никак не запомню: "Проповедовать надо всегда и везде... и только иногда словами". Это величественное фраза. Лидер должен всегда и везде учить других своим примером и своей жизнью и тогда он на правильном пути. Только тогда он станет лидером, которого не будут бояться, а будут любить. Вот такой он, путь к лидерству.

Читайте ещё полезные статьи

Слово «лидер» происходит от английского leader ― идущий впереди, первый. В группе людей лидер ― это тот, кто обладает наибольшим авторитетом и влиянием, кому люди доверяют настолько, что в сложных ситуациях признают за ним право принимать ответственные решения. В любом коллективе человек-лидер находится в центре внимания и играет ведущую роль.

Британский военачальник Б. Монтгомери определил лидерство так: «Это способность вести мужчин и женщин к единой цели, а также характер, который внушает доверие».

Человек-лидер ассоциируется у нас с успешным человеком, поскольку лидер обладает рядом качеств, которые отсутствуют у других людей и которые дают ему преимущества перед остальными. Лидеры, как правило, профессионалы своего дела, они активны, уверены в себе, надежны и последовательны. Они прекрасно знают, чего хотят, умеют контролировать свои эмоции, ими невозможно манипулировать, они коммуникабельны и харизматичны. Лидеры ― прекрасные организаторы, умеют быстро и правильно оценить ситуацию и выбрать единственно верное решение.

Теория лидерских качеств

Исследователи с давних времен изучали феномен лидерства. Они замечали, что лидеры несколько отличаются от других людей, поэтому пытались составить краткий список присущих им черт характера, которые выделяют их среди остальных.

Была разработана теория лидерских качеств, где они были разбиты на 4 группы:

  1. Физиологические (интересная внешность, представительность);
  2. Психологические (сюда были отнесены такие качества, как , мужество, упорство, властность, превосходство, присущие , и );
  3. Интеллектуальные ( , быстрый ум, широкий кругозор и образованность, чувство юмора и пр.);
  4. Деловые (организованность, обязательность, инициативность и т. д.) и личностные ( , тактичность, честность, порядочность и пр.).

Лидерам однозначно не присущи такие качества, как низкая самооценка, неуверенность в себе, отсутствие жизненных целей, бедное воображение, отсутствие коммуникативных навыков.

Исходя из этой теории был сделан вывод, что лидером нужно родиться, лидерство ― это «склад характера и склад ума, а эти два предмета преподавать невозможно». Другие же исследователи считают иначе, а именно: «лидерству необходимо и можно учиться».

Таким образом, однозначного ответа на вопрос, можно ли «выучиться на лидера», нет. Можно успешно закончить курсы или прослушать семинары, где обучают теории, стратегии и тактике лидерства, но есть вещи, которым трудно научиться ― это интуиция, проницательность, целеустремленность, страстность и эмоциональность, которыми другие люди заражаются от лидера. Но курсы помогут человеку, имеющему задатки лидера, «отшлифовать» их и стать эффективным руководителем.

Где учат быть первым

В современной системе эффективного управления вопросам лидерства уделяется большое внимание. Причем люди, которые «идут» за лидером, рассматриваются не как его подчиненные, а как последователи. «Лидер действует открыто, босс ― за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, ― писал 26-й американский президент , ― а босс управляет».

Компании тратят огромные деньги, направляя своих сотрудников в школы бизнеса, готовящие управленческие кадры, или на курсы подготовки руководителей, в программы которых входит обязательное изучение теории лидерства.

5. Желание стать лидером должно быть подкреплено полнейшей самоотдачей в развитии лидерских качеств

Воспитание в себе лидера ― это длительная и упорная работа над собой и самодисциплина. Такие , как и добиваться их, надежность и обязательность, ответственность и умение быстро принимать решения, готовность к риску и уверенность, инициативность и активная жизненная позиция, уравновешенность и владение собой, коммуникабельность и гибкость поведения ― это те качества, которые можно воспитать в себе путем настойчивой работы над своим характером.

ЗАНЯТИЕ «РАЗБУДИ В СЕБЕ ЛИДЕРА!»

Цель занятия - создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.

1. Приветствие «Я рад с вами общаться…». Участники вместе с тренером встают в круг, поочередно называют свое имя и говорят фразу «Я рад с вами общаться», обращаясь при этом к рядом стоящему.

2. Упражнение-разминка «Как я себя чувствую». Цель: раскрепощение и сплочение группы. Члены группы становятся в круг. Один из участ- ников выходит на середину круга выполняет некое действие, выражающее его самочувствие в настоящий момент. Все остальные члены группы повторяют продемонстрированное действие и при этом говорят названное имя. Своё самочувствие может выразить каждый участник.

3. Упражнение «Слепая геометрия». Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: «Сейчас ваша зада- ча, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал). За- тем проводится обсуждение: что помогло справиться с заданием, что мешало.

4. Информирование. Ребятам объясняется цель работы, её структура. Затем совместно вырабатываются правила группы, которые можно оформить на плакате. Ребята и ведущие могут под правилами распи- саться, тем самым, символизируя их принятие.

5. Тест «Капитан – рулевой – пассажир» (см. Приложение № 1).

6. Информирование: 1 закон лидера – «Лидер видит будущее» Лидер не обязательно должен быть самым умным или самым сильным. Он должен быть ге- роем, героем – в собственном сознании и в глазах других людей. Это тот человек, который спо- собен увлечь за собой. Главное качество лидера – видение будущего. Видение будущего – это загадочный феномен. Лидер живёт будущим как настоящим. Чтобы быть впереди других, нужно уметь жить будущим уже сегодня. Человек, живущий будущим, не видит преград в достижении этого будущего. Так, например, Наполеон четко видел перед собой цель – завоевание Италии – но при этом не видел преграды – горы Альпы – поэтому он смог добиться чего хотел.

Нейрофизиолог Давид Ингвар на основании многочисленных опытов доказал, что лидеры видят будущее парадоксально: как воспоминание, как воспоминание о будущем. На этом фе- номене основан метод Леонардо да Винчи. Человек, используя этот метод, мысленно загляды- вает в будущее, вживается в это состояние и в мельчайших подробностях представляет, что проблема уже решена. А потом как бы вспоминая, успешно справляется со сложной задачей.

Перспектива должно быть достижимой, лидер должен ставить перед собой реалистичные цели. (Ребятам задается вопрос о том, есть ли у них цели и насколько они реалистичны.) Осознанный выбор пути, умение принять верное решение, знание того, как избежать по- ражения, - все эти качества позволяют лидеру добивать успеха». После информирования проводится совместное обсуждение.

7. Упражнение «Чикина – пшена». Цель – закрепление позитивного настроя на занятия. Участники образуют круг, Ведущий го- ворит слова и показывает движения, все остальные, ходя по кругу и всё повторяют:

  • «локти от себе»
  • «колени до тебе»
  • «бедра до заду»
  • «ромена широка»
  • «зенки де лупа»
  • «язык на гора»
  • «ходили -ходили - хоп!» (повторяется после каждых слов).

8. Рефлексия по занятию. Что было легко, какие встретились трудности, самочувствие на данный момент.

Приложение 1.

Тест «Капитан – рулевой – пассажир»

  1. Я всегда чувствую ответственность за всё, что происходит в моей жизни.
  2. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили отношение ко мне.
  3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами неудач.
  4. Иногда мне кажется, что я родился под счастливой звездой.
  5. Я считаю, что неудачники сами виноваты в своих неудачах.
  6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.
  7. Если я простужаюсь, предпочитаю, лечиться самостоятельно, не прибегая к помощи врача.
  8. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые меня так раздражают в каком – либо человеке, виноваты другие люди.
  9. Считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, кто не справляется со своими трудностями.
  10. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня
  11. Если возникает конфликт, то я, размышляя, кто виноват, начинаю анализ с себя.
  12. Если черная кошка перебежит мне дорогу, я перехожу на другую сторону.
  13. Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным, уверенным и самостоятельным.
  14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
  15. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.

Обработка результатов:

На 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13: да-10баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 0 баллов.

На 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15: да - 0 баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 10 баллов.

От 100 до 150 баллов. Вы лидер, капитан собственной жизни. Вы чувствуете ответствен- ность за всё, что с вами происходит, много берете на себя, преодолеваете трудности. Вы все- гда видите перед собой цель и думаете над тем, как её достичь. Умеете подключить к ре- шению важных для вас задач других людей. Что вы чувствуете в сложные периоды жизни, и что происходит в вашей душе – для окружающих всегда загадка.

От 50 до 99 баллов. Вы охотно становитесь рулевым, но можете при необходимости передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы всегда мыс- лите реалистично. Гибкость, рассудительность и четкость – в вашей натуре. Вы способны брать ответственность на себя в сложных ситуациях, когда нужно это сделать.

49 баллов и меньше. Вы – пассажир на корабле этой жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря, что так сложились обстоятельства, судьба. В своих трудностях обвиняете кого угодно, только не себя, потому что не желаете нести ни какой ответственности ни за что. На- стоящая независимость кажется вам недостижимой. Тем не менее вы умеете мирно сосущест- вовать с другими людьми.

ЗАНЯТИЕ № 2 «ЗНАНИЕ - СИЛА»

Цель занятия - повышение мотивации к саморазвитию.

1. Приветствие «Здравствуй, лидер!» Участники вместе с тренером встают в круг, взявшись за руки. Каждый поочередно, обращаясь к стоящему справа, произносит фразу: «Здравствуй, лидер!»

2. Упражнение-разминка «Хлопки по кругу». Цель: активизация работы группы, сплочение и взаимодействие. Все встают в круг и от определенного человека, в определенную сторону (по назначению ве- дущего) начинают «гонять» хлопки, по очереди и быстро.

3. Упражнение «Опыт и знание». Цель: тренировка умения высказывать свое мнение, определять свой статус в группе и даль- нейший путь развития. По классу развешиваются три утверждения (Лидер, Начинающий лидер, Еще не лидер), уча- стники должны сделать выбор в отношении себя и объяснить его.

4.Тест «Кто из вас лидер?» (см. Приложение № 2).

5.Информирование: 3 закон лидера – Лидер обладает мудростью.

Работа в группах. Две группы получают разные утверждения о лидерстве: «Лидер должен добиваться блестящего результата», «Лидер должен быть в своей команде самым ум- ным». Задача ребят – доказать или опровергнуть данное утверждение, используя убедитель- ные аргументы.

Вывод: По-настоящему успешные лидеры выбирают, в первую очередь, достижение бле- стящего результата. Ведь лидер не обязательно должен быть самым умным. Он привле- кает к себе самых разных людей: талантливых, умных, одержимых, непредсказуемых и т.д.

Ввод двух понятий: УМ и МУДРОСТЬ. Обсуждаются их сходства и различия, пути достижения того и другого.

История: Вася и Петя совершали прогулку в горах и встретились с горным львом, который грозно смотрел на них. Вася замер на месте как вкопанный, а Петя присел на бревно, снял свои тяжелые ботинки, вынул из рюкзака пару беговых кроссовок и стал спешно одевать их. «Но ты все разно не сможешь обогнать горного льва!»- закричал Вася. «А мне это и не потре- буется, - пожал плечами Петя. – Мне будет достаточно обогнать тебя»

Кто из ребят обладал умом, а кто мудростью? Объясните почему.

Что необходимо для развития в себе мудрости? (блиц-опрос) История: Маленький мальчик пришел к своему отцу и спросил его: «Папа, кто сделал Бога?» Отец, поглощенный чтением вечерней газеты, ответил: «Понятия не имею». Но сын не отставал: «пап, почему Земля круглая?» Отец ответил: «Не знаю, сынок» Мальчик ненадолго занялся своими играми, а потом спросил: «Папа, а на других планетах есть жизнь?» Отец тер- пеливо ответил: «Никто не знает ответа на этот вопрос». Наконец спросил своего отца: «Папа, ты не сердишься на меня за то, что я задаю тебе все эти вопросы?» Отец опустил свою газету. «Вовсе нет, сынок, - сказал он. – Как же иначе ты будешь всему учиться?»

В чем смысл этой истории?

Задача на развитие мудрости: Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить голову крестьянину за дерзость. Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию.

Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт, принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты сло- вом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та могла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытаний, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил очень счастливо. Король так рассвире- пел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Ответ: Крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и ска- зал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «Свадьбу», я буду знать, что моей картой была «смерть», и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет «смерть», я пойму, что моей бала «свадьба», и смогу жениться на принцессе».

Сын мой, разве ты не знаешь, как мало надо ума, чтобы управлять миром, - ответил рим- ский папа Юлий III на вопрос о трудности своего дела. Будьте лидером, который развивает в себе мудрость! Отсюда вытекает III закон лидера – Лидер обладает мудростью.

6.Работа по группам. С помощью цветных геометрических фигур ребята делятся на 2 группы и получают задание: поставить перед собой актуальную для нашего совета цель и продумать все пути ее достиже- ния.

Результаты групповой работы оглашаются и обсуждаются.

7.Упр. «Репортер» Цель: развитие коммуникативных навыков, лучшее узнавание друг друга. Все участники тренинга делятся на пары, в которой один – репортер, другой – лидер, дающий интервью для прессы.

Критериями опроса являются: качества характера, поведение, интересы и увлечения, цели и устремления, пути достижения статуса лидера. Затем репортеры готовят сообщение об интер- вьюированном лидере.

8.Мозговой штурм «Перед нами стоит цель – как стать успешным лидером – и необходимо выработать пути достижения этой цели, можно предлагать любые пришедшие на ум способы, реальные и нере- альные» Затем выбираются наиболее приемлемые для нашей школы.

9.Упражнение «Аргентинский дождь» Цель: закрепление позитивного настроя группы, сплоченность, единство действий. По кругу, участники повторяют за ведущим действия: потерание ладошек, щелчки пальцами, похлопывание по коленкам, легкое постукивание ногами об пол, но при этом нельзя произно- сить слова.

В итоге неодинаковые действия всех участников группы приводят к необычному звуку «ар- гентинского дождя».

Историю творят люди. Даже больше - люди и есть история. Практически каждому человеку знакомы имена Наполеона Бонапарта и Уинстона Черчилля, Пеле и Диего Армандо Марадоны, Мэрилин Монро и Джона Леннона. Всех их, при абсолютной непохожести рода занятий, объединяет одно, этих людей, безусловно, можно охарактеризовать словом «лидер». Умение увлечь за собой людей, сделать свою идею идеей сотен тысяч других, совершить в одиночку то, что считалось недостижимым - дорогого стоит.

На основе анализа жизни многих видных деятелей прошлого и настоящего современная наука (психология лидерства, социология, менеджмент, политология) пытается выработать уникальную квинтэссенцию лидерских качеств и навыков, чтобы помочь человеку раскрыть свой потенциал и реализоваться в жизни. Тренинги по развитию лидерства имеют огромный спрос, многие компании постоянно обращаются за услугами в различные школы лидерства. Мы подготовили информацию о базовых теориях и стилях лидерства, принятия решений, ответственности, проактивности, самоорганизации, эффективной коммуникации, работе в команде, развитии лидерского потенциала в целом. Обо всем из вышеперечисленного вы узнаете из уроков данного тренинга.

Что такое лидерство?

Согласно одному из определений, лидерство - это процесс социального влияния, при котором один человек может прибегнуть к помощи и поддержке других для выполнения общих задач. Для исследования этого влияния очень важен феномен лидера как индивида с набором уникальных лидерских качеств и навыков.

Множество примеров из жизни известных людей (о них вы прочитаете ниже) доказывают, что практически любой человек при определенной доле самоотдачи и старания может развить в себе лидерские способности. Зачем это нужно? Наш мир - это сложная социальная система, которая состоит из множества подсистем, которые, по сути, являются сферами жизнедеятельности любого человека. В каждой из этих сфер есть свои лидеры и последователи, своя иерархия. Действует этот принцип везде, где одновременно находится больше одного человека, будь то работа или посиделки с друзьями. Поэтому развитие лидерских качеств и навыков необходимо для тех, кто хочет максимально контролировать и нести ответственность за события в своей жизни, и не просто плыть по течению, а быть лидером для друзей или коллег. Зачастую успех ассоциируется именно с лидерами. А кто сегодня не хочет быть успешным? При этом не стоит забывать, что главное не формальная погоня за статусом лидера, а развитие талантов и способностей, которые станут первым шагом на пути к самосовершенствованию.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Онлайн-уроки по развитию качеств и навыков лидера

Тренинг по лидерству, размещенный на данном сайте, является своеобразным методологическим путеводителем по основным методикам и принципам саморазвития качеств и навыков лидера со ссылкой на теоретические рекомендации и практические советы ведущих авторов и научных изданий в этом направлении. Каждый урок соответствует актуальной проблематике и содержит информацию, призванную помочь в решении поставленных вопросов. Приступая к работе, важно понимать, что тяжело учесть индивидуальные потребности каждого, кто заинтересуется тренингом, поэтому определить, что полезно и нужно именно для вас, предстоит вам самим. Это удобно сделать на нашем курсе по самопознанию . Если вы хотите приступить к теоретическому курсу по лидерству, то он состоит из 5 уроков:

Лидерство - это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох, от седой древности до сегодняшнего дня. Актуальность изучения данной проблематики привела к появлению различных подходов и трактовок понимания этого явления. Наиболее популярные теории лидерства разработаны в рамках политической психологии, которая изучает политическое лидерство. Постепенно политическое лидерство стало предметом детального анализа и в политологии, где многие исследования ученых связаны именно с этой тематикой.

Разные культурные и исторические эпохи, набор политических, экономических, социальных условий и стандартов жизни общества подразумевают наличие лидеров с различными качествами характера, достаточными для решения насущных проблем деятельности группы, класса, организации. Спрос на таких людей в наше время особенно большой, а, значит, растет и предложение. Из этого следует развитие борьбы за место лидера, занять и удержать которое могут только те, кто владеет определенными лидерскими качествами.

Лидерство определяется не только качествами характера, но и навыками и умениями, которым можно научиться. Развивая комплексно эти навыки и умения, можно добиться хороших результатов. Эти навыки определяют способность человека правильно разбираться в сложных ситуациях, принимать правильные решения и достигать целей самому или вместе с командой. Быть лидером означает развиваться систематически, осваивать новые техники, методики по управлению временем и организации деятельности своей команды, неустанно учиться новому.

Умение эффективно взаимодействовать с людьми (коллегами, подчиненными, начальниками) является ценнейшим инструментом настоящего лидера, который всегда будет востребован в любой профессиональной среде. Успешное руководство и лидерство подразумевают использование многих техник и знаний. Например, в менеджменте это основы планирования, привлечение технологических инноваций, возможность делегирования, знание основ маркетинга. Но связующим звеном в социальном лидерстве и одновременно ключом к успеху, как утверждает психология, является коммуникация. Независимо от сферы деятельности, будь то командный вид спорта, бизнес или политика - лучшими всегда становились люди с развитыми коммуникативными навыками. Об этих навыках мы уже упоминали в предыдущих уроках, а теперь рассмотрим их подробнее.

В предыдущем уроке была определена роль коммуникации в процессе налаживания эффективного взаимодействия с людьми. Сейчас мы рассмотрим другие навыки, необходимые для успешной работы в команде и познакомимся с рекомендациями по организации жизни группы. Сегодня в разных сферах деятельности: от работы в большой компании до развития собственного бизнеса - умение сплотить команду из, порой, самых разных людей и добиться с ней высоких показателей производительности является неотъемлемым атрибутом лидера. Именно поэтому в настоящее время многие учебные центры предлагают клиентам тренинги, призванные помочь участникам коллективных занятий развить умение работать согласованно и слаженно, поднять командный дух, познакомиться с методами разрешения конфликтов. Основа таких занятий - ролевые игры, обучение в группах. Поскольку индивидуально сложно добиться таких же результатов, как во время тренинга в команде, в этом уроке не будет практических упражнений, мы сосредоточимся лишь на рекомендациях относительно некоторых важных принципов организации эффективной работы команды.