Меню

Холодный батик техника выполнения пошаговый. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты. Этапы работы в солевой технике

Рецепты

Если вы хотите создать красоту из ничего, почувствовать себя волшебником, создающим удивительные вещи, тогда обязательно нужно обучиться росписи холодный батик. Холодный батик, техника выполнения которого заинтересует не только взрослого, но и ребенка старшего дошкольного возраста, — это роспись ткани специальными красками.

История возникновения

Слово «батик» пришло к нам из Индонезии. В переводе читается как «капля воска». Этот стиль росписи на ткани получился благодаря особенностям нанесения рисунка.

В начале XX века к увлечению ручной росписью тканей привело появление в Европе восточных тканей. Батик пережил второе рождение. Развитие европейского батика происходило по схеме: Голландия, Великобритания, Германия. Германия в настоящий момент остается лидером в сфере «необычного вида прикладного искусства». Европейцам было сложно воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика, поэтому появился довольно простой, доступный и удобный в выполнении вид росписи: холодный резерв и другие технологии крашения. В России метод холодного батика стал популярным в промышленности с 1936 года. Таким способом стали изготавливать шарфы, платки, галстуки, скатерти, салфетки, абажуры.


Позднее возникла живопись на ткани, декоративное панно и картины. Во многих странах широкое распространение батик получил в 70-80-е годы.

Необходимые инструменты

Для новичков подойдет простая техника холодный батик. Вам не нужно будет тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы нужно подготовить все необходимые инструменты.

  • Стеклянная палочка.

Это главный прибор для работы с жидкостью. Она представляет собой полую прозрачную соломинку длиной 15-20 сантиметров, на конце которой с круглый резервуар, из которого выходит закругленный острый носик. Во время работы палочку нужно слегка отклонить, прижать носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. Нужно следить, чтобы жидкость не вылилась обратной стороны.

  • Кисти.

Для работы с красками вам понадобятся кисти разного размера и диаметра. Лучше выбрать кисточки с натуральным ворсом. Тонкие кисти используйте для обработки мелких деталей, более широкие подойдут для нанесения основных цветов. Для окрашивания широких фоновых пространств вам могут пригодиться и ватные диски.

Обычно холодный батик выполняется на хлопке, шелке, шерсти, редко - синтетической материи. Сейчас многие художники подбирают новые рабочие материалы - более толстые и грубые ткани.

Если вы выбрали для работы плотный материал, советуем обводить рисунок более широким резервирующий контуром как с лицевой, так и с изнаночной сторон.

Также приобретите специальный набор красок для батика, состоящий из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного. Обратите внимание на свойства красителя - некоторые виды универсальны, другие подходят для крашения одних определенных видов ткани. Не забудьте о резервирующем составе – выбирайте вещество с резиной, бензином, воском или вазелином в составе.

Техника выполнения

Технология выполнения холодного батика проста. Изначально нужно растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка. Для этого желательно использовать водорастворимые карандаши.

Дальше с помощью специального резервирующего состава по основным линиям рисунка наносится сплошной контур. Основная задача в том, чтобы в контуре не было разрывов и зазоров и краска, нанесенная на следующем этапе, не растеклась.

Запомните одну маленькую хитрость. С помощью воды можно проверить правильность нанесения резервирующего состава. Для этого несколько капель воды брызгают на обратную сторону ткани в каждую ячейку, которая образованна резерватором.

Вода не должна просачиваться сквозь резерв в элемент рисунка. В противном случае нужно подсушить это место, добавить еще каплю вещества, замкнув контур.

Далее идет непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков! Для одной ячейки можно применять несколько разных красок. Готовое изделие нужно полностью высушить. Для закрепления цвета рекомендуют запарить работу и с помощью утюга закрепить рисунок на ткани.

Вариант на платке

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, предлагаем вам мастер-класс по созданию расписного шелкового платка. Для этого понадобится квадратный шелковый платок без рисунка.

  1. Нарисуйте эскиз будущего узора на листах формата А4.

  1. На специальный подрамник натяните платок и закрепите его с помощью степлера.

  1. Поверните платок изнаночной стороной к себе. С помощью простого карандаша перенесите рисунок на ткань. Контур обведите черным резерватором.

  1. Распишите рисунок в цветных тонах, при этом оставив фон белым.

  1. Возьмите ватный диск и затонируйте фон, создавая плавный переход от одного цвета к другому. После полного высыхания фона нанесите изображение с помощью черного резерва на нем.

  1. Далее затонируйте части изображения в контуре и переверните платок на лицевую сторону. С помощью быстрых движений нанесите тонкие завершающие детали.

Желательно запарить работу, чтобы закрепить цвет изделия. Для этого замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Заготовку нужно свернуть трубочкой, а потом - бубликом. Подвесьте сверток над кастрюлей с водой. В таком положении вещь париться часа два. После этого снимите, разверните и постирайте при тридцатиградусной температуре платок. Сухое изделие нужно осторожно прогладить утюгом на минимальной температуре. Красивый и стильный аксессуар готов!

Языческие корни азиатских (и не только) культур породили всевозможные техники нанесения рисунка на предметы быта.

Каждый узор, каждая его линия в те далекие времена носила свое сакральное значение. И любой посвященный мог прочитать в изображении информацию,заложенную исполнителем также, как сегодня мы читаем книгу.

Подобные послания на предметах быта считались о берегами, служили предупреждениями, повествовали о происхождении рода либо принадлежности вещи. В древнем Шумере, Китае, Японии, на острове Ява и африканском континенте носителем такой информации служила ткань.

Уникальность и самобытность рисунков одежды и домашнего текстиля аборигенов покорила сердца европейцев, утомленных консерватизмом собственной культуры. Поэтому волна нового увлечения росписи по ткани, захлестнувшая Европу в начале ХХ века, выплеснулась на цивилизованный берег в виде декоративной техники батик.

Правду говоря, аутентичная технология горячей росписи с помощью воска оказалась несколько сложной для широкого круга любителей батика и в эпоху модернизма был изобретен новый разделяющий краски состав, позволявший нанести рисунок на ткань «холодным» способом.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

На сегодняшний день батик – это не дань моде, а осознанное желание сделать мир вокруг себя цветными неповторимым. Стремление вырваться из массовости и многотиражности,порожденных прогрессом поощряется уникальным образом и стилем, который вы можете создать для себя и своего окружения.

Ведь расписать красками можно все:начиная от небольших текстильных аксессуаров в виде подушек, платков, шарфов,сумок и заканчивая более крупными предметами одежды и быта. Если говорить об интерьере, то область применения техники батик для декора распространяется практически на весь домашний текстиль.

Обучившись несложным приемам холодного батика можно создать единый ансамбль для гостиной,где рисунок может быть нанесен и на декоративные подушки, и просто натянут на деревянную раму в виде картины, став украшением стены.

Римская или вьетнамская шторы – идеальная плоскость для росписи по ткани. Расправленное полотно не только обогатит ваш интерьер ручной работой, но и станет наглядным доказательством неординарности хозяев.

Спальня – просто плацдарм для холодного батика. Но в данном случае ваше искусство будет скорее предназначено для того, чтобы потешить собственное самолюбие и повысить самооценку. Ведь нежиться на шелковой постели с элементами ручной росписи дано не каждому!

Интерьер спальной можно так же дополнить картиной на ткани,декоративными наволочками, покрывалом и изящным узором на шторах. Только нестоит все эти предметы украшать рисунком одновременно. Расположите их местами в виде цветовых пятен, уравновешивающих гармонию интерьера.

Кухня – это площадка для начинающих. Здесь будет простительна практически любая ошибка в рисунке, главное, суметь преподнести ее как оригинальную задумку и ваша неудавшаяся картинка станет уникальным изображением в технике примитивизма.

МАТЕРИАЛЫ

Качество работы в технике холодный батик напрямую зависит от правильно подобранных материалов. В первую очередь следует основательно подойти к выбору ткани.

ТКАНИ для БАТИКА. Для работы в декоративной технике холодный батик подходят исключительно натуральные ткани.это требование обусловлено общепринятой технологией нанесения рисунка. В качестве основы для изображения подойдут лен, хлопок и шелк. Шелк самая дорогая и«благодарная» ткань для росписи, но приобретать ее новичкам не рекомендуем.Лучше сначала «набить руку» на более доступных полотнах из тонкого хлопка,возьмите, к примеру, батист.

Перед приобретением ткани следует убедиться в ее 100% натуральности. Увы, веры продавцам мало, не столько потому, что лукавы, а скорее в силу их некомпетентности. Поэтому я всегда хожу в магазин тканей с …зажигалкой. Это единственный способ быть уверенным в своем выборе. Вытянуть пару нитей из образца ткани несложно. После их следует поджечь (не стоит это делать в магазине, а то могут выдворить) и оценить«останки». Если после сожжения нити образовались твердые остатки, то в ткани явно присутствует синтетика, поскольку органический материал образует рассыпающуюся между пальцев золу.

Итак, ткань приобретена, но не спешите натягивать ее на раму. При производстве тканей(особенно натуральных) выполняется аппретирование полотна – придание товарного вида путем пропитки «подкрахмаливающими» составами. Они могут исказить цвет либо вовсе не позволить лечь краске. Поэтому ткань тщательно прополаскивают в теплой воде. Заодно, рекомендуем сделать предварительное замачивание минут на15 при температуре не менее 600С, чтоб ткань «подсела» и не преподнесла неприятных сюрпризов в процессе эксплуатации.

КРАСКИ для БАТИКА. Расписать ткань в технике холодного батика вам помогут краски, специально для этого предназначенные. Просто подойдите в художественный салон и поинтересуйтесь ассортиментом красок для батика. Проще всего, для начала будет купить готовый набор.

Учтите, что для того, чтоб добиться определенного оттенка вам потребуется смешивать между собой различные цвета. Поэтому не удивляйтесь, если в наборе не окажется зеленого цвета – его получают соединением желтого и синего. Минимальный цветовой набор – красный, синий, желтый, черный. Все остальные цвета – их производные.

СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ! Что до стоимости и предназначения красок. Для экспериментальных образцов и проб в технике холодного батика выберите более дешевые варианты. Учтите, что краски бывают как универсальные (для всех видов натуральных тканей), так и специализированные (исключительно для росписи по шелку).

РЕЗЕРВИРУЮЩИЙ СОСТАВ и КОНТУР. Для того, чтоб зафиксировать краску в определенных границах используют специальный состав –резерв. По химическому содержанию это клеящая смесь из натурального каучука и бензина. Суть «работы» резервирующего состава заключается в пропитывании ткани в месте нанесения. В этой точке ткань становится невосприимчивой к воде и тканевым красителям.

Хотя, это не означает, что она останется в своем первозданном цвете. Если вы пожелаете, линию, образованную резервом можно сделать цветной. Для этого либо выбирают резервирующий состав нужного оттенка, либо по окончании работ сверху наводят акриловый или масляный контур (продается в тех же магазинах).

СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ! Резерв может быть разной консистенции от жидкого до более густого – чем он реже, тем быстрее выливается, а следовательно должна быть выше скорость нанесения линий.

Тем, кто только пробует работать в технике холодного батика рекомендуем пользоваться более густыми составами и подбирать к ним трубочки для нанесения резерва с большим диаметром отверстия. Тонкие трубочки и жидкие составы предназначены для филигранной работы с шифоном и ему подобным тканями, а до работы с ними следует еще «дорасти».

ИНСТРУМЕНТЫ для БАТИКА. Как упоминалось выше, для нанесения контура холодным резервирующим составом потребуется специальное приспособление. Выглядит оно следующим образом: полая стеклянная трубочка с емкостью для наполнения резервом и загнутым под углом 1350 кончиком. Наполнение инструмента резервом происходит с помощью маленькой резиновой груши (купите в аптеке).

Для нанесения красок следует приобрести натуральные кисти разных размеров:

  • для росписи фона и больших участков — № 9,
  • мелкие и средние фрагменты расписываются кистями в диапазоне от № 2 до № 7, причем для тонкой прорисовки годятся кисти только с тонкими кончиками, иначе рисунок получится грубоватым.

Для высветления отдельных участков пригодится уайт-спирит и тампоны, а для равномерного растекания краски по поверхности ткани не обойтись без обычной чистой воды.

Заготовьте набор емкостей для воды, промывки кистей и смешивания красок.

Ткань перед началом росписи натягивается на деревянный подрамник ,который либо приобретается в салоне, либо изготавливается вручную их реек.

Крепление ткани на подрамник происходит посредством кнопок либо современной альтернативы – канцелярских гвоздиков. Купите их с запасом.

Для того, чтобы перенести рисунок на ткань нужен эскиз в натуральную величину, водоисчезающий фломастер или хотя бы очень мягкий простой карандаш (можно использовать, если контуры будут темными).

Закреплять рисунок вы будете с помощью парового утюга ивам дополнительно потребуется два чистых отреза хлопчатобумажной ткани.

ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА

Для комфортной работы вам понадобится подготовить стол, застелить его тканью. Освещение над столом может быть как естественным, так и искусственным, но обязательно хорошим. Вам ведь надо будет различать тонкие линии и оттенки красок. На столе либо рядом с ним отведите достаточно места для красок и баночек. Стул, в первую очередь, обязан быть удобным – детальная прорисовка потребует комфортной фиксации корпуса.

Подготовленную ткань натяните на подрамник. Во избежание образования перекосов рекомендуем вам делать это в следующей последовательности:

  • предварительно намочите ткань, после высыхания она даст необходимое натяжение,
  • сначала закрепите полотно по центру короткой планки,
  • сильно натяните полотно и закрепите его с противоположной стороны,
  • проделайте ту же процедуру, но уже на длинной планке,
  • далее, закрепите оставшиеся участки, но учтите, что никакие провисания полотна не допускаются
  • накалывайте ткань достаточно густо, каждые 5 см
  • дайте полотну высохнуть.

ТЕХНИКА РОСПИСИ

Теперь, когда все необходимые подготовительные процедуры произведены, можно непосредственно приступать к росписи ткани в технике холодного батика.

ПЕРЕНОС РИСУНКА на ТКАНЬ

Как уже упоминалось, у вас должен быть эскиз в натуральную величину. В зависимости от собственных предпочтений вы можете воспользоваться следующими способами копирования рисунка на ткань.

Если ткань достаточно прозрачна, то эскиз подкладывают снизу и прикалывают булавками, после наводят контуры водорастворимым фломастером, мягким карандашом, профессионалы сразу же пользуются резервом.

Если прозрачность ткани оставляет желать лучшего, то эскиз накалывают сверху и переводят под копирку.

НАНЕСЕНИЕ РЕЗЕРВА

Стеклянную трубку наполняют резервирующим составом с помощью маленькой резиновой груши, повернув носик вверх. При нанесении контура носик опускают, точным и равномерным движением проводят линию.

Некоторые резервы продаются с горлышком-носиком,поэтому мастерицы рисуют прямо им, кому как удобнее… Линии должны быть непрерывными, не соединяться посередине, поскольку в начале линии часто происходит ее утолщение. Дайте резерву высохнуть.

СМАЧИВАНИЕ ФРАГМЕНТА ВОДОЙ

Вода нужна для того, чтоб краска, которой вы работаете растекалась по поверхности плавно и равномерно. Поэтому берем кисть, мочим и проводим по той части рисунка, которую будем заполнять цветом. Ткань в этом месте потемнеет, если при нанесении резерва произошел обрыв линии, вы это сразу же заметите – вода перетечет на соседний участок. Оставьте это место просыхать, а после наведите сплошную кривую. Фрагментов у вас достаточно, так что не теряя времени занимайтесь другими частями рисунка.

ПЛАВНЫЕ ПЕРЕХОДЫ ЦВЕТА


Краски наносятся кистью пока ткань не высохла. Сначала светлые, потом темные. Цвета растекаются, создавая плавные переходы. Работа продолжается пока ткань достаточно влажная. Если высохла – намочите и продолжайте работу.

Чтобы придать фрагменту объем (глубину) самые темные оттенки размещают вдоль контура и наносят тонкой кистью. Сейчас вы создаете цветовое заполнение, если потребуются тонкие и четкие линии – вы их сделаете на завершающем этапе работы.

РАЗМЫВАНИЕ КРАСКИ


Чтоб создать высветленную каплю на фоне достаточно капнуть в этом месте спиртом – краска плавно отступит к краям спиртового пятна.

Этот прием часто применяют для придания фону неоднородности.

Поэкспериментируйте с пятном на мокром и сухом фоне, чтоб понять суть «работы» эффекта.

АКВАРЕЛЬНЫЕ ПЯТНА


Интересно смотрятся на однотонном фоне акварельные пятна с контурами. Для их создания разбавленную краску наносят на сухую ткань и дают просохнуть перед нанесением следующего слоя пятен.

НАВЕДЕНИЕ КОНТУРА, ЛИНИЙ и ТОЧЕК


Когда все «малярные» работы завершены, наступает время для тонкой художественной прорисовки деталей. Здесь используют кисть №2 и работают по сухой ткани. Процесс очень кропотливый, поэтому займите на стуле положение поудобнее, чтоб ничто вам не помешало управлять кистью.

Если вы планируете закрасить резерв, то в конце работы используйте цветной акриловый либо масляный контур. Линии необязательно должны быть сплошными, прервите их пунктиром,проложите точками – найдите свою технику.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКА

Настал приятный момент оценки рисунка – если все, что задумали сделали, снимите полотно с рамы и разложите на утюжильной доске.

Выберите тепловой режим согласно составу вашей ткани. Обычно это «двоечка с паром». В течение 3-4х минут обрабатывайте доступный участок (размер гладильной доски) дайте остыть, переместите рисунок и повторите операцию, пока не зафиксируете краску на всем полотне.

Отложите батик на сутки: дайте ткани «отдохнуть, а краске закрепится. После прополощите в теплой воде с мягким моющим средством, чтоб удалить остатки и запах бензина от резерва. Не лишним будет чистое полотно опустить в подкисленную воду (добавьте уксус либо лимонную кислоту). Вам останется только просушить, проутюжить и обработать края вашего шедевра.

СОВЕТЫ для НАЧИНАЮЩИХ

Не беритесь сразу за объемные работы – «набивайте» руку и скорость на маленьких образцах. Создайте коллекцию миниатюр на ткани для размещения на стене, разместить их вам помогут статьи и .

Вряд ли стоит спешить с покупкой подрамника либо откладывать обучение из-за его отсутствия.Возьмите большие пяльца – они отлично помогут вам освоить азы. А когда почувствуете силу и уверенность – переходите на более масштабные проекты.

Не бойтесь экспериментировать – ищите свою технику и манеру исполнения. Та информация,которая сейчас вам предоставлена – всего лишь основы, а секреты техники мастера предпочитают держать в тайне.

Поначалу выбирайте более густые резервы и трубочки с большим отверстием и лишь почувствовав уверенность в движениях рук, можно начать экспериментировать на образцах шелка с тонкими трубочками и более текучим резервом. Чем тоньше ткань – тем тоньше трубка.

При нанесении резерва, его носик должен упираться в ткань перпендикулярно, иначе состав будет растекаться линией неравномерной толщины.

Поворачивайте носик вверх сразу же по окончании линии, чтоб на полотне не появлялись случайные капли.

Не откладывайте работу после нанесения резерва надолго – после 24 часов жирный бензин начнет расплываться за пределы контура и краска уже не сможет заполнить фрагмент без светлых зазоров.

Батиком я стала увлекаться с третьего курса. мне был интересен сам процесс росписи шелка. а еще прельщал тот факт, что любую кляксу можно обыграть, не переделывая работу заново. и маленький нюанс батика: не обязательно быть хорошим художником, можно даже не рисовать вовсе, а сделать, например, геометрическую абстракцию, и это все равно будет красиво.
я хотела представить вам пошаговое руководство к так называемому холодному батику. на изготовление данной работы у меня ушло 4 часа вместе с полной просушкой резервов. размер А3, ткань креп-шелк, резервирующие составы: гамма(бензин), марабу(вода). краски: марабу, явана.

1 этап состоит из эскиза.

2. натягивание ткани на пяльцы определенного размера.

3. перевод рисунка: под натянутые пяльцы кладется эскиз и карандашом переводится на ткань. затем все обводится резервом. я использовала бесцветный, синий, темно-бордовый, медный. дайте ему полчаса просохнуть. чем толще слой резерва, тем дольше он сохнет! не высохший резерв пропускает краску через свой контур.

4. подготовка рабочего места. вам понадобятся кисти разной ширины (я использую кисть №12 и по убыванию. кисти: синтетика, фирма: сонет, галерея, рублёфф, вернисаж. если вы хотите серьезно заниматься батиком, то приобретите разные кисти. плоские с острыми краями, плоские с круглыми краями, конусообразные. разные кисти дают разный эффект росписи. а так же и скорость покрытия больших плоскостей.), банка для воды, палитра (я использую обычную кафельную плитку), тряпка и лист ватмана, чтобы накрыть им стол. ну и естественно краски. не советую долго держать их в открытом состоянии, т. к. краски для батика имеют свойство испаряться.


5. итак, роспись. старайтесь расписывать ткань слева на право, т. к. можете смазать краску рукой (для тех, кто орудует правой рукой). заливая определенный кусок ткани помните о том, что при высыхании яркость и насыщенность уйдет. и эффекты вы можете делать только на еще сыром участке. заливайте осторожно, любое малейшее движение кисти может привести к неожиданному результату. не всегда приятному для вас.
я в основном использую три вида эффектов: соль, чистая вода, смешение красок.
соль дает вот такой эффект:

вода:


смешение красок на данном отрезке дает разводы разных цветов. только не переборщите. цвет, состоящий более чем из трех красок, уже грязь.

насыщенность достигается путем наложения слоев краски, предварительно просохнувшей.

6. натягивание готовой работы. на подрамник сначала натягивается белый холст. затем натягивается сама работа. батик не всегда нуждается в раме. он прекрасно смотрится и без нее на определенных работах.

Батик — это разновидность творчества, когда на ткань наносят рисунок. История возникновения техники батик насчитывает много столетий. Предметы, которые сделаны с помощью батика, были очень популярны в свое время. Как правило, совершенству в этом случае, тоже не было предела.

Во многих странах, в таких, как — Африка, Индия, Индонезия, Япония — занимались подобным творчеством в основном женщины. Скорее всего потому, что такое занятие требует усидчивости кропотливого труда.

Виды батика

Есть несколько видов росписи, и многое зависит от используемого материала, техники и желаемого результата. Свойство любого вида в том, что один способ необходимо применить к шёлку, а другой подойдет для синтетики.

Теперь осталось узнать более детально, что можно выполнить техникой батик:

Горячи вид. В качестве основного материала применяется воск. Чтобы его нанести, нужен специальный инструмент — чантинг. Воск препятствует распространению красящего вещества, потому что не впитывает его.

Чтобы использовать воск для этих целей — его расплавляют. Именно поэтому такой вид батика и называются горячим. Наносится краска в несколько слоев, а воск удаляют после того, как все сделано. В основном для этого подойдет хлопчатобумажная ткань.

Холодный батик. Такой способ подходит для украшения шелка. Используется краска, сделанная на основе анилина. Резерв может быть густым, если в нем есть жидкие резиновые составляющие, для разбавления используют бензин.


В основном резину выдавливают из тюбиков, бензиновые же используют с помощью стеклянных трубочек. Применяются цветные и прозрачные резервы. Холодный вид предполагает нанесение в один слой, именно поэтому нужна особая аккуратность, в отличие от горячего метода.

Свободная роспись. Как правило, используется на натуральном шелке и искусственной ткани. Применяют для такого декора в основном масляные краски и анилиновые красители.

Складной батик «сибори». Принцип такой технологии состоит в перевязывании матери специальным способом, после чего наносится краска.

Узелковый вид. Это тот случай, когда на декорированной ткани делают много узелков, перевязывая их ниткой. Когда краска нанесена, узелки убирают.

Подготовка к работе

Занятие батиком всегда вызывает самые приятные эмоции, особенно когда появляются положительные результаты от работы. В дальнейшем, появиться свой стиль и уникальность. В самом начале лучше использовать холодную технику, потому что горячий вид будет намного сложнее.

Перед тем как приступить к работе необходимо к ней хорошо подготовиться. Буквально все зависит от качества красок. Стирать одежду с батиком необходимо в холодной воде с добавлением в нее уксуса. Далее будет перечень того, что нужно для творчества.


Пяльцы и рама

Если нужно сделать рисунок на маленького размера ткани, то для этого будут нужны пяльцы для вышивания. Но при больших масштабах, нужна рама или подрамник, на котором крепиться ткань.

Фиксируется материя на раме специальными крючками, которые имеются в комплекте. На подрамнике все делается проще, и закрепить материал можно с помощью иголки и нитки, только так, чтобы рама не касалась ткани.

На самом деле делается все намного проще, и закрепить материал можно простыми кнопками. Но шелк будет исключением в этом случае.

Бумага и ткань

Чтобы сделать проект, необходим обычный лист бумаги, такого же масштаба, как и рисунок на батике. Для того, чтобы нанести рисунок, нужна натуральная ткань: шелк, батист, двунитка.

Обратите внимание!

Не стоит использовать для этих целей толстый и плотный материал, так как красящий состав, может не пропитать волокна, что вызовет «взрыв» краски, и цвета могут перемешаться.

Материалы и инструменты

Резервирующее вещество, стеклянная трубочка для него и краски, все это имеется в наборе для батика. Также, есть контурная вода с дозатором, готовая к использованию. В этом случае стеклянная трубочка не нужна.

Если есть желание, то можно усложнить процесс и приготовить резерв дома, и не использовать трубочки, а найти насадки, которые потом одеть на бутылочку. Только варить смесь в состав которой входит бензин и резиновый клей не рекомендуется, так как кроме неприятного запаха, это занятие может стать причиной пожара.

Лучше просто купить готовый набор из всего что нужно для росписи ткани. Краски в нем бывают в жидком состоянии, иногда в виде порошка, который нужно растворить. Использовать лучше синтетические кисти.

Чтобы работать с батиком, нужно одевать старую, но удобную одежду, которую не жаль запачкать. Потому что краска, как правило, не выводится.

Обратите внимание!

От слов к творчеству

Теперь разберем подробно — как научиться рисовать техникой батик:

Сначала нужно туго натянуть ткань, чтобы она не провисала. Лучше всего использовать мокрое полотно, потому что после его высыхания появиться упругость у заготовки.


Подготовить эскиз, нарисовать сначала на бумаге карандашом, хорошо прорисовывая каждую деталь.

Закрепить бумагу под тканью, чтобы рисунок можно было перенести с бумаги на материю. Использовать для этого, лучше мягкий карандаш.

Обрисовать линии резервом. Резерв набирается так, чтобы носик трубочки опустился в емкость с контурной жидкостью, а на другом конце должна быть резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость втягивается в трубочку.

Надо проверить контур, после того, как высох полностью резерв. Нужно на батике мокрой кистью провести по рисунку по одной из сторон контура, и чуть позже проверить не пропиталась ли вода за линию резерва. Если есть места, где контур плохо просматривается, то необходимо после высыхания, снова прочертить для хорошей видимости.

Обратите внимание!

В конце процесса резерв необходимо выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине. Если этого не сделать, то частички резервирующего вещества застынут, и инструмент станет непригоден для использования. Готовое изделие можно оформить в рамку.

Бывает, что мастера не пользуются резервом, а просто наносят соль на еще не высохшую краску, она пропитывается ею и получаются интересные разводы. Это дает отличный эффект, а потом и уникальные композиции.

Ниже будут фото техники рисования батиком.

Профессиональное увлечение

Рано или поздно рисуя на ткани, можно почувствовать что техника батик стала намного лучше, и уже получается своими руками, создавать шедевры.


На сегодняшний день, многих людей интересует возможность заниматься росписью ткани. Ведь это дает шанс начинающему художнику использовать свой потенциал. Во время такого творчества, появится стиль и новые идеи. Со временем занятие батиком, станет намного интересней, чем просто рисовать на бумаге.

Если серьезно отнестись к этому делу, то можно получить хороший опыт и стать специалистом в этой области. Многие, кто имеет основной доход с этого творчества, в самом начале своего пути, не думали что будут успешными в этой сфере. В дальнейшем можно и самому давать мастер классы по технике батик.

Именно роспись на шелке очень хорошо оплачивается, и если начать этим заниматься, то можно в дальнейшем можно получать хороший гонорар на таком увлечении.

Фото техники батик

Искусство росписи по ткани зародилось несколько тысяч лет назад в Китае, оттуда распространилось в Индию и другие страны, получив огромный расцвет в Индонезии. Изначально для росписи ткани использовались только натуральные красители, полученные из корней и листьев растений, но с развитием химической промышленности появилось различные виды синтетических красителей, которые отличаются не только яркостью и разнообразием цветов, но и стойкостью. Батик - это лёгкая роспись по ткани, сегодня мы попоробуем смастерить это вместе для начинающих мастеров.

Пробуем работать в технике батик: роспись по ткани для начинающих

Для того, чтобы защитить отдельные участки ткани от красителя используются различные резервирующие составы. В зависимости от этого различают холодный и горячий батик – в горячем батике в качестве резерва выступает расплавленный воск, парафин, стеарин или подобные вещества со схожими свойствами, в холодном батике для защиты отдельных участков от краски используются специальные химические составы.

Для росписи используются в основном шелковые или подобные шелку ткани – атлас, вискоза, туаль. Благодаря своему блеску и легкости рисунки на них получаются как «живые», к тому же щелк представляет возможности для цветосмешения и различных визуальных эффектов.

Художественная роспись по ткани это не просто вид рукоделия, а настоящее искусство и обычного желания здесь недостаточно, нужен еще художественный вкус и навыки рисования. Хотя зачастую многие переоценивают сложность росписи по шелку. Определенные навыки, при работе с тканью конечно нужны, но им легко можно обучиться в довольно короткий срок, а при отсутствии художественного таланта вполне можно пользоваться шаблонами или картинками, распечатанными из интернета. Никто же не заставляет вас писать высокохудожественное произведение.

Для росписи ткани используются специальные краска, которая бывает разных видов в зависимости от способа закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом или сушкой. Для начинающих лучше всего подходит краска, которая закрепляется утюгом или длительной сушкой. На начальном этапе можно воспользоваться, например, красками фирмы «Гамма» отечественного производства – у них не очень богатая цветовая палитра, но и стоят недорого. А когда после наработки определенных навыков в росписи, можно купить краски и дороже.

Для защиты отдельных элементов рисунка в процессе работы применяют специальный резерв. Который может быть прозрачный или цветной, смываемый или оставляющий прорезиненный след. в магазинах можно приобрести специальные наборы для начинающих художников, в которые входят краски нескольких цветов и тюбик с резервом.

Помимо красителей и резерва для росписи ткани понадобится еще специальная рама, но которую натягивается ткань (на начальном этапе можно воспользоваться обычными большими пяльцами) и кисти всевозможных размеров, круглые с острым кончиком, лучше из белки или колонка.

Ну вот все необходимые инструменты и материалы подготовлены и можно приступать непосредственно к росписи. Ручная роспись по шелку требует большой точности и аккуратности, поэтому если не уверены в твердости своей руки, лучше потренируйтесь сначала на бумаге.

Первое знакомство с искусством росписи ткани лучше всего начать с абстрактных пятен, полос или других фигур. Так вы лучше поймете, как ведет себя краска на ткани, какого эффекта можно добиться, смешивая красители, да и пятна или потеки, которые нередки у начинающих художников легче скрыть.

С помощью самых обычных веществ можно получит очень интересные эффекты на ткани. Например, с помощью поваренной соли, можно получить высветленные пятна на картине или если рисовать по мокрой ткани, то краски будут очень красиво растекаться, образуя плавные переливы.

Техника свободной росписи отлично подходит как для начинающих художников, так и профессионалов – она позволяет придать индивидуальность работе, проявить талант художника, а также создать действительно оригинальную и неповторимую вещь.

Для того, чтобы лучше понять что же такое батик, а именно: роспись по ткани, давайте посмотрим небольшой мастер-класс для начинающих по созданию фантазийного узора на лоскуте шелковой ткани, которую впоследствии можно использовать как платок или шарф.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Шелк или подобная ткань (шифон, туаль, вискоза);
  • Рама для натяжения ткани;
  • Краски для ткани;
  • Большие кисти;
  • Поваренная соль и мочевина в гранулах (ее можно купить в цветочных магазинах).
Мастер-класс по росписи шелкового платка.

Для того, чтобы расписать платок или шарфик не требуется профессиональных художественных навыков – это сможет сделать любой человек довольно быстро. Особенно процесс свободной росписи привлекает детей. Да и одежда сделанная своими руками, носится особенно приятно, пусть даже это обычный платок или шарфик.

Итак, начнем…

Натягиваем ткань на раму. Это надо делать очень тщательно, чтобы ткань не провисала и не морщилась, иначе краски будут неравномерно растекаться или рисунок получится перекошенным.

С помощью кисти и обычной чистой воды равномерно смачиваем всю поверхность ткани.

Пока ткань не высохла, начинаем наносить красители в произвольном порядке без каких-либо предварительных рисунков. Рисовать можете все, что угодно – геометрические узоры, листики, полосы, цветы. Главное при этом соблюдать несколько правил, чтобы цвета гармонично сочетались между собой: один и тот же цвет должен повторяться несколько раз, при этом какой-то один цвет должен преобладать и эффект объемного рисунка создает очень темный фон.

После того, как роспись окончена, по влажной ткани в произвольном порядке рассыпаем моль и мочевину и ждем высыхания, наблюдая за получившимися эффектами.

Стряхиваем мочевину и остатки соли с полотна и запариваем ткань (если краситель под запаривание) или проглаживаем горячим утюгом (предварительно прочитайте в инструкции к красителю о способе его закрепления на ткани). Затем изделия стираем в теплой воде с мылом или порошком, проглаживаем утюгом и подшиваем. Платок или шарф готов.

Технология свободной росписи позволяет подобным образом окрашивать не только шарфики, но и декорировать любую одежду, а также обувь и сумки. На фото представлены некоторые варианты росписи различных вещей, которые под силу сделать любому человеку.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов о том, как самостоятельно необычно и оригинально расписать платок, шарф или любую другую вещь, чтобы вдохнуть новую жизнь в полюбившейся элемент гардероба или сшить новую вещь из собственноручно окрашенного лоскута ткани.