Меню

Почему у моряков брюки застегиваются по бокам. Почему моряки носили брюки клеш? История и применение брюк клеш

Лечебное питание

Брюки клеш в дополнение к тельняшке создают узнаваемый с первого взгляда образ моряка. Именно таким матроса представляют себе даже дети. Но почему мореходы носят именно такие брюки, а не, к примеру, зауженные? Откуда была взята такая форма, по какой причине ее ввели? Есть ли у таких брюк какие-либо практические особенности, актуальные именно для моряков, полезные для них на практике? Почему этот фасон появился именно в рамках флотской формы?

Если рассмотреть все нюансы глубже, некоторые вещи станут очевидными. Эти брюки появились в форме моряков многих стран мира совершенно не случайно.

История появления брюк клеш

Брюки клеш действительно происходят именно от флота, являются неотъемлемой частью морских традиций. Расширенные книзу штаны матросы носили еще во времена парусников. Согласно традициям и нормам, расширение вниз на брюках начиналось от бедра, а название такой одежды происходит от французского слова колокол – cloche. Несмотря на французское происхождение этого названия, официально такая одежда была введена сначала на флоте Америки, это произошло в 1810 годах. В России к такой форме перешли несколько позже, а брюки данного покроя именовались не только клешами, но и трубами. До этого моряки носили обычно широкие парусиновые или хлопковые штаны.

Практическая составляющая брюк клеш

Стопроцентно точной версии происхождения этих брюк нет, однако все исследователи склоняются к тому, что данная форма была выбрана не случайно, а из практических соображений. Это исключительно удобный покрой, который позволяет матросам с удобством, без лишних проблем выполнять свои ежедневные обязанности. Брюки обеспечивают подвижность, возможность заниматься физической работой, и при этом легко закатываются, если необходимо, к примеру, отдраить палубу, не замочив их. Штаны можно закатать, выходя на берег из не полностью причалившей шлюпки. Они исключительно удобны при необходимости подъема по мачте.


Работа моряка всегда связана с риском упасть в воду, оказаться в морской стихии. Одежда должна обеспечивать максимальные возможности для выживания в этом случае. Брюки клеш показывают себя с лучшей стороны и в этой ситуации. Если необходимо немедленно избавиться от одежды, чтобы не пойти ко дну, можно снять эти штаны прямо через ботинки. Старый тип застежки под названием лацбант, а также откидной клапан спереди обеспечивали освобождение от одежды даже в воде, снять эти штаны можно было за считанные секунды. Другие элементы одежды также были рассчитаны на это, морская куртка имеет широкий вырез, она легко снимается через голову, а ботинки имели обычно не шнуровку, а резиновые вставки (после изобретения процесса вулканизации каучука в 1839 году), что также упрощало освобождение от них.

Интересный факт: моряки гордились своей формой, причем не только ее практическими качествами, но и красотой. В брюки клеш при выходе на берег вшивались кусочки свинца по нижней части брючин – при этом штанины раздувало на ветру, они красиво колыхались. Впрочем, это было наказуемо, можно было получить выговор от начальства. Эти действия приравнивались к порче формы.

История клеш в российском флоте

Возвращение клеш на флот

Брюки клеш фигурировали во флотской форме не постоянно. В конце 19 века в российском флоте фигурировали уже прямые, не слишком широкие брюки из черного сукна, либо шерстяные. Ведь парусники постепенно уходили в небытие, специфика работы моряка стала другой, из-за этого стала меняться и форма. Однако вскоре широкие брюки снова вернулись – в 1909 году они становятся модными уже в гражданской среде. Вскоре они возвращаются на флот, но уже в офицерскую среду и в училища, становясь по большей части достоянием молодых людей. Обычный матрос не имел права их носить или перешивать стандартные прямые брюки формы. Но сразу после февральской революции ситуация вновь изменилась – каждый матрос считал своим долгом перешить брюки на клеш, либо приобрести таковые.

Это было противодействие старому строю, и как водится в таких случаях, энтузиазм иногда переходил все разумные рамки, брюки становились безмерно широкими. Брюки клеш с удвоенной активностью начали носить гражданские лица, матросы – анархисты же считали их обязательной частью формы.

Брюки клеш сегодня

В современном флоте РФ расклешенных брюк не носят, такого элемента в форме нет. Зато есть удобная и практичная форма со штанами стандартного покроя, средней ширины, которая оптимально подходит для текущих условий, в которых несут свою службу моряки.

Таким образом, брюки клеш появились во времена парусного судоходства. Этот покрой привлек своей практичностью, а также возможностью быстро снять в случае кораблекрушения, падения в воду. Брюки клеш красивы и удобны, однако сегодня они не используются как элемент флотской формы, появляясь время от времени только в рамках гражданской моды.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


У морских брюк раньше была застежка -лацбант.

Лацбант - это особая форма покроя передка матросских брюк, когда вместо переднего разреза с пуговицами есть клапан, который застёгивается по бокам у карманов.

Спереди брюк имелся откидной клапан,и вместе с широкими штанинами такая модель брюк давала возможность моряку упавшему в воду быстро освободится от одежды и всплыть.Когда две боковые застежки расстегивались то стоило быстренько поболтать ногами в воде и за счет широких клешей брюки сами соскальзывали не задевая ботинок.

Военная форма самая продуманная одежда, бесспорно, флотская тоже. И все в ней подчинено практичности. Возникновение такого кроя с клапаном пришло от матросской одежды голландских моряков.

"МОРСКИЕ ШТАНЫ"

В наш язык слово «брюки» попало из голландского языка во время петровских реформ, поэтому в русских словарях 1789, 1803 и даже 1834 гг. все еще приходилось объяснять, что брюки — это «матросские штаны».

Наличие спереди откидного клапана (лацбанта) позволяло свободно перемещаться по реям и узким проходам, не рискуя зацепиться за что-либо. Широкий, свободный покрой матросских брюк, как и фланелевок, также продиктован практическими соображениями. В море бывает дорога каждая секунда. Надо иметь такую форму, которую можно надеть практически мгновенно.

В эпоху парусного флота матросы чаще ходили босые, а деревянные палубы то и дело скатывали и мыли. Чтобы не замочить брюк, матросы подворачивали их до колен, а это можно было сделать только при достаточной их ширине. Очень важно, что широкие брюки легко снять в воде при падении за борт. Так или иначе, но современное стремление заузить их (опять-таки, как и фланелевку) противоречит настоящим морским традициям.

Еще довольно молода заглаживаемая на флотских брюках складка: эта «новинка» появилась лишь в начале XX века и сразу же придала морскому костюму удивительную законченность и элегантность

Так было...

Так стало...

Нахимовцы

День сегодняшний не радует. Министр обороны Сергеев (закончил ЧВВМУ им. Нахимова) знал, как больнее ударить по традициям, внешнему виду флота: изъят из ношения бушлат, введены стандартные брюки с ширинкой. «Экономия», так сказать, на "боевых и революционных традициях". http://nac.zbord.ru/viewtopic.php?p=130

У каждого поколения своя мода.
Л. Соболев, «Капитальный ремонт»:
«Неприлично гардемарину сидеть в театре выше второго яруса; невозможно выйти на улицу без белых замшевых перчаток; позорно торговаться с извозчиком; стыдно носить казенные ботинки. Таков был катехизис Морского корпуса...».

Из той же книги:
- А знаете, будущий адмирал, неостроумные у вас штаны, ей-богу!..
- Форма. Кроме того, обычная прорезь была бы безобразной. Ведь брюки спереди ничем не прикрыты.

Версий происхождения штанов с лацбантом - множество, с вариациями до амурных...

На самом деле лацбант когда-то был вполне массовым элементом одежды, и не только у моряков.

И скорее всего остался как дань традиции. Роба, кстати, фактически не менялась лет 200.

Мнение служивших на флоте:

"В суконных от парадки даже под дождеи намокнешь - они уже весьма тяжелые. Роба - напротив, мягкая, легкая и практичная. Если она из правильной ткани. Вот у меня обе были старшинки, а те кто позже призывался - приходили в "стекле" и "джинсе" - там было хуже, да. По весу одинаково, а вот по практичности - только старшинка.

Что же касается ширинки - штаны с нею в сочетании с фланкой ( фланелевка ), на мой вгляд менее эстетичны, чем с лацбантом. А неудобств от лацбанта ровно никаких, разве что первую неделю непривычно..."

Если у вас есть фрак и фрачный комплект, то у вас тоже нету ширинки или гульфика на брюках! Странное родство - матрос и его штаны, аристократ и его штаны…

Знаю две версии появления клапанов на матросских брюках:

1.Царь Пётр,проходя по набережной, увидел матроса занимающегося любовью с женщиной в кустах и мелькавшего своей голой "кормой"на виду у прохожих,издал указ:

"Матросы отродье хамское,но девки их любят и впредь,дабы они не позорили флот Российский, штаны им шить указанного покроя — передняя часть чтобы откидывалась, задняя прикрывала зад!"


2. Вторая версия не менее интересная:
Екатерина Великая решила посетить о.Котлин - Кронштадт на вёсельной шлюпке с гребцами

(здесь следует заметить, что во время перехода матросам, сидящим на вёслах, разрешается все действия делать только по команде старшины шлюпки, даже при надобности справить малую нужду при длительном переходе, существует команда - "Х** на планширь!"),

при переходе у матроса,сидящего на вёслах напротив императрицы, из ширинки вывалился его прибор, который царица наблюдала пока шлюпка не причалила в Кронштадте, после чего и был издан указ,запрещающий пошив матросских брюк с ширинкой. http://www.yaplakal.com/forum7/topic520683.html

ПЛЕЯДА МОРЯКОВ - семейные традиции

И звестны две романтические версии появления клапанов на матросских брюках:

1.Царь Пётр, проходя по набережной, увидел матроса занимающегося любовью с женщиной в кустах и мелькавшего своей голой "кормой"на виду у прохожих, после чего издал указ:

"Матросы отродье хамское, но девки их любят и впредь, дабы они не позорили флот Российский, штаны им шить указанного покроя - передняя часть чтобы откидывалась, задняя прикрывала зад!"

2. Вторая версия не менее интересная:

Екатерина Великая решила посетить о.Котлин - Кронштадт на вёсельной шлюпке с гребцами, при переходе у матроса,сидящего на вёслах напротив императрицы, из ширинки вывалился его прибор, который царица наблюдала пока шлюпка не причалила в Кронштадте, после чего и был издан указ, запрещающий пошив матросских брюк с ширинкой.

На самом деле всё было гораздо прозаичнее, рассмотрим же вопрос со всех сторон.

Лацбант - это особая форма покроя передка матросских брюк, когда вместо переднего разреза с пуговицами есть клапан, который застёгивается по бокам у карманов.

Спереди брюк имелся откидной клапан, и вместе с широкими штанинами такая модель брюк давала возможность моряку, упавшему в воду, быстро освободится от одежды и всплыть. Когда две боковые застежки расстегивались то стоило быстренько поболтать ногами в воде и за счет широких клёшей брюки сами соскальзывали, не задевая ботинок.

Наличие спереди откидного клапана (лацбанта) позволяло свободно перемещаться по реям и узким проходам, не рискуя зацепиться за что-либо. Широкий, свободный покрой матросских брюк, как и фланелевок, также продиктован практическими соображениями. В море бывает дорога каждая секунда. Надо иметь такую форму, которую можно надеть практически мгновенно.

В эпоху парусного флота матросы чаще ходили босые, а деревянные палубы то и дело скатывали и мыли. Чтобы не замочить брюк, матросы подворачивали их до колен, а это можно было сделать только при достаточной их ширине. Очень важно, что широкие брюки легко снять в воде при падении за борт. Так или иначе, но современное стремление заузить их (опять-таки, как и фланелевку) противоречит настоящим морским традициям.

На самом деле лацбант когда-то был вполне массовым элементом одежды, и не только у моряков. Если у вас есть фрак и фрачный комплект, то у вас тоже нету ширинки или гульфика на брюках! Странное родство - матрос и его штаны, аристократ и его штаны…

Брюки 1830 год:

Еще довольно молода заглаживаемая на флотских брюках складка: эта «новинка» появилась лишь в начале XX века и сразу же придала морскому костюму удивительную законченность и элегантность.

День сегодняшний не радует.

Министр обороны Сергеев (закончил ЧВВМУ им. Нахимова) знал, как больнее ударить по традициям, внешнему виду флота: изъят из ношения бушлат, введены стандартные брюки с ширинкой. «Экономия», так сказать, на "боевых и революционных традициях".

Недаром в "Капитальном ремонте" Л.Соболева есть такой диалог:
- А знаете, будущий адмирал, неостроумные у вас штаны, ей-богу!..
- Форма. Кроме того, обычная прорезь была бы безобразной. Ведь брюки спереди ничем не прикрыты.

Да вот сами посмотрите:

Тому, кто ЗНАЕТ, как должна выглядеть морская форма, смотреть на это неприятно. Да ещё у второго справа бляха, как у нас говорили, на яйцах висит, это какой-то позор...
Что уж говорить о том, что ткани для формы стали совсем другими, в моё время сверху донизу не было ни одной искусственной нитки, только хлопок и шерсть, зимой ли, летом ли. Хотя нет, вот пуговицы на брюках и внутри фланелевки, к которым крепился голубой матросский воротник, и на рукавах белой форменки были пластиковые - и это всё.

Вот как романтично описывалась матросская форма в своё время:
"Вид у него был что надо! Чёрные флотские брюки "клёш" с матросским клапаном на детородном органе отдают дёгтем. Бескозырка на затылке с полуметровами "косичками" и золотыми якорями на концах ленточек светится как нимб у святого.
Широкий ремень с медной якорной бляхой сияет, как начищенный иконостас..."

К флотской одежде и её названиям я ещё вернусь:)

Части текста и снимки я взял здесь.

Некоторые считают что это когдa то на флот пришло под влиянием моды. Как считаете вы?
Изначально брюки клеш появились именно на флоте. Модельеры подхватили: это было по-своему мужественно.Брюки шились трубой от бедра, чтобы морякам было в них удобно. Моряки придумали ещё для выхода в увольнение штормовой клёш со вставками из свинца - имитация шторма. Позже хиппи заклешили от колена.
Я слышал от кого непомню что клеш действительно первые одели моряки вроде как для того что бы когда оказался в воде можно было быстро освободиться от одежды в часности от брюк дабы не утонуть,оттуда и свинцовые вставки и соответственно особый покрой самих брюк вместо ширинки так называемый клапан.Не уверен но вроде как логично,хотя может и не так=)
Правильно говоришь Еще они сделали прорезь на воротнике чтоб голова легко пролезла и рукава широкие чтоб быстро снять:)
да, брюки были свободные и застёжка сбоку чтоб оказавшись в воде можно было легко освободиться от лишнего)
Абсолютно верно и с клёшем и с клапаном - стобы быстрее освободиться от одежды в случае падения в воду.
Нифига не чтобы быстрее освободиться от брюк (оденьте сначала обычные - прыгните в воду и освободитесь - засеките время, потом клешённые оденьте - опять побултыхайтесь - сравните:)) Клапан - согласен - чтоб быстрее. Фланка - чтоб рвать быстро - аналогично. Но сам клёш - чтобы удобнее закатывать штаны (не мочить) Истину глаголю:)
А свинец тогда зачем зашивали вниз штанины?Явно не для того чтобы закатывать,может что бы клеш болтался в разные стороны,но скорее всего тут есть и какоето практическое примененае.Вероятней всего что бы штаны как бы сами в воде сползали под весом свинцовых пластин.
Про так называемый КЛАПАН, могу рассказать историю, которая случилась типо во времена Петра 1, : Шел как-то Петр 1 по набережной, и вдруг видит, как в кустах матросик трахает девушку какую-то, самого действия из-за кустов не видно было, но зато была видна голая задница матросика, Петр 1 сказал, что негоже моряку свой голый тыл показывать, и для удобства дальнейшего траханья придумал КЛАПАН, и задница прикрыта, и потрахать можно не снимая штанов флотских:))))))))
приблизительно по смыслу - последнюю историю - в учебке ТОФ старшина рассказывал...
про клапан на клешах еще одна версия имеется, отнесена она к временам парусного флота, когда еще приходилось лазать по реям, и чтоб не зацепиться за что нибудь ширинкой, был придуман клапан.
брюки клеш- на самом деле придумали моряки. сер.18 в. штанины, прихваченные, за низ, руками, не намокали при высадке и на палубе. англицкие матросы.

Брюки клеш в дополнение к тельняшке создают узнаваемый с первого взгляда образ моряка. Именно таким матроса представляют себе даже дети. Но почему мореходы носят именно такие брюки, а не, к примеру, зауженные? Откуда была взята такая форма, по какой причине ее ввели? Есть ли у таких брюк какие-либо практические особенности, актуальные именно для моряков, полезные для них на практике? Почему этот фасон появился именно в рамках флотской формы?

Если рассмотреть все нюансы глубже, некоторые вещи станут очевидными. Эти брюки появились в форме моряков многих стран мира совершенно не случайно.

История появления брюк клеш

Брюки клеш действительно происходят именно от флота, являются неотъемлемой частью морских традиций. Расширенные книзу штаны матросы носили еще во времена парусников. Согласно традициям и нормам, расширение вниз на брюках начиналось от бедра, а название такой одежды происходит от французского слова колокол – cloche. Несмотря на французское происхождение этого названия, официально такая одежда была введена сначала на флоте Америки, это произошло в 1810 годах. В России к такой форме перешли несколько позже, а брюки данного покроя именовались не только клешами, но и трубами. До этого моряки носили обычно широкие парусиновые или хлопковые штаны.

Практическая составляющая брюк клеш

Стопроцентно точной версии происхождения этих брюк нет, однако все исследователи склоняются к тому, что данная форма была выбрана не случайно, а из практических соображений. Это исключительно удобный покрой, который позволяет матросам с удобством, без лишних проблем выполнять свои ежедневные обязанности. Брюки обеспечивают подвижность, возможность заниматься физической работой, и при этом легко закатываются, если необходимо, к примеру, отдраить палубу, не замочив их. Штаны можно закатать, выходя на берег из не полностью причалившей шлюпки. Они исключительно удобны при необходимости подъема по мачте.


Работа моряка всегда связана с риском упасть в воду, оказаться в морской стихии. Одежда должна обеспечивать максимальные возможности для выживания в этом случае. Брюки клеш показывают себя с лучшей стороны и в этой ситуации. Если необходимо немедленно избавиться от одежды, чтобы не пойти ко дну, можно снять эти штаны прямо через ботинки. Старый тип застежки под названием лацбант, а также откидной клапан спереди обеспечивали освобождение от одежды даже в воде, снять эти штаны можно было за считанные секунды. Другие элементы одежды также были рассчитаны на это, морская куртка имеет широкий вырез, она легко снимается через голову, а ботинки имели обычно не шнуровку, а резиновые вставки (после изобретения процесса вулканизации каучука в 1839 году), что также упрощало освобождение от них.

Интересный факт: моряки гордились своей формой, причем не только ее практическими качествами, но и красотой. В брюки клеш при выходе на берег вшивались кусочки свинца по нижней части брючин – при этом штанины раздувало на ветру, они красиво колыхались. Впрочем, это было наказуемо, можно было получить выговор от начальства. Эти действия приравнивались к порче формы.

История клеш в российском флоте

Возвращение клеш на флот

Брюки клеш фигурировали во флотской форме не постоянно. В конце 19 века в российском флоте фигурировали уже прямые, не слишком широкие брюки из черного сукна, либо шерстяные. Ведь парусники постепенно уходили в небытие, специфика работы моряка стала другой, из-за этого стала меняться и форма. Однако вскоре широкие брюки снова вернулись – в 1909 году они становятся модными уже в гражданской среде. Вскоре они возвращаются на флот, но уже в офицерскую среду и в училища, становясь по большей части достоянием молодых людей. Обычный матрос не имел права их носить или перешивать стандартные прямые брюки формы. Но сразу после февральской революции ситуация вновь изменилась – каждый матрос считал своим долгом перешить брюки на клеш, либо приобрести таковые.

Это было противодействие старому строю, и как водится в таких случаях, энтузиазм иногда переходил все разумные рамки, брюки становились безмерно широкими. Брюки клеш с удвоенной активностью начали носить гражданские лица, матросы – анархисты же считали их обязательной частью формы.

Брюки клеш сегодня

В современном флоте РФ расклешенных брюк не носят, такого элемента в форме нет. Зато есть удобная и практичная форма со штанами стандартного покроя, средней ширины, которая оптимально подходит для текущих условий, в которых несут свою службу моряки.

Таким образом, брюки клеш появились во времена парусного судоходства. Этот покрой привлек своей практичностью, а также возможностью быстро снять в случае кораблекрушения, падения в воду. Брюки клеш красивы и удобны, однако сегодня они не используются как элемент флотской формы, появляясь время от времени только в рамках гражданской моды.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .