Меню

Нужны ли гендерные стереотипы? Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Гендерные стереотипы о роли женщины

Польза и вред

(с) Софья Котихина, 2017

студент Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета,

г. Челябинск, Россия

Довольно часто мы слышим фразы типа «Ну, ты же девочка…», «Как настоящий мужчина, ты должен…», «Все мужики…». Меня всегда раздражала такая абсолютизированная, упрощенная форма мышления у людей, когда пол является критерием правильности или неправильности действий, поведения человека. Я решила разобраться в этом вопросе и выяснить, напрасно ли мое негативное отношение к проблеме и насколько хорошо или плохо иметь гендерные стереотипы?

Сначала ответим на вопрос, зачем вообще нужны стереотипы? Первый очевидный ответ: «Для того, чтобы упростить жизнь». Как гласит понравившаяся мне цитата: «Стереотипы похожи на костыли при здоровых ногах: на них можно ходить, но невозможно бегать» . Разумеется, стереотипы делают жизнь проще, — на них легко опереться при отсутствии собственных знаний и мнения и нежелании обогащаться новой информацией.

Но, по моему мнению, простота здесь — весьма сомнительное достоинство.

Стереотипы нередко искажают наше восприятие действительности и в результате приводят к неверному выводу о человеке. При таком способе восприятия мы смотрим на окружающих как будто с отдаления, через призму уже готовых наборов характеристик, порожденных усредненным, обывательским мнением, и тем самым лишаем себя возможности строить собственное суждение.

К примеру, мы видим женщину полного телосложения, несущую коробку конфет.

Первой бессознательной мыслью будет мысль о том, что она собирается съесть всю коробку одна. Или молодой человек не уступает место бабушке в транспорте. Мы не думаем, что он мог устать после тяжелого дня на работе, а сразу считаем его наглым и невоспитанным.

Разумеется, стереотипы не всегда ложны. Но и это не отменяет неразумность возведения их в Абсолют, верно?

Я считаю, что одно из достоинств стереотипов — это их юмористическая сторона. Поведение человека, совпадающее с каким-нибудь стереотипным образом, часто является смешным — ворчливые бабушки на скамейке у подъезда, ВДВ-шники, купающиеся в фонтане, студент в больших очках или русский человек (согласно национальным стереотипам) обязательно должен быть в ушанке, с балалайкой в одной руке и бутылкой водки в другой. Это позволяет обнаруживать негативные черты, делать их очевидными и высмеивать их. Активное отрицание какого-либо поведения иногда вызывает желание повторить это поведение, чтобы «не быть как все», продемонстрировать свою независимость, индивидуальность. Высмеивание же показывает, что такое поведение вызывает пренебрежение, что общество считает такое поведение глупым, а выглядеть глупцом куда хуже, чем бунтарем.

Но вернемся к теме гендерных стереотипов: что говорят о них ученые?

Гендерные различия давно привлекают внимание учёных. Долгое время основной целью исследователей был поиск научных подтверждений гендерных стереотипов, то есть убедительное оправдание существующих ролей мужчин и женщин. Однако достичь этой цели не удалось: большинство исследований обнаружили гораздо больше сходств между мужчинами и женщинами, а выявляемые незначительные различия нередко имеют социальные причины. Например, мужчины, сообщают, что в отличие от женщин,

не считают себя очень склонными к эмпатии, но измерения физиологических и мимических реакций показывают, что различий в эмпатических реакциях между мужчинами и женщинами нет. Другие исследования обнаруживают, что мужчины испытывают злость, грусть и страх так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают преимущественно злость и подавляют другие негативные эмоции; женщины же, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх. Отличная демонстрация влияния общества на поведение людей, не так ли?

Как они появились?

Корни гендерных стереотипов лежат в основе традиционного распределение ролей в семье. Так исторически сложилось, что мужчина должен быть сильным, мужественным, решительным работником, который не оставит семью голодной, а женщина — женственной, хозяйственной и заботливой матерью. Сегодня, несмотря на относительную эволюцию взглядов, многим просто лень отходить от этих традиций и принимать что-то новое. Таким образом, мы соглашаемся с гендерными ролями и все время следуем им, так или иначе становясь объектами гендерных стереотипов.

Говоря о мужских и женских особенностях поведения, нельзя не затронуть тему моды .

В большинстве случаев мода оказывает влияние на отношение человека к самому себе

и окружающим; и хотя многие станут отрицать этот факт, их потребительские предпочтения подтверждают это. Рост значения моды как исторического явления —

одна из главных черт современности, а именно — отход от традиций и бесконечная потребность «нового». Как пишет Вальтер Беньямин: «Мода — это вечное возвращение нового».

Говоря о моде, чаще всего мы подразумеваем именно моду в одежде, однако следует понимать, что это понятие гораздо шире. Мода — это масштабный социальный механизм, проявляющий себя почти во всех сферах деятельности человека. Модными становятся не только вещи, но и манеры поведения, формы общения, даже вредные привычки. Но в нашем случае я хотела бы уделить больше внимания одежде.

Спектр возможности самореализации у девушек в этой сфере значительно шире:

пёстрая юбка или платье в один день, джинсы с однотонной футболкой — в другой, посещение мужского отдела одежды и покупка там чего-нибудь для себя — все это воспринимается как норма. Если же парень (особенно в нашей стране) надевает футболку, которую принято относить к женским (блестящую, полупрозрачную, обтягивающую и т.д.), воспользуется косметикой или средствами ухода за кожей,

на него как минимум начнут «косо смотреть». Почему-то для женщины допустимо быть похожей на мужчину, а мужчине быть похожим на женщину — позорно.

Мне это кажется не совсем честным. Это не значит, что все парни должны начать носить короткие юбки и блестящие футболки? Сегодня это считается ненормальным. Но парадокс влияния общества состоит в том, что когда-то то же самое считалось нормой. Вспомним традиционные шотландские килты или мужской модой 70-х годов (см. вырезки из журналов того времени).

"Культурные установки и гендерные идеологии зачастую рассматривают женщину в подчинении у мужчин или предписывают мужчинам контролировать женщин", - отметила Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй. "Такое отношение может быть настолько широко и глубоко заложено в сознании сообщества, что оно почти незаметно, за исключением его последствий, ведь они способствуют сохранению дискриминации, насилия и унижения".

Пиллэй выступала на ежегодной однодневной дискуссии, посвященной правам женщин, в рамках 26-й сессии Совета по правам человека. Она подчеркнула, что глубоко укоренившиеся гендерные стереотипы о роли женщин усиливаются неспособностью лиц, принимающих решения, добиваться реальных изменений в представлениях общества.

Член Комитета, который наблюдает за выполнением Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) со стороны государств, Дубравка Шимонович подчеркнула, что главная цель Конвенции заключается в достижении реального равенства между мужчинами и женщинами. С этой целью Конвенция рекомендует государствам упразднить дискриминационные законы и изменить дискриминационные социальные нормы.

Шимонович напомнила участникам, что статья 5 (а) Конвенции обязывает государства искоренить дискриминационные стереотипы, которые основаны на принятых в обществе ролях и свойствах, связанных с полом. Также статья 5 (б) признает общую ответственность мужчин и женщин за воспитание детей. "Это касается потребности изменить стереотипы о матери как воспитателе и об отце как о добытчике, которые упорно повторяются в семейных ролях в связи с воспитанием детей", - заявила она.

Управление ООН по правам человека поручило Симоне Кузак проанализировать, как гендерные стереотипы в судебной системе препятствуют правосудию для женщин, в особенности в делах, связанных с гендерным насилием.

Исследование выявило пять вариантов. Во-первых, они негативно сказываются на беспристрастности судей. Они также влияют на их понимание уголовных преступлений и их восприятие того, имело ли место насилие, в таких делах, как изнасилование работников секс-индустрии или замужних женщин своими мужьями, либо домашнее насилие в однополых отношениях.

Стереотипы влияют на мнение судей о надежности свидетелей и дееспособности. Например, это происходит в делах, где судьи формируют негативное мнение о достоверности показаний пострадавших, поведение которых противоречит стереотипам.

Также стереотипы могут помешать судьям привлечь преступников к ответственности или даже подвести их к осуждению пострадавшей. В довершение, стереотипы могут препятствовать доступу к юридическим правам и защите жертв насилия. В деле представленном КЛДЖ в рамках процедуры подачи индивидуальных жалоб, которое упомянула Кузак, отражены многие из этих примеров вреда стереотипов. Насильник 17-летней глухонемой девочки был оправдан судом, потому что судья счел, что пострадавшая должна была сопротивляться преступнику, чтобы защитить свою непорочность.

Говоря о влиянии стереотипов на репродуктивное и сексуальное здоровье и права женщин и девочек, профессор в области права в Университете Адольфо Ибаньес в Сантьяго (Чили) Вероника Ундуррага сообщила о существовании убеждения касательно того, что девочки не должны проявлять какой-либо заинтересованности вопросами сексуальности, в то время как мальчики-подростки должны быть более открытыми и агрессивными.

"Как юноши, так и девушки должны получать половое воспитание, чтобы предупредить беременность и аборты среди девочек, которые чаще ставятся жертвами сексуального принуждения", - говорит Ундуррага. "В вопросах воспитания системы здравоохранения должны уважать потребности девочек, которые хотят получить информацию и доступ к услугам, связанным с репродуктивным здоровьем".

Ундуррага также обратила внимание на идею о том, что замужние женщины всегда должны быть доступны для своих мужей, что отрицает их право принимать решение о том, хотят ли они вступать в половую связь. Они также уязвимы перед насилием со стороны мужей, которое зачастую не влечет судебного наказания.

Исполнительный директор Центра инвалидов и развития в Эфиопии Йетнеберш Нигусси заявила, что женщины-инвалиды давно обделены вниманием в рамках гендерного движения, и что они вынуждены сталкиваться с двойными стереотипами в связи с полом и с инвалидностью.

"Трудность принятия женщины-инвалида обществом касается двух аспектов человечности", - рассказывает она. "Сначала им нужно доказать, что они, прежде всего, личности, а потом уже инвалиды, а также им нужно утвердиться в качестве женщин".

Нигусси подчеркнула, что женщин-инвалидов считают сексуально неактивными и, таким образом, непригодными для брака. Они также с малой вероятностью могут получать образование из-за страха, что их похитят, изнасилуют или подвергнут иным формам насилия в школе. Также, в частности, женщины с умственными нарушениями, в том числе в ситуациях, когда они становятся жертвами сексуального насилия, редко рассматриваются как надежные свидетели в суде.

Исполнительный директор кампании "Белая лента" и ведущий дискуссии Тодд Минерсон отметил, что лесбиянки, геи, бисексуалы и женщины-интерсексуалы, работники секс-индустрии, женщины, злоупотребляющие наркотиками или алкоголем, женщины-мигранты и представительницы коренных народов должны также учитываться при обсуждении смешанных гендерных стереотипов.

Его организация, которая является крупнейшим в мире объединением мужчин и мальчиков, борющихся с насилием против женщин, стремится изменить пагубное понимание мужественности, которое пронизано насилием. Она также работает над признанием того, что борьбу за гендерное равенство должны вести и сами мужчины и мальчики.

Стереотип поведения - вещь обоюдоострая. Он определяет не только ожидания окружающих, но и корректирует непосредственно поведение субъекта. Не выделяться, не выпадать из общей нормы, быть таким, как нужно, быть правильным - стимул, достаточно сильный для того, чтобы всю жизнь играть навязанную обществом роль, а со временем даже забыть, что это не маска, а лицо.

Проблема гендерных стереотипов в обществе

Сейчас гендерные стереотипы обычно упоминаются в связи с дискриминацией по половому признаку. И это довольно плохо, потому что создает неправильное представление о проблеме. Беда стереотипов не в том, что они создают неправильное представление о женщинах, тем самым обеспечивая почву для дискриминации.

Проблема намного обширнее. Подобные устоявшиеся представления одинаково искажают мнение как о женщинах, так и о мужчинах, загоняя людей в узкие рамки норм и правил, навязывая им определенный способ действий. Мягкий, чувствительный мужчина наверняка столкнется с большой долей негатива именно потому, что его поведение отличается от предписываемого. Вот только дискриминацией это почему-то никто не считает.

Мужские роли, женские роли

Гендерные стереотипы существуют столько же, сколько существует человечество. Наверняка они менялись: вряд ли во времена матриархата представления о роли мужчин и женщин в социуме были одинаковыми.

И даже сейчас некоторые народности, живущие достаточно изолированно, искренне удивляются, когда им рассказывают о том, что пол определяет не только физическую силу, но и характер, образ мышления. Четкое гендерное разделение ролей - прерогатива больших социальных групп, которые могут себе это позволить. А если каждое копье, каждый меч на счету, если нужны рабочие руки, кому бы они ни принадлежали - мужчине ли, женщине ли - тут уже не до предрассудков.

Но это скорее исключение, чем правило. Наша культура унаследовала традиционную сепарацию мужского и женского начала, строгое разделение на мягкое и жесткое, активное и пассивное, инь и ян.

Еще философы Древней Греции писали о различиях между мужчинами и женщинами, наделяя их диаметрально противоположными чертами. Мужчина - сильный, активный, разумный, логичный, властный, женщина - слабая, пассивная, эмоциональная, подверженная порывам, покорная. И эти представления о психологии полов оказались на удивление устойчивыми. Шли века, один государственный строй сменял другой, менялись традиции и правила, этикет и религия. Но гендерные стереотипы оставались незыблемыми, как скалы.

Даже сейчас, когда никого не удивляет ни право женщины на работу, ни ее право избирать и быть избранной, традиционная формула «Мужчина - голова, женщина - шея» по-прежнему в ходу. И вреда от этого больше, чем пользы.

Стереотипы в действии

Впервые проблемой гендерных стереотипов заинтересовались в 70-х годах прошлого века. Тогда ученые задались вопросом о том, насколько соответствует истине то, что всем кажется очевидным фактом. Почему все уверены, что дела обстоят именно так? Это результат объективного положения вещей или просто предубежденность?

Первые исследования гендерных стереотипов выявили любопытную закономерность.

В результате проведенных опросов выяснилось, что мужчины априори считаются более компетентными и профессиональными, их успехи объяснялись высоким уровнем знаний и хорошей подготовкой, а карьерный рост оценивался как естественное следствие таких преимуществ. В то же время женщины, по мнению опрашиваемых, либо добились успеха случайно, либо специально стремились занять более высокую ступеньку в социальной или профессиональной иерархии, прилагая к этому дополнительные усилия. Именно так проявляли себя гендерные стереотипы. Примеры таких искажений восприятия весьма многочисленны. Во время эксперимента наблюдателям предлагали оценить уровень подготовки студентов. При одинаковой компетентности ответы мужчин всегда оценивались выше, чем ответы женщин, хотя фактически разницы не было.

Необъективность как норма

Впрочем, у этого социального феномена есть и обратная сторона. Тот же эксперимент с опросом студентов показал, что если отвечающие одинаково некомпетентны, то наблюдатели склонны завышать оценки именно женщинам, находя мужчин по сравнению с ними менее знающими.

Предъявляя к сильному полу завышенные требования, социум предоставляет им фору, но жестче судит за любой промах. Это оборотная сторона медали. Говоря о том, что современные гендерные стереотипы ущемляют женщин, нельзя игнорировать и тот факт, что они также ущемляют и мужчин. Просто необъективность проявляется в оценке других факторов.

Если женщине социум с трудом прощает успех, то мужчине никогда не простят провала. Социальные стереотипы требуют, чтобы юноша одерживал победу за победой, в любом другом случае он будет признан неудачником.

Стереотипы с точки зрения этологии

Самое необычное в сложившейся ситуации то, что и мужчина, и женщина действительно по-разному видят мир. Эти отличия не кардинальны, но они есть. У любого биологического вида поведение самцов и самок разнится. Причем различия эти находятся совсем не там, где их предполагают найти стереотипы. Примеры тому многочисленны. Скажем, легендарная тестостероновая агрессивность самцов. В отношении гомо сапиенс именно этим оправдывают склонность мужчин к насилию.

На самом деле внутривидовые бои носят скорее показательный характер, их назначение всего лишь привлечь внимание самки, а не уничтожить противника. Это такая же демонстрация, как токование у тетеревов или ритуальные танцы у журавлей. В противном случае самцы просто перебьют друг друга - и популяция вымрет.

Борьба за лидерство выглядит совсем иначе. Здесь все определяет не столько физическая сила и агрессивность, сколько интеллект и сила воли. Здоровый, злобный и тупой - не лучшие качества для лидера. Особенно хорошо это видно на примере популяций, чье выживание напрямую зависит от совместных скоординированных действий. Собаки, волки, широко всем известные сурикаты. И в таких популяциях лидер-самка - не редкость. Но то, что естественно в природе, гендерные стереотипы с негодованием отвергают.

Актеры и роли

Возникает парадокс. Оправдывая устоявшиеся поведенческие модели, люди ссылаются на природные наклонности, при этом не обращая внимания на то, что в своем первозданном виде такие инстинкты реализуются совсем иначе. Гендерные стереотипы в обществе предполагают, что по умолчанию ведущий - мужчина, а ведомый - женщина, никак не увязывая вопросы лидерства с возможностями психики. В то же время в природе это зависит сугубо от личностных характеристик и ни от чего больше. Управлять будет самый умный, самый энергичный и самый решительный, потому что так лучше для популяции. А уж половая принадлежность лидера - факт малозначимый и никому не интересный. Если, конечно, речь идет не о стаде коров - так там особой потребности в интеллекте и не наблюдается.

Причины возникновения стереотипов

Почему же возникли гендерные социальные стереотипы? Теорий на этот счет существует много.

В качестве причин ученые называли и социальные факторы, и экономические, и исторические. Самая распространенная теория гласит, что по мере усложнения хозяйственных процессов все большее значение приобретала грубая сила, которой обладали именно мужчины. Если в первобытном обществе функции, выполняемые обоими полами, были равно важны, то при переходе к оседлости и культурному земледелию именно мужчины стали выполнять активную функцию.

Строительные работы и занятие сельским хозяйством требовали приложения значительной силы. То же касалось и военных конфликтов, которые приобрели организованную форму, перестав быть просто столкновением двух кочующих племен.

В подтверждение этой теории говорит тот факт, что именно в конце 20 века, когда автоматизация производства нивелировала значение физической силы, гендерные стереотипы в современном обществе подверглись ревизии.

Мужчина: миф и реальность

Если ученые, придерживающиеся такой версии, правы, гендерная сегрегация на том этапе развития была вполне оправдана. Больше шансов на выживание у того племени, в котором больше сильных боеспособных мужчин.

И абсолютно логично, что именно эти качества культивировались, насаждались в ходе воспитания. Стереотипы о мужчинах знакомы всем. Сильный, уверенный, активный, рассудительный, прирожденный боец и лидер, кормилец семьи.

Качества очевидно хороши. Человек, обладающий всеми этими достоинствами - это же просто помесь Кларка Кента, Альберта Эйнштейна и Александра Македонского. Вряд ли найдется кто-то, кому не хотелось бы стать таким совершенством. Беда в том, что реальный мужчина редко соответствует заданным стандартам. И, пытаясь дотянуться до идеала, наживает невроз, гастрит и хроническую депрессию. Не справляешься с ролью кормильца? Неудачник. Физически неразвит? Неудачник. Не можешь сделать карьеру? Конечно же снова неудачник!

Мальчика с детства учат держать эмоции при себе, не плакать и не жаловаться. А потом оказывается, что единственный способ справиться с сильными эмоциями для мужчины - это алкоголь. Все другие ведь под запретом. Настоящий мужик не плачет в жилетку, он пьет и решает свои проблемы сам. Подобный стереотип поведения вряд ли может считаться конструктивным.

Чего ждут от женщины

То же касается и женщин. Образ «хорошей девочки» тоже сам по себе неплох. Доброжелательная, неконфликтная, общительная, сочувствующая. Заботливая мать и жена, трудолюбивая хозяйка. Наверняка в реальности такая женщина произведет самое благоприятное впечатление на окружающих, и это будет абсолютно справедливо. Карьерные устремления - это, конечно, хорошо, но не они отличают хорошего человека от плохого. Если девочка ощущает себя именно такой, если ей легко и комфортно в рамках этих представлений - что ж, значит, ей повезло. Ее внутреннее самоощущение и стереотипы о женщинах не будут вступать в противоречие.

Проблемы возникают тогда, когда девочка заданным стандартам не соответствует. В этом случае объективно хорошие, полезные качества - напористость, активность, решительность - подавляются и воспринимаются исключительно в негативном ключе.

Стереотипы - причина необъективности

Именно такая двойственность трактовок и оценок и выступает в качестве основного разрушительного фактора. Формирование стереотипов предполагает, что одно и то же поведение оценивается по-разному в зависимости от того, кто именно совершает действие, мужчина или женщина.

Плачет девушка? Она просто очень ранимая и чувствительная. Плачет парень? Хлюпик и слабак. Девушка спорит и отстаивает свое мнение, не соглашаясь на компромисс? Склочная стерва. То же самое делает парень? Он просто уверен в себе и решителен.

Система оценок, построенная не на объективных критериях, а на субъективных представлениях о правильности поведения того или иного человека, корректной быть не может. А, значит, эффективность социального взаимодействия снижается. Люди делают не то, что умеют делать хорошо, а то, что считают правильным, пусть и на порядок хуже.

О власти и не только

Почему же стереотипы, если они настолько неэффективны, все еще существуют?

Один из крайне важных факторов - распределение власти. Быть мужчиной - быть лидером по определению. Не нужен ни ум, ни сила. Можно не добиться ничего в этой жизни. Все равно мужчина по отношению к женщине автоматически занимает лидирующую позицию. Именно по такому принципу строятся гендерные стереотипы в семье, и не только там. Лучший начальник - мужчина. Лучший служащий - мужчина. Лучший организатор - мужчина. Сломать этот стереотип, отказаться от него для мужчины, в реальности такими качествами не обладающего, - это признать себя неудачником.

Вместе с тем на мужчин падает огромная ответственность, вне зависимости от того, готовы они к этому или нет. Человек, не желающий быть лидером, предпочитающий позицию ведомого, получает в руки вожжи и должен править. Вряд ли он справится с этим хорошо. И наверняка он будет чувствовать себя очень и очень некомфортно. Гораздо логичнее было бы, если роли в социуме распределялись в соответствии с личностными характеристиками, а не по половому признаку.

Но пока миром правят стереотипы, ситуация вряд ли изменится к лучшему.

Третья группа гендерных стереотипов - это стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

Маскулинность-фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. В коллективном сознании глубоко укоренились представления о том, что мужчины и женщины, во-первых, обладают разными социально-психологическими свойствами, во-вторых, эти свойства противостоят друг другу. Речевой штамп «противоположный пол», наглядно иллюстрирует это противостояние. Маскулинность отождествляется с активно-творческим, культурным началом, а фемининность - с пассивно репродуктивным, природным. Такие стереотипные представления полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны.

Стереотипы всех групп подчеркивают различия в психологии, предназначении и социальной активности мужчин и женщин. Причем в основе этих различий лежит идея о превосходстве «мужского» над «женским». Для того чтобы убедиться в этом, следует поговорить о содержании каждой из групп стереотипов.

Структура и содержание стереотипов маскулинности /фемининности

Систематическое исследование гендерных стереотипов началось в западной социологии в 70-е годы. В настоящее время гендерные стереотипы находятся в центре внимания ученых самых разных специальностей – культурологов, психологов, социологов, политологов и т.д. В последние годы эта тематика успешно разрабатывается не только западноевропейскими, американскими, но и российскими учеными , , , .

Первые исследования были посвящены изучению содержанию стереотипов фемининности/маскулинности и определению, в какой мере они соответствуют действительности. Однако до сих пор категории «фемининность» и «маскулинность», как часть гендерных стереотипов не имеют однозначного токования. И.С.Кон , определяя содержание маскулинности, рассматривает ее с трех разных позиций, которые вполне приложимы и к категории «фемининность».


1.
Маскулинность и фемининность - этоописательные категории, обозначающие совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин и женщинам, в отличие от мужчин.

2.
Маскулинность и фемининность это категории, обозначающая один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина и женщина и какие качества им приписываются.

3.
Маскулинность и фемининность - это система предписаний входящих в идеальные, образы «настоящего мужчины» и «истинной женщины», своего рода нормативные эталоны.

Проводимые в разных странах и по разным методикам исследования,позволили получить достаточно полную картину имеющихся в коллективном сознании стереотипных представлений фемининности и маскулинности. В результате социальная психология гендера обогатилась следующими данными:


  • подробный перечень «истинно мужских» и «истинно женских» качеств;

  • стереотипные образы мужчин и женщин, внутри которых определены качества, характеризующие: физические особенности; умственные способности; эмоциональную сферу; сферу ценностей и морали;

  • стереотипные представления о поведении и качествах мужчин и женщин, проявляющихся в межличностных отношениях;

  • стереотипные представленияо профессиональных способностях;

  • характер изменений в содержании гендерных стереотипов, связанных с возрастом, расой, этнической принадлежностью, при сохранении общей картины «типично мужских» и «типично женских» образов.

Таким образом, стереотипы маскулинности/фемининности есть культурные представления о мужских и женских качествах, образах и предназначении. Их содержание отражает идею о том, что биологические (половые) различия обуславливают социально-психологические характеристики мужчин и женщин. В современном общественном сознании, в практиках межгруппового и межличностного взаимодействия такие стереотипные образы мужчин и женщин рассматриваются как «истинные». По мнению Ф.С. Джейс , являясь «истинными», гендрные стереотипы трансформируются в образы «истинной» фемининности и «истинной» маскулинности. В результате, существующие нормы качеств и поведения превращаются в предписания и определяют поведение и статусные характеристики мужчин и женщин в обществе.

Традиционная маскулинность включает много положительных черт, которыми мы гордимся и в которых мы черпаем силу, но она содержит так же качества, которые ограничивают нас и причиняют нам вред.

Официальная декларация NOMAS. 1991г . 1

Термин «маскулинность» не тождественен понятию «мужественность». В Толковом словаре русского языка, И.С. Ожегов дает следующее определение слова «мужественный»: «обладающий мужеством, выражающий мужество». «Мужество» И.С. Ожегов толкует как «храбрость, присутствие духа в опасности» . Следовательно, мужественность включает не столько качества, присущие мужчинам, сколько положительное нравственное качество, не связанное ни с полом, ни с гендером. Определение «мужественный» применимо и к мужчине и к женщине («мужественная женщина»). Маскулинность означает некоторую совокупность качеств, которые в культуре принято считать мужскими. «Маскулинный мужчина» означает, мужчину у которого в высокой степени выражены маскулинные характеристики. Применение данного термина в отношении женщины («маскулинная женщина») имеет двойное значение. В первую очередь, это преобладание в ее характере и поведении «мужских» качеств. Во-вторых, определение «маскулинная женщина» несет в себе оценку, то есть характеризует женщину как мужеподобную.

Первая группа качеств, входящих в стереотип маскулинности описывает физические данные мужчин. От мужчин ожидается наличие физической силы, выносливости, высокой биологической (двигательной, силовой, сексуальной) активности. Причем имеется в виду, что мужчина не только обладает этими качествами, но и должен постоянно проявлять и на деле доказывать их наличие.

Личностные качества, входящие в стереотип маскулинности, в первую очередь характеризуют мужчин, как деятельных и активных , то есть способных выполнять инструментальную роль. Им приписываетсястремление к достижению, предприимчивость, решительность, настойчивость, отвага, целеустремленность, уверенность в своих силах, независимость, способность вести дела, зарабатывать деньги.

Поскольку в патриархальной культуре «власть» традиционно соотносится с мужским началом, а «подчинение» - с женским, то «настоящему мужчи­не» приписываются лидерские качества . Среди них – властность, влиятельность, способность принимать решения, объективность, ум, сила, авторитетность, стремление к лидерству и способность быть лидером. Перечисленные качества составляют не только идеал правителя, но и идеал мужчины, и воспроизво­диться на всех уровнях и микроуровнях власти (политическом, экономическом, социальном, семейном) .

Стереотипы относительно характеризуют мужчин как знающих и компетентных, рационально и логично мыслящих. Считается, что мужчины обладают более быстрым, по сравнению с женщинами умом, им в большей степени присуще абстрактное мышление и способность к критическому анализу, креативность.

В эмоциональной сфере маскулинность так же содержит позитивные характеристики. Мужчины воспринимаются как эмоционально устойчивые, то есть испытывают мало чувств и в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы самостоятельно, без помощи других. «Мужскими» так же считаются способность отделить рациональные доводы от эмоциональных, контроль над своими чувствами, сдержанность, они менее экспрессивны, чем женщины. Среди негативных характеристик, связанных с эмоциональной сферой - бесчувственность, неспособность к сопереживанию, холодность, черствость.

Стереотипы о поведении мужчин в межличностных отношениях непосредственно связаны с характеристиками их эмоциональной сферы. Они полярны, как по содержанию, так и по оценке. Мужчинам приписывается с одной стороны прямота, с другой, бестактность и грубость. Позитивные качества - самообладание, надежность, ответственность сочетаются в образе мужчины с эгоизмом, стремлением конкурировать, соперничеством, бесчувственностью, жестокостью. Справедливость противостоит отсутствию милосердия и жалости. Стереотипным является так же представление о непостоянстве мужчин, их неспособности выстраивать и поддерживать отношения с одной женщиной. Причем такое качество оправдывается убеждениями типа: «мужчины полигамны, потому что они так устроены от природы». Еще одна характеристика мужчин в сфере межличностных отношений может быть представлена понятием «мужская дружба», которое является синонимом понятию «настоящая дружба» и характеризует мужчин как надежных, преданных, способных к взаимовыручке.

В сфере морали образ мужчины так же имеет неоднозначный характер. В коллективном сознании укоренился набор мужских качеств, входящих в так называемый «мужской кодекс чести». Он включает благородство, честность, верность слову и долгу. С другой стороны, существуют большое количество стереотипов, согласно которым «мужчины - существа безрассудные, безответственные, и только женщина способна держать их в рамках», «мужчины по природе своей сексуально распущены, и, чтобы удержать их при себе, женщинам надо очень и очень стараться». Подобные убеждения разделяют и мужчины и женщины, и ни тех и ни других не смущает очевидное противоречие таких суждений. Например, что мужчины «по природе» и рациональны, и безответственны, хотя рационализм, казалось бы, должен порождать в человеке чувство ответственности.

Стереотипизации подвергается и набор социальных ролей . Маскулинность тради­ционно связывается с публичной сферой - участием в жизни общества. Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчин являются именно профессиональные роли. В связи с этим, мужчина воспринимается, прежде всего, как работник и гражданин.

Стереотип маскулинности соотносится с идеей успешности и статуса. От мужчин ожидается способность и стремление достигать определенного, желательно высокого социального положения (норма статуса) и уважения других . Норма успешности и статуса – это гендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется его успехами на службе и величиной заработка. Мужественность, таким образом, конструируется вокруг положения в обществе, богатства и власти. В связи с этим, носителю традиционной мужественности предписывается никогда не останавливается на достигнутом, а постоянно двигаться вперед и дальше, подтверждая свой статус, вне зависимости от избранной им сферы (профессиональной, политической, спортивной и т.д.), так как «силу игрока смотрят по последней игре».

Завершая обзор содержания маскулинности, следует отметить стереотип антиженственности , который предписывает мужчинам избегать видов деятельности, моделей поведения и любых проявлений, которые в культуре считаются женскими. Данный стереотип выражается в виде запретов, и характеризует мужские качества через отрицание: мужчины не плачут; не проявляют слабость (не показывают что им страшно, больно); не ищут помощи, поддержки, не занимается женскими домашними делами и пр. Функциональное значение этих стереотипных запретов состоит в усилении «истинно мужских» качеств и обозначении границы, за пределами которой утрачивается мужественность, и те привилегии, которыми она наделяет мужчину .

Итак, в коллективном сознании образ «истинного мужчины» включают набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Маскулинность отождествляется с инструментальностью, то есть ориентацией на выполнение предметной деятельности, связанной с преодолением физических трудностей, функций руководства, поддержания дисциплины, «добывания», способах совладания с внешней средой и выполнения деятельности. Стереотипы маскулинности в большой степени категоричны, однозначны, о чем свидетельствуют нормы антиженственности. Однако следует отметить, что чрезмерная акцентуация маскулинных черт приобретает уже негативную оценочную окраску. Отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм, индивидуализм. В целом же, маскулинность в большей степени ассоциируется с положительными качествами, нежели фемининность.

«Женщиной не рождаются, женщиной становятся…».

Симона де Бовуар. 1

Прежде чем перейти к описанию стереотипов фемининности, следует развести два понятия: «фемининность» и «женственность». В словаре И.С. Ожегова нет слова «женственность», но есть «женственный», которое имеет следующее значение: «с качествами, свойствами женщины, мягкий, нежный изящный» . «Женственность» - это культурный термин, включающий ожидания, предписания и фантазии патриархального общества относительно женщины. Внимательное рассмотрение данного понятия позволяет выделить в нем три группы качеств: 1) физическая красота, изящество; 2) таинственность - меняющийся, неподдающийся точному описанию образ, что подтверждается такими чертами как обаяние, притягательность, соблазнительность, наличие влекущей внутренней силы, обладание мудростью, тайным знанием; 3) материнские качества: мягкость, нежность, теплота. По своему содержанию понятие «женственность» напоминает проекцию анимы. В связи с этим, определение, данное Большим социологическим словарем правомерно: женственность – «это категория, данная женскому образу или поведению патриархатом» . Как известно, анима имеет полярную структуру, и в ней присутствуют две стороны – светлая и темная.

В обыденном сознании женственность в большей степени наделяется позитивными качествами. Таким образом, в понятии и образе женственности заложены стереотипы коллективного сознания, которые характеризуют женщину как объект, призванный с одной стороны вызывать восхищение своей красотой, изяществом, с другой быть доступным, безопасным (мягкий, нежный). Когда про женщину говорят, что она женственна, то имеют в виду, что она обаятельна, красива, притягательной внутренней красотой, мягкая. Применительно к мужчине («женственный мужчина») данный термин означает отсутствие мужских качеств, чрезмерная мягкость, податливость, слабость, то есть имеет негативную окраску.

«Фемининность» - это научный термин. Стереотипы фемининности включают представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин .

Описание фемининности следует начать с анализа стереотипов относительно физических особенностей женщины, которые содержат физические характеристики и нормы. Согласно гендерным нормам, женщина не только должна быть физически привлекательной, но и обязана заботиться о своей привлекательности, поддерживать физическую форму, ухаживать за собой. Известное выражение «слабый пол» достаточно точно характеризует восприятие женщины как слабого существа: легко подверженного болезням, менее выносливое, по сравнению с мужчинами, нуждающееся в опеке и защите.

До сих пор коллективное сознание склонно воспринимать женщину не иначе как через ее репродуктивную функцию, значение которой заключается в рождении и воспитании детей, проявлении заботы о них и регулировании взаимоотношений внутри семьи. Поэтому в личностной сфере женщине в первую очередь приписывают качества, ассоциируемые с эмоциональностью. Как и маскулинность, в эмоциональной сфере фемининность содержит характеристики с разными знаками оценки, причем негативные оценки преобладают. Считается, что женщины чрезмерно эмоциональны, легко возбудимы и ранимы. Они тревожны, склонны к перемене настроения, жалобам, плаксивы, капризны, истеричны. Как позитивные оцениваются чувствительность и большая по сравнению с мужчинами эмпатия.

Восприятие интеллектуальных способностей женщин находится в тесной связи с приписываемой ми эмоциональностью. Существует убеждение, что, находясь во власти эмоций, женщины не способны рационально рассуждать, логически мыслить, они иррациональны, и даже глупы. В подтверждение этому можно вспомнить весьма распространенное выражение: «женская логика». Единственным социально-одобряемым атрибутом женщины в когнитивной сфере является интуиция - качество, которое отсутствует в стереотипном образе мужчины.

Стереотипные представления о поведении и качествах женщин, проявляющихся в межличностных отношениях, формируют весьма неоднозначный образ женщины, который соответствует известной логике гендерных стереотипов - полярность. Именно в этой сфере в большей степени проявляется механизм «расщепления» стереотипа на два противоположных элемента: «хороший» и «плохой». Обычно, как позитивные оцениваются такие «женские» качества как мягкосердечие, заботливость, тактичность, вежливость, чувствительность к состоянию другого, склонность к проявлению чувств, мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям, способность пожертвовать своими интересами, ради детей, семьи, благополучия близких. Среди негативных характеристик следует отметить стереотипное мнение о женском непостоянстве, о том, что в силу своей неуверенности, женщина может подвести и на нее трудно полагаться в серьезных ситуациях. Так же существуют довольно устойчивые стереотипы о том, что женщины не сдержаны, болтливы, ворчливы, хитрые, поэтому им не следует безоглядно доверять. В коллективном сознании глубоко укоренилось убеждение о том, что между женщинами не может быть настоящих дружеских отношений, женщины могут только конкурировать, а предмет их конкуренции - внимание мужчин, потому как они одержимы идеей замужества. В отношениях с мужчинами они способны проявлять хитрость и коварство, способны посредством своего обаяния и «женских чар» соблазнить, подчинить и даже погубить его. Подобные стереотипы о женщине вводят нас в сферу морали.

Стереотипы, характеризующие женщин с точки зрения морали , являются следствием того, как понимается в культуре ее предназначение, и какое место ей отведено в обществе. С одной стороны, как мать, женщина наделяется такими качествами, как добродетель, способность к самопожертвованию, душевность. Благодаря этим способностям она скрепляет семью, воспитывает детей, передает им социальные навыки, нравственные нормы, религиозные и эстетические ценности. Однако такой взгляд на женщин имеет и обратную сторону. Любое отступление женщины от традиционной роли матери и выход ее за пределы семьи негативно сказывается на ее моральном облике. Исследовательница Дж. Хантер, проанализировав образы женщин в истории, пришла к выводу, что процесс женской эмансипации со времен глубокой античности связывался с деструктивными социальными последствиями, с распадом морали и разрушением семьи. Так, в качестве одной из причин гибели Римской империи исследователи называют далеко зашедший процесс женской эмансипации . Таким образом, мы видим, что позитивные аспекты фемининности имеют целью закрепить за женщиной выполнение определенных ролей, и тем самым контролировать их выполнение, ибо любое отклонение от заданной роли дискредитирует ее в глазах окружающих.

Следует несколько слов сказать о негативном стереотипе «женщины-соблазнительницы». Как было сказано выше, гендерные стереотипы приписывают мужчинам большую искушенность в вопросах секса. Однако данный стереотип не умаляет достоинства мужчин, скорее наоборот. В отношении женщин взгляд иной. Женщина как сексуальный объект привлекает мужчину, сексуальное же влечение согласно христианской доктрине считалось греховным, но коллективное сознание винит не мужчину как носителя греха, а женщину («сосуд греховный»), так как именно она является первопричиной мужского греха. В более ранние времена мужчины боролись за внимание женщины, последствия таких состязаний порой были трагичными, но обвинялась женщина, так как она была причиной раздора, она сбивала мужчин с пути истинного. По сей день живут стереотипные представления о женском коварстве и неумеренной чувственности, и как следствие неверности, непостоянстве.

Стереотипное представление о женщинах приписывает им исполнение определенных социальных ролей. Фемининность связана с приватной сферой - семьей, домом, воспитанием детей, поэтому, стереотипные женские роли это в первую очередь - жена и мать, и только потом работница. Считается, что замужество и материнство остаются главными конечными целями женщины в соответствии с ее ожидаемой ролью в обществе. Однако следует отметить, что данный стереотип в настоящее время претерпевает существенное изменение. По мере того как все больше и больше женщин предпочитают работать, а не оставаться дома, представление о несовместимости деловой карьеры и женственности постепенно становится достоянием прошлого.

Стереотипы фемининности включают набор качеств, которые характеризуют профессиональные способности женщины. В связи с тем, что фемининность в первую очередь ассоциируется с пассивностью, нерешительностью, осторожностью и конформизмом. Предполагается, что женщины не способны занимать высокие управленческие должности и выполнять работу, предполагающую контроль ресурсов, и решение серьезных производственных проблем. Согласно исследованиям С. Филпс и Н. Остин, до сих пор бытует мнение, что женщины менее способны иметь дело с заданиями, требующими точного анализа, планирования, и испытывают трудности при работе с цифрами и бюджетом .

Стереотипным является убеждение, что природные качества позволяют женщинам заниматься в основном исполнительским и обслуживающим трудом, они лучше справляются с гуманитарными профессиями, социальной работой. Работа женщины в составе рабочей силы это чаще всего продолжение ее роли домохозяйки и матери. Все сказанное свидетельствует о наличии в коллективном сознании стереотипа о «непрофессиональности» женщин, согласно которому профессиональные способности женщин всегда значительно ниже мужских. Считается, что для выполнения работы ей требуется затратить больше усилий и времени, чем мужчине. Успехи женщины объясняются главным образом упорством, усердием и скрупулезностью, а не способностью рационально мыслить, принимать решения, умением грамотно организовать работу. Успех и достижения женщины воспринимаются либо как исключение, либо связываются с использованием непрофессиональных подходов, предполагается, что женщина продвигается за счет какого-то мужчины, а значит не честно.

Подробное рассмотрение содержания стереотипов маскулиности /фемининности позволяет сделать следующие выводы. Они не являются нейтральными, так как имеют оценочный характер, и они аффективно заряжены. В подавляющем большинстве позитивными считаются качества, соотносимые с маскулинностью. Стереотипы маскулинности /фемининости трактуют различия качеств, присущих мужчинам и женщинам как полярные противоположности. Смысл поляризации состоит в том, что представителям мужского пола приписываются наиболее ценные характеристики, значимые для поддержания статуса мужчин в системе властных отношений патриархального общества; так формируется образ «настоящего мужчины». Следовательно, «маскулинность» существует не иначе как в контрасте с «фемининностью». Стереотипный образ женщины как слабой, зависимой, эмоциональной иррациональной необходим, чтобы оттенить и усилить традиционный образ мужественности – сила, ум, рациональность, активность, самообладание.

Механизм противопоставления действует и внутри стереотипов маскулинности/фемининности, «расщепляя» каждый на два противоположных элемента. Поэтому стереотипные образы и мужчин и женщин всегда амбивалентны, содержат и «хорошие» и «плохие», характеристики. Причем противопоставляемые характеристики взаимосвязаны. Расщепление имеет цель укрепить «истинные» стереотипные образы существованием негативного «мужского» и негативного «женского» стереотипа, и тем самым контролировать и поддерживать установленный гендерный порядок. Такой процесс стереотипизации воссоздает в коллективном сознании упрощенные образы представителей мужской и женской групп, которые призваны репрезентировать сущность всех мужчин и всех женщин, не допуская возможных различий и исключений из общих правил. Совершенно очевидно, что таких мужчин и женщин, которые соответствовали бы стереотипным образам, не существует. В действительности же любой человек, независимо от пола есть уникальное сочетание личностных и профессиональных качеств, жизненного опыта, мотивов, ценностей и социальных достижений, которые в совокупности могут не только значительно отличаться от «истинных» образцов, но и опровергать их «истинность».

Гендерные стереотипы в различных культурах
Да и сами понятия «мужественность» и «женственность» при всей их общечеловеческой универсальности имеют определенную национально-культурную специфику.

А.В. Кирилина

Среди факторов, влияющих на гендерную стереотипизацию мужчин и женщин, исследователи выделяют этническую и расовую принадлежность человека, а так же его пол, возраст, уровень образования.

Наиболее изученным является влияние расового и этнического факторов на содержание гендерных стереотипов. Данными исследованиями в большей степени занимались американские ученые. Было выявлено, что чернокожие мужчины воспринимаются как менее компетентные, менее независимые, менее предприимчивые по сравнению с белыми. Чернокожие женщины, напротив, воспринимаются как более активные, более независимые и менее эмоциональные, по сравнению с белыми женщинами.

Латиноамериканским мужчинам приписывают гипермаскулинность, а женщинам - особую женственность, любовь, материнство, выносливость. Выявлена специфика восприятия француженок и французов, немцев и немок, женщин и мужчин из других национальных групп. Национальный стереотип («англичанин вообще», «немец вообще» и т.д.) базируется, как правило, на мужском стереотипе соответствующей нации.

Психологические исследования гендера проводились большей частью среди белых европейцев и американцев, представителей среднего класса. В связи с этим оставались открытыми вопросы: Существуют ли различия в восприятии мужчин и женщин в других культурах? Гендерные нормы и роли являются универсальными для всех культур, или же есть отличия? Каковы эти отличия? Какова роль культуры в создании и поддержании гендера? Получить ответы на эти вопросы позволили кросс культурные исследования.

Как известно, культура – это совокупность отношений ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка, и ли других средств коммуникации. Поэтому исследователи исходили из предположения, что в каждой культуре существует распределение полов по разным социальным ролям, за которыми закрепляются соответствующие нормы, ожидания, предписания, выраженные, в том числе и языке.

На сегодняшний день, наиболее масштабное кросс-культурное исследование было проведено психологами Джоном Вильямсом и Деборой Бест. В своей книге «Измерение стереотипов, связанных с полом: исследование тридцати народов» авторы представили обширный материал, об особенностях восприятия психологических качеств мужчин в разных культурах. Для этой цели ученые опросили мужчин и женщин из 25 стран. Респондентам предлагали список из 300 прилагательных, которые используются для описания людей и просили по каждому прилагательному решить, связывают ли его чаще с мужчинами или с женщинами. Результаты получились следующие.

В 19 из 25 странах (75%) качества приписываемые мужчинам и женщинам практически совпали. В этих станах количество прилагательных используемых для описания мужчин почти в два раза больше, чем для женщин (из 300 прилагательных 48 ассоциировались только с мужчинами и 25 прилагательных приписывались только женщинам). Список прилагательных указан в Таблице 2.

Проанализировав полученные данные, исследователи выявили общие закономерности в восприятии мужчин и женщин. Мужчины воспринимаются как рациональные, властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. Женщины как эмоциональные, зависимые слабые, боязливые сентиментальные, нежные и не деятельные. В целом образы мужчин и женщин совпадали с традиционными стереотипами, выявленными ранее.

Однако, Д. Бест и Дж. Вильямс нашли несколько исключений из общих «правил». Страны отличает степень дифференциации мужчин и женщин по приписываемым им психологическим качествам. В Германии и Малайзии дифференциация была ярко выражена, то есть образы мужчин и женщин сильно отличаются по своим характеристикам друг от друга. В Индии и Шотландии, напротив, такой дифференциации не выявлено.

Ученые так же заметили некоторые отличия в определении мужчин и женщин. Например, определения: «заносчивый», «ленивый», «шумный» «грубый», ассоциируемые в большинстве стран с мужчинами, в Нигерии их связывают с женщинами. В Малайзии прилагательные «напористый», «шутливый» ассоциируются с женщинами. В Японии женщин, а не мужчин воспринимают как хвастливых, неорганизованных, и несносных.

Была выявлена степень предпочтительности мужских и женских качеств. Страны значительно различались по предпочтительности, ассоциируемой с мужскими и женскими стереотипами.

Ученые получили данные, показывающие, что не во всех странах мужские стереотипы имеют позитивную окраску. Например, в Австрии, Бразилии, Перу, Италии мужские стереотипы оказались довольно неблагоприятные, в то время как в Японии, Нигерии, ЮАР и Малайзии они скорее благоприятные. В Италии, Перу и Шотландии стереотипы относительно женщин достаточно положительны, а в ЮАР, Нигерии, Японии и Малайзии они оказались отрицательными. Только в двух странах, (Финляндия и Тринидад) не обнаружены явные различия в предпочтительности мужских и женских стереотипов. В одиннадцати странах мужские стереотипные характеристики расценивались как предпочтительные, в двенадцати предпочтение отдавалось женским стереотипам.

Для объяснения различий между странами в предпочтении гендерных стереотипов, Бест и Вильямс сравнили данные страны по следующим показателям: экономическое, социальное развитие и основные вероисповедания. Единственным значимым фактором оказалась религия . Женские стереотипы были более благоприятными в тех странах, где традиции включают поклонение божествам и святым женского пола, и где женщине позволено участвовать в религиозных церемониях. В католических странах стереотипы, связанные с женщинами, расценивались как более положительные, чем в протестантских странах. Известно, что в католицизме существует культ Девы Марии, и сан монахини. В Пакистане женские стереотипы в большей степени носят негативный характер, чем в Индии. В исламской теологии Пакистана все значимые религиозные фигуры – мужчины, и отправление религиозных обрядов осуществляется только мужчинами. Основной религией

Таблица 2.

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи образов мультипликационных фильмов и гендерных стереотипов дошкольников

1.1 Психологический анализ понятия «гендерный стереотип»

1.2. Особенности гендерных стереотипов в поведения мужчин и женщин

1.3.Влияние мультипликационных образов на восприятие гендерных стереотипов дошкольников


Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи образов мультипликационных фильмов и гендерных стереотипов дошкольников

Психологический анализ понятия «гендерный стереотип»

(Стереотип-что это такое, а после идет(и + и - стериотипов, что такое гендерный стереотип))В настоящее время мы все чаще сталкиваемся со стереотипами, которые могут касаться абсолютно любой сферы в повседневной жизни человека. Одни стереотипы могут затрагивать этнический аспект. Это можно проследить в таких утверждениях, как «норвежцы спокойны и медлительны, итальянцы экспрессивны и темпераментны», когда рассматриваются особенности национального характера. Другие стереотипы касаются профессиональных групп, а именно «все врачи – циники». Третьи – социального статуса: «люди высшего класса более умные, чем из низшего сословия». Наша цель проанализировать стереотипы, в которых содержатся различные суждения о качествах и свойствах, присущие мужчинам и женщинам.

В настоящее время можно встретить множество определений понятия «гендерный стереотип».Если мы обратимся копределению?(кто это, психолог,врач или… и так к каждой фамилии) А.В.Меренкова, то увидим, что он рассматривает гендерный стереотип какустойчивую программу восприятия, поведениячеловека. Он акцентирует наше внимание на том, что они напрямую зависят от принятых в данномобществе норм и правил жизнедеятельности представителей конкретного пола[меренков]. В другом определении они представлены устойчивыми представлениями о различиях между мужчинами и женщинами для конкретного общества в определенный исторический период [генд.подх.Штылева]. Схожее трактование изучаемого нами понятия мы можем встретить у И.С.Клециной. Его она рассматриваетв качестве стандартизованных представлений о моделях поведения и чертах характера, которые соответствуют понятиям «женское» и «мужское» [клецина].

Если мы обратимся к мнению зарубежного автора Ф. Л. Джеса, то увидим иное представление о гендерных стереотипах. Ф. Л. Джес считает гендерные стереотипы «истинными», трансформирующиеся в ценности и формирующие нормативные образы «истинной» фемининности-маскулинности. Также автор утверждает, что они определяют статусные характеристики женщин и мужчин, а именно закрепляется доминирующее положение мужчин в отношении женщин [джес].


Рассмотрев несколько определений данного понятия, мы можем трактовать гендерные стереотипы как совокупность образов поведения и черт характера мужчин и женщин.(это кто сказал?) Они упрощены, устойчивы, а также эмоционально окрашены. Изучаемые нами данные стереотипы можно проследить во многих сферах жизни человека, а именно в самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии[малкины-пых].

Гендерные стереотипы были сформированы на основании восприятия и толкования половых различиях в разных культурах и в различных исторических периодах, а также по итогам ранее существовавшего несколько веков разделения труда. Обращаясь к мнениям С. Фаррела и Д. Лорбера, можно заметить, что в обществе наблюдалось "табу на подобие", которое заключалось в том, что было утверждение и подтверждение существования половых различий, разницы в социальных ролях мужчин и женщин, и, соответственно, возникло гендерное неравенство [бендас].

Так, можно сказать, что гендерные стереотипы предстают генеральными соглашениями о взаимодействии "женского" и "мужского". Культурные стереотипы, по мнению Дж. Мани и П. Такера, должны быть единовременно и ригидными, и гибкими, для того, чтобы, с одной стороны было обеспечение устойчивости представлений, а с другой - не останавливалось развитие общества [малышева].

Далее рассмотрим, в чем же именно заключается отрицательное воздействие гендерных стереотипов? Они могут негативноотражаться на самореализации,как мужчин, так и женщин, а также выступать барьером или препятствием в развитии индивидуальности человека [КЛЕЦИНА 2].

Можно заметить, что следование гендерным стереотипам зачастую связано с механизмами долженствования. К.А. Абульханова-Славская акцентировала наше внимание на том, что самореализация и самовыражение будут не возможны при условии, что определенная деятельность человека исполняется на основании чувства долга. В такой ситуации не будут учитываться личные интересы, потеряется чувство "Я", сформируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не будут соответствовать идеям самореализации и свободного выбора[бендас2].

Однако даже индивид, который будет признавать свою независимость и отвлеченность от гендерных стереотипов, сможет им следовать на бессознательном уровне. Именно таким образом гендерные представления будут превращаться в исполняющиеся само по себе пророчества. Такое пророчество не является осознанным, оно рассматривается, как внутреннее убеждение личности, ее установка по отношению к каким-то определенным объектам или конкретным событиям, которая реализуется в реальном поведении. При наличии неосознаваемых установок по отношению самого к себе, индивид внешне будет заявлять независимость от гендерного стереотипа, но, тем самым, будет привносить его в жизнь, реализовывать стереотипное представление[джес].

В гендерной психологии можно найти общепринятую классификацию гендерных стереотипов В.Е. Кагана и И. С. Клециной. Они выделили 3 группы гендерных стереотипов. Далее подробно рассмотрим каждую группу в отдельности.

К первой относятся стереотипы маскулинности и фемининности. Другими словами, рассмотрим стереотипы мужественности и женственности соответственно. Опираясь на анализ значения термина «маскулинность» И. С. Кона, опишем различные значения, которые вложены в изучаемое нами понятие.

1. Данные понятия отражают психические и поведенческие свойства и черты, «объективно присущие» (по мнению И. С. Кона) мужчинам или женщинам, соответственномаскулинность илифеминность.

2. Эти термины содержат в себе разнообразные социальные представления, установки, мнения о том, какими именно являются мужчин, а какими женщины, а также какие качества им могут приписываться.

3. В изучаемых нами понятиях отражаются нормативные эталоны и идеальной женщины идеального мужчины.

Итак, стереотипы в первой групперассматриваются, как стереотипы, которые характеризуют мужчин и женщин с помощью определенных конкретных личностных качеств, социально-психологических свойств.Вних отражены представления, как о мужественности, так и о женственности. К примеру, женщинам приписываются следующие качества:зависимость, пассивность, эмоциональность. Мужчинам – прямопротивоположное – активность, независимость, компетентность, агрессивность. Можно заметить, что качества маскулинности и феминностисодержат полярные полюса: пассивность –активность, слабость –сила. Опираясь на данныепо исследованию Н.А.Нечаевой, можно сказать, что традиционный идеал женщины включает следующие свойства:преданность, скромность, нежность, мягкость, терпимость[нечаева].

Схожие результаты были получены и в работеоднойстудентки(что это за студента, какой универ и тд, короче данные, если их нет, то пишем так_ибрагимова ссылается на работу студентки и тд)Национального Университета, изучавшей идеальные представления студентов о мужчине и женщине. Так, большинство опрашиваемых участников отдало предпочтение качествам и свойствам, которые характеризуют мужчину и женщину с традиционных позиций. В их понимании женщина – мягкая, нежная, верная, а мужчина – сильный, активный, надежный [ибрагимова].

Можно сказать, что в стереотипном представлении кмаскулинностиотносятся «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты человека. А фемининностьотражает в себе «пассивно-репродуктивное начало», которое проявляется в экспрессивных личностных характеристиках, а именнотревожность, зависимость, эмоциональность, низкая самооценка. Таким образом, маскулинные характеристики могут не только противопоставляться фемининным, но и рассматриваться как взаимодополняющие друг друга[берн ш].

Ко второй группе гендерных стереотипов относят представления и понимания о распределении социальных, а именно семейных и профессиональных ролей. Женщинев большей степени значимой социальной ролью присваивается роль домохозяйки, матери. Мужчинам наиболее присущапрофессиональная успешность, включённость в общественную жизнь, ответственность за содержание, обеспечение семьи. Важно отметить, что самой значимой социальной ролью для мужчины является именно профессиональная роль.Как отмечает И. С. Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей» [клецина] .

Если рассматривать отдельную сферу, к примеру, семейную, то набор ролей, которую приписывают мужчине и женщине, сильно различен. В одном из исследований,(что за исследование, когда было,где, и с скобках квадратных ссылка)в котором приняло участие 300 человек от 18 до 60 лет, была выявлена следующая дифференциация в распределении различных семейных обязанностей между супругами. По результатам опроса, в качестве сугубо «женских» были отмечены такие роли, которые связаны непосредственно с приготовлением пищи, уборкой в доме, стиркой, мытьем посуды, глажением белья. Соответственно к мужским функциям в семье, по мнению опрашиваемых, относят функции добывания денег, вынос мусора и ремонтные работы по дому. С такими утверждениями, как «Главное призвание женщины – быть хорошей женой и матерью» и «Мужчина – основной кормилец и глава семьи», которые отражают наиболее традиционные представления о ролях мужчин и женщин в семье, согласились около 90 % из числа всех опрошенных людей. Также, было выявлено, что высказывания участников опросатого же самого исследования, показали, что женщинам чаще принадлежит роль хранительницы семейного очага, которая, по мнению опрашиваемых, поддерживает положительную атмосферу в семье, доме. Отметим, что мужчина осуществляет такую роль, какопора семьи, и она имеетруководящий характер.В семье мужчина управляет, указывает, и, в общем, является примером для подражания. Однако различные досуговые роли гораздо чаще относят к мужчинам, чем женщинам. Ими могут являться отдых на диване, общение с друзьями за кружкой пива, просмотр телевизора, чтение газет, рыбалка, футбол и др. [ким].Эти положения были также подтвержденыдругими результатами исследования по изучению различных школьных учебников,(какими результатами, каких исследований)показавшее, что большинство мужских персонажей изображаются в ситуациях отдыха гораздо чаще, чем женские[Алимджанова].

Последняя, третья группа гендерных стереотипов характеризуется спецификой содержания труда. Так, полагается, что женский труд должен носить обслуживающий,исполнительский характер, быть некоторой частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины, как правило, чаще всего работают в сфере здравоохранения, торговли. В то же время для мужчин присуща творческая и руководящая работа, а их трудовая деятельность определяется в инструментальной сфере.

Важно отметить, что гендерный стереотип может выступать генеральным соглашением о взаимодействии «мужского» и «женского». Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества позитивным аспектом в действии гендерных стереотипов. Отрицательное воздействие заключается в отрицательном влиянии на самореализацию мужчин и женщин, выступление в роли барьера в развитии индивидуальности, по мнению Дж. Майерса [майерс].

Если обратиться к данным ЮНЕСКО(год, кто, где, когда, откуда взяла данные,или можно так, что ким ссылается на данные ….)то можно увидеть, что стереотипный перечень мужских специальностей включает профессии архитектора, инженера, водителя, пожарного, исследователя, механика и т.д., а женских – воспитательницы, библиотекаря, учительницы, телефонистки, секретарши, продавец и др [мишель]. Опираясь на мнение участников интервью исследования, в реестр мужских профессий входит огромный набор специальностей различных сфер: технической, строительной, промышленной, военной, сельскохозяйственной. При этом женщинам, как правило, отводятся специальности в следующих сферах:медицина (акушерка, медсестра, врач), образования (учитель, воспитатель), обслуживания (официантка, продавец, горничная). Если рассматривать научную сферу, то в основном занятости мужчин связываются с точными, естественными, общественными областями, а женщин – соответственно, с гуманитарными [ким 2].

Важно отметить, что в совокупности с ранее рассмотренным «горизонтальным» разделением, выделяют и вертикальное разделение сфер труда на женские и мужские. Оно выражается в следующем:в подавляющем большинстве руководящие должности отдаютсямужчинам, а позициям женщин принадлежит подчиненный характер.

Приведенная выше классификация гендерных стереотипов нельзя считать полностью исчерпывающей.Можно сказать, что она имеет довольно условный характер, и, соответственно, ее можно использовать в том числе из-за простоты анализа. Из ранее перечисленных трех групп гендерных стереотипов наиболее общими считают стереотипы первой группы, а именно стереотипы феминности имаскулинности. Астереотипы следующих двух групп, второй и третьей, по большей части носят довольно частный характер, и прослеживаются, как правило, в семейной или профессиональной сферах. Следует отметить, что ранее описанные три группы гендерных стереотипов достаточно тесно взаимосвязаны между собой.

Как и любые стереотипы, так и гендерныереализуют определенные, основные функции. Итак, гендерные стереотипы выполняют следующие функции:

1) объяснительная функция;

2) регулятивная функция;

3) дифференцирующая функция;

4) ретрансляционная функция;

5) защитная или оправдательная функция.

Ниже рассмотрим каждую в отдельности.

Первая, объяснительная функция – это самая простая из всех перечисленных функций;она применима для интерпретации поведения,как мужчины, так и женщины, с использованием распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

Вторая, регулятивная функция связывается с различиями, которые наблюдаются в поведении мужчины или женщины. Например, зарубежныеисследователи(кто, и должность, не исследователи может, а психологи) экспериментально выявили, что лица разного пола совершенно по-разному проявляют себя при переходе дороги на красный свет. В результате, женщины наиболееменьше нарушали правила, когда находились на дороге одни, однако чаще всего совершали это вслед за другими нарушителями. Это поведение можно было объяснить тем, что женщины, непосредственно, являются более «дисциплинированными пешеходами», чем мужчин, и вследствие этого, намного реже пренебрегают правилами дорожного движения. Но выделяется группа, как более «конформные», а именно те, ктоможет быть подвержен давлению со стороны других.Такие женщины могут нарушать правила дорожного движения вслед за кем-то другим или другими [алешина].

Исходя из ранее сказанного, те приписываемые стереотипные качества (в нашем случае, это конформностьидисциплинированность) выступают в качестве своеобразных регуляторов поведения человека.

Третья, дифференцирующая функция, выступает как общая функция всех социальных стереотипов.

С помощью нее сводятся к минимуму какие-либо различия между представителями одной группы, и, наоборот, начинают возрастать различия между людьми разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как совершенно две различные социальные группы, которые обладают разными статусными позициями, то обычно первых описывают как высокостатусную, а вторых, наоборот, как низкостатусную группу.

Одновременно с этим различия между двумя, рассматриваемыми нами, группами возрастают. Исходя из вышесказанного, высокостатусныммужчинам обычно приписываются деловой успех и компетентность, а низкостатусных женщин наделяют такими качествами, как доброта, понимание, гуманность. Но можно встретить и иное понимание данного аспекта некоторых западных авторов. Многие из них утверждают, что все позитивные и положительные черты женского стереотипа, которым относят теплоту, эмоциональную поддержку, уступчивость и т.п., – это всего лишь типичная компенсация, которая появляется в результате отсутствия достижений в «силовой позиции»[агеев]. Так, разделение мужчин и женщин очень часто может приводить к поляризации черт, которые приписываются им (к примеру, сила мужчин – слабость женщин).

Отметим, что в повседневной жизни исследуемую нами функцию гендерных стереотипов довольно хорошо можно проследить в следующих аспектах:различные анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, которые гротескно подчеркивают ту или иную разницу между полами. При этом они достаточно четко фокусируются на отрицательных, негативных качествах представителей противоположного пола и, тем самым, начинают создавать внутреннюю солидарность однополовых групп.

Следующая, ретрансляционная функция проясняет роль таких институтов и агентов социализации, какшколы,семьи, искусства, средств массовой информации и др.Она отражаются в образовании, передаче, распределении и закреплении стереотипов между полами. Через выше сказанные институты само общество начинает предъявлять к личности определенные, конкретные ожидания, каким быть и что необходимо делать, чтобы тот или иной человек соответствовал нормативным представлениям о своем поле. С помощью конкретныхпредписаний-ожиданий, непосредственно, и происходит «конструирование пола» человека.

И наконец, последняя, защитная или оправдательная функция, по мнению многих исследователей, значится, как одна из наиболее негативных, отрицательных функций гендерных стереотипов, которая связывается с такой попыткой, как оправдание и защита существующего положения вещей, в частности, фактического неравенства между полами [агеев].

С помощьюнее возможно оправдание неравного положения мужчин и женщин,как в семье, так и в обществе. Если обратимся к мнению Э. Аронсона, заметим, что довольно удобным считается восприятие женщин в качестве того, что «биологически более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу»[аронсон].

Так,с помощьюсуществующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены, и в целом, оправданы различные проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.

Подводя итог, можно сказать, чтопонятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение. Также, важно сказать, что гендерные стереотипы осуществляют ряд функций, которые связаны с необходимостью объяснения той или иной разницы между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Будучи последствием категоризации или обобщения, гендерные стереотипы сформировывают наши ожидания и представления в отношении поведения мужчин и женщин.