Меню

Жизнеисцеляющая психология. Знаем ли мы действительно, что такое гармония, гармоничная личность? Равновесие каких аспектов определяет гармоничную личность

Диеты

Гармоническая личность - Человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.

Становление такого человека может быть связано с формированием иерархической структуры мотивов или ценностей: доминированием высших уровней над низшими. Уровень мотивов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких) к интересам близких людей, коллектива, общества - вплоть до общечеловеческих универсальных целей.

Гармоничность личности зависит от того, насколько это доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: например, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природного и духовного уровней.

Цели, поставленные человеком, сознательно принятые им решения и намерения способны подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет волевой характер поведения человека. Но в тех случаях, когда усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, они могут определять поведение людей независимо от сознательно принятых решений, непроизвольно подчиняя себе все другие его побуждения, в том числе и неосознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности.

Самодвижение потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, творчестве, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду.

Следовательно, полноценное формирование личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом.

На основании длительного исследования Б. И. Додонов пришел к выводу, что структура личности приобретает гармоничность не на основе и развития всех ее сторон, а в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей его жизни и деятельности.

Гармоничность личности с ее внутренней стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Такая гармония обеспечивается общечеловеческой, нравственной направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном, и на бессознательном уровне.

Гармонический или дисгармонический склад личности начинает формироваться очень рано. Поэтому воспитание личности должно начинаться уже с первого года жизни ребенка. Главным при этом выступает способ педагогического воздействия, при котором воспитатель специально организует активность ребенка, а не просто подавляет нежелательные ее формы.

Гармоничная личность — это личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием.

К признакам идеальной гармоничной личности О.И.Мотков в статье «Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста» отнес:

  • Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
  • Хорошее физическое самочувствие в целом
  • В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы
  • Здоровый и разнообразный образ жизни
  • Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
  • Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
  • Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях
  • Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
  • Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям
  • Реалистичность представлений и желаний
  • Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера
  • Удовлетворенность жизнью в целом
  • Удовлетворенность отношениями в семье
  • Удовлетворенность отношениями с друзьями
  • Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
  • Открытость познанию нового, творческая деятельность
  • Доброжелательность к людям
  • Чувство красоты природы и единства с ней
  • Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни
  • Умение экономно расходовать свою жизненную энергию

Гармоничная личность радует себя и окружающих своим душевным здоровьем, умением ладить с людьми и хорошей приспособленностью к широкому кругу ситуаций. При этом считать гармоничную личность идеалом для всех — оснований нет: это структура человека, который в профессиональной деятельности выбирает способ деятельности, оптимальный лично для него, не считая себя обязанным работать в режиме, нужном для дела, когда этот режим будет его излишне напрягать. Аналогично, гармоничная личность не готова платить излишним для нее внутренним напряжением и ради высоких целей: свое спокойствие и гармония такому человеку дороже.

Какая личность является гармоничной?

Нам думается, что гармоничная личность — это личность, у которой внешняя сторона полностью соответствует внутренней. Как говорит знаменитая Вирджинии Сатир, — конгруэнтный тип.
Иначе говоря, такой человек ведёт себя в соответствии со своими чувствами, то есть, если ему весело, то он искренне улыбается, идёт, расправив плечи, и совсем не похож на ослика Иа.

Такой человек не станет яростно кричать на кого-то: «Я же тебя люблю!», он скажет это ласково и спокойно, а если уж сердится, так и скажет, что сердит. Всё: и жесты, и мимика, и поза, и голос с интонацией — всё у него соответствует тому, что он переживает в данный момент. Например: когда человек заявляет, что всё у него хорошо, то вы скорее ему поверите, когда:
а) он при этом тайком утирает слёзы и забивается в дальний угол комнаты или же
б) комфортно сидит в кресле, с приветливым взглядом и улыбкой?
Конечно же — вариант б)! А про первый вариант Вы можете сказать, что человек, вероятно, не хочет никого «грузить» своими проблемами. И тут мы с Вами не согласимся — если он не хочет, то этой его слезы и понурых плеч никто не увидит. И в расписываемом нами примере в пункте а) действия совершенно не согласованы со словами, иначе говоря, неконгруэнтны.
А ещё гармонично развитый человек не строит никаких ожиданий, и потому он всегда спокоен и готов к любым результатам и последствиям взаимодействия с миром. Он открыт для общения, но всегда выбирает — сам продолжать это общение или закончить: он не будет страдать от невозможности покинуть неприятную компанию только потому, что она нравится кому-то из его друзей или родственников. Иначе говоря, гармоничная личность — это личность зрелая, духовно и психически.

Как достигается гармония жизни

Живите сегодняшним днем . Все самое лучшее и самое интересное происходит сейчас, а не вчера или завтра. Действительность лучше, чем воспоминание или туманная мечта (если плохие воспоминания «убивают»,Техники Модификации Опыта).

Прекратите ругать себя за прежние ошибки и бояться будущих неудач . Однако это не значит, что нужно продолжать «наступать на одни и те же грабли».

Решайте проблемы по мере их поступления . Волна должна подниматься после падения камня в воду, а не наоборот.

Каждый день делайте полезное дело . Это может быть отремонтированный водопроводный кран, забитый в стену гвоздь или проведанный старый родственник.

Станьте добрее и внимательнее к людям . Через других людей вы проявите свою любовь к окружающему, а мир любит добрых, поэтому вам воздастся (как полюбить себя).

Займитесь саморазвитием . Тренируйте мозг и тело. Много читайте хорошей литературы, занимайтесь спортом, придумайте себе хобби.

Чрезмерная работа не менее вредна, чем безделье . Поэтому чередуйте труд с отдыхом.

В нашей жизни нет ничего лишнего. Если вы когда-либо совершили ошибку, достигли чего-либо, встретили кого-либо, значит, так было надо для вас.

  • ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД.

    ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

    Его 2 основные проблемы:

    1) хроническое неудовлетворение потребностей,

    2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

    Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.

    Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.

    На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.

    Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…

    Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

    Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:

    1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

    • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
    • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
    • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
    • Я имею право жаждать любви и любить других.
    • Я имею право на достойную организацию жизни.
    • Я имею право выражать недовольство.
    • Я имею право на сожаление и сочувствие.
    • … по праву рождения.
    • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
    • Я позабочусь о себе в любом случае.

    Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

    2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

    …тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

    ХОТИТЕ УЗНАТЬ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    ЗА К АЖДОЙ «НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ» ЛЕЖИТ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ЖЕЛАНИЕ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ И ЕСТЬ КЛЮЧ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЖИЗНИ…

    ДЛЯ ПОИСКА ЭТИХ КЛАДОВ Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА СВОЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ:

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    Психосоматические заболевания (так будет корректней) - это те расстройства в нашем теле, в основе которых лежат психологические причины. психологические причины - это наши реакции на травматические (сложные) жизненные события, наши мысли, чувства, эмоции, которые не находят своевременного, правильного для конкретного человека выражения.

    Психические защиты срабатывают, мы забываем об этом событии через время, а иногда и моментально, а вот тело и неосознанная часть психики все помнят и посылают нам сигналы в виде расстройств и болезней

    Порой призыв может быть отреагировать на какие-то события из прошлого, вывести «захороненные» чувства наружу, или симптом просто символизирует то, что мы себе запрещаем.

    ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

    Негативное влияние стресса на человеческий организм, а особенно дистресса, колоссально. Стресс и вероятность развития болезней тесно взаимосвязаны. Достаточно сказать о том, что стресс способен снижать иммунитет приблизительно на 70%. Очевидно, что такое снижение иммунитета может вылиться во что угодно. И еще хорошо, если это будут просто простудные заболевания, а если онкологические болезни илиастма, лечение которых уже крайне затруднительно?

ВВЕДЕНИЕ

В наш век - век новых и новейших технологий, движение жизни стремительно. Колоссальное количество получаемой и передаваемой информации, общедоступное разнообразие средств общения и возможность быстро перемещаться позволили человечеству не только быстро развиваться, но и почувствовать бремя этих возможностей; которые зачастую испытывают человека на прочность. Способность вычленить из вихревого потока информации необходимую, понять свое предназначение, определить собственное место в жизни и стремиться к поставленным целям, вот качества которые характеризуют гармоничного человека. Но, к сожалению, надо признать, что часто мы видим обратное.

О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально, потому что, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. И стремление личности к гармонии, есть нормальное проявление здорового человека.

Целью данной работы является изучение гармонии личности, как гуманитарной проблемы и обзорное ее освещение.

Понятие гармонии личности

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia«) означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Гармония личности -- это также правильное соотношение между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония -- это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле.

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. В западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека ни более гармоничным, ни благополучным, ни счастливым.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек -- одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек -- живой организм и субъект поведения, в психологическом -- носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном -- член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии -- согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального.

Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенности необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах -- природной, предметной, социальной.

Личностная психокоррекция предусматривает гармонизацию личности, которая охватывает, в частности, нивелирование внутренних зажимов и препятствий относительно овладения специальности практического психолога.
Э. Шостром указывает на важность помощи субъекту в развитии творческой и открытой личности.
Это развитие происходит благодаря близкому контакту между людьми, поэтому важным в психотерапевтическом процессе является возникновение особых, оптимальных условий для человеческих отношений. Человек заболевает, когда нет условий для ее развития, происходит задержка нормального процесса психологического становления. Разновидности проблем, отягощающих индивида, могут соответствовать или его реальном возрастном уровню, или более раннему периоду развития, если не произошло его преодоления должным образом... Если проблемы оказались слишком опасными или слишком сложными для решения, он либо останавливается в своем развитии, или наращивает раковину защитных механизмов, которая ослабляет и искажает его продуктивный потенциал »
Такой человек оказывается неспособным к психологического роста, которое, по мнению А. Адлера, заключается в движении от центрированости на себе к кооперации с другими людьми и конструктивного овладения социально полезными навыками, развивающие потенциал субъекта и является показателем психологического здоровья.
Если обратимся к классическим исследований психоаналитического направления, то в З. Фрейда находим рассуждения о том, что профессия психоаналитика призвана осуществлять лечебно-педагогическое воздействие на субъекта. Это влияние предполагает преодоление психологических сопротивлений, является существенной частью аналитического лечения. Поэтому ни психоаналитик не продвинется в своей работе, если не преодолеет собственных комплексов и внутреннего сопротивления. К. Г. Юнг, развивая собственную теорию, замечал, что люди с неуравновешенной психикой часто хотят стать психиатрами, потому что такая деятельность дает возможность видеть других хуже себя, избавляться от комплекса неполноценности. Следовательно, психотерапевт может оказать профессиональную помощь другим людям, лишь преодолев собственные психологические трудности. Необходимость прохождения психоаналитиком курса психоаналитической терапии отмечал австрийский психоаналитик Ральф Р. Гринсон. Он замечал, что профессиональное мастерство охватывает способность познавать собственно бессознательное, а также предусматривает степень разрешимость внутренних конфликтов самого психоаналитика. Овладение навыками соотнесения сознательных мыслей, чувств, поведения с бессознательными аспектами психики, которые уже опознаны психоаналитиком, развитие и использование собственной интуиции, рефлексия личного жизненного опыта в сочетании с регулярным посещением терапевтических сессий позволяет добиться успеха в профессиональной деятельности. При таких условиях достигается личностная открытость: «аналитик должен принимать незнакомое, странное и эксцентричное в пациенту с открытым умом, а не с тревогой или отвращением, иметь свободный и гибкий образ« Я »и долю дружественного скептицизму. Прежде всего он должен иметь жизненный интерес к людям, их образа жизни, эмоций, фантазий и мыслей... ». В. Франкл отмечал, что решение человеком внутренних психологических проблем ведет к осознанию уникальности, индивидуальной неповторимости и ответственности за содержание и смысл собственной жизни.

Сущность гармонического развития человека раскрыто в исследованиях гуманистического направления. Если психоаналитики изучали преимущественно симптоматические проявления невротических субъектов и особенности их бессознательной сферы, то исследователи экзистенциально-гуманистического направления (Э. Фромм, А. Маслоу, Р. Ассаджоли, К. Роджерс) обратились к изучению психологически благополучных лиц, имеющих способность чувствовать счастье, удовольствие от процесса творческой самореализации, развития собственных ресурсов и потенциала. Э. Фромм называет одной из основных задач психоаналитической терапии выявления регрессивных тенденций психики для усиления любви к жизни, познание человеком своей природной сущности и открытие потенциала, существующего на латентном уровне. Согласно его гуманистической этики, цель развития зрелой личности - быть самим собой, а условие достижения этого - быть «человеком для себя», которая реализует свой жизненный интерес. Это не значит эгоистического и сугубо потребительского отношения к окружающей действительности, прежде всего это отсутствие равнодушия к собственному «Я» (следовательно, и к другим людям) и знание его истинных потребностей, принятие ответственности за свое существование и поведение. Такая позиция приводит достижения высшей степени «человечности» - состояния плодовитости, реализации возможностей, активизации потенциальных сил людини1. Социально успешный человек является психологически зрелой, творчески воспринимает жизнь, способная создать или «оживить» внешний и внутренний мир благодаря спонтанной активности собственных психических сил, имеет перспективное и объективный взгляд на реальность, предусматривающий освобождение от внутренних деструкций. Если предприятие находится в плену деструктивности, то им «двигают ненависть, злость, ревность, зависть, иррациональные поезда», он «находится в полной зависимости от них и полностью покорен им». Поведение тогда не является свободной и умеренной, а противоречит собственному разуму, интересам субъекта, который незаметно для себя подавляет свою сущность, становится все жестче и подчиняется вредным стереотипам. Психологическая зрелость предполагает освобождение от стереотипности поведения и деструкций и неравнодушие к природе собственного «Я». Она дает возможность принимать и любить себя (без себялюбия и эгоизма), формировать гуманистические ценности и доверять им. Зрелая личность не ставит целью эксплуатацию другого человека, она способна воспринимать рациональную критику, идти на риск обнаружения собственной некомпетентности, быть ответственной и адаптированной относительно окружения с сохранением незыблемых свойств характера. Она умеет быть счастливой, обогащать мир своей энергией; сочетает в себе репродуктивную и творческую функции, взаимодействие которых создает благодатную характер; видит другого таким, какой он есть, уважает его индивидуальность и уникальность; умеет прислушиваться к своему внутреннему голосу; верит в естественный положительный потенциал человека.

Исследователь-гуманист А. Маслоу отмечает, что вместо приближения к самоактуализации , раскрытие собственного потенциала люди часто предают себя, находясь в сплошном застое, регрессе «только от страха перед смертью, а не во имя развития». Переживанию тревоги, отчаяния, тоски, неумение радоваться жизни, неизменные чувства вины и пустоты, несамостоятельности уничтожают творческий потенциал. Человеку трудно преодолеть привычный образ жизни: «То, что сначала наполняет радости, потом может уже огорчать, ее импульсы, желания и удовольствия становятся для него плохими советчиками в жизни. Она вынуждена не доверять импульсам и удовольствием, бояться их, потому что они «сбивают его с пути». В результате лицо обречена стать жертвой конфликта, расстройства, нерешительности; коротко говоря, она становится «ареной гражданской войны».
Личность, способная к самоактуализации, является психологически здоровой .
Такие люди удовлетворяют базовые потребности (поскольку признают и принимают их), способные стремиться к высшим потребностям в самоактуализации, склоняются к ценностям темпами развития, чем регресса; характеризуются адекватной спонтанной реакцией в любых жизненных ситуациях, способностью делать правильный жизненный выбор; толерантны к разочарованиям и страданий, умеют рефлексировать в ситуации неудач, разграничивать психическую и объективную реальность; бескорыстно узнают других людей и мир; способны к здоровому развитию, предусматривающий формирование адекватной «системы координат», ценностей. Человек, находящийся на уровне самоактуализации, способная решать противоречия и внутренние конфликты (например, творческий зов и профессия сливаются в единое целое), она приобретает определенную автономности, разграничивая собственное «Я» и «Я» других людей; обладает способностью к эстетическому восприятия мира. Самоактуализации требует умения отказаться от детского желания центрации на себе всего мира и принять зрелую позицию осознание того, что ресурсы и возможности человека заложены в ней самой, взять на себя ответственность за их реализацию, интегрируя объективную и психическую реальность. Процесс самоактуализации характеризуется субъективным ощущением удовлетворенности жизнью, ценности эмоциональных переживаний и внутренней жизни.
Итальянский психоаналитик Р. Ассаджоли, анализируя достижения предыдущих исследователей (3. Фрейда, К. Юнга и др.) в теории психосинтеза, отмечает развития целостной и гармоничной личности в единстве ее сознательных и бессознательных аспектов. Он считает, что незнание и непонимание себя нивелирует способность управлять собой, вызывает у человека самоощущение «единого целого» и одновременно «внутренней разобщенности». Познавая собственную бессознательную сферу с ее конфликтами, противоречиями, страхом, субъект имеет возможность исследовать себя, избавиться от страха, слабости, чувства вины и взять контроль над собой. Через познание бессознательной сфере происходит осознание центра личности - истинного «Я», высвобождение психической энергии, которая может быть направлена на перестройку, обновление личности. Этот путь, по мнению исследователя, предусматривает формирование представления о новой личность, которая соотносится с развитием и жизнью каждого конкретного субъекта. Такая трансформация требует напряжения душевных сил и проходит критические стадии, связанные с регрессом и даже деструктивными поведенческими проявлениями, характеризующие процесс объединения частей дезинтегрованных личности. Высокая степень самопонимания, представление о настоящей сущности, путь к которой еще нужно проложить, преодолевая трудности самостановления, способствует обновлению личности, превращению и сублимации энергии бессознательной сферы, развития чувства внутренней независимости, устойчивости, доверия к себе, самостоятельности.
К. Роджерс в своей теории клиент-центрированной психотерапии отмечал необходимость помочь субъекту раскрыть и реализовать потенциал, который является врожденным стремлением к самореализации. Поэтому важной является практика эмпатийных отношений, заботы и искреннего психологического климата, обуславливающей глубокие личностного изменения: субъект приближается к собственному идеалу «Я», его психика становится целостной, открываются возможности приобретения нового опыта и овладения приемлемых форм поведения.
Как видим, указанные выше характеристики успешной, самоактуализированных, обновленной личности подобны показателей психического здоровья, благополучия, на достижение которого направлена и на котором основывается личностная психокоррекция. Предполагается учета объективных характеристик психологического здоровья и субъективных индивидуально неповторимых аспектов, которые являются положительными, полезными, развивающими для конкретного лица. Как видно из рассматриваемых исследований, конструктивные изменения личности предполагают ее выход за пределы определенной «усереднености» в реализации потребностей развития творческого потенциала, а не только достижение психологического благополучия. Так, Р. Ассаджоли сосредоточивает внимание на том, что невротические субъекты стремятся приблизиться к «норме», приобрести оптимального психического состояния равновесия, не выделяться деструктивностью зпомиж других людей. Обновленная личность преодолевает этот этап и движется в направлении самореализации.
Согласно психодинамической теории психическая энергия, высвобождаемая путем познания бессознательного, может быть направлена на профессиональную самореализацию. Последовательность и непрерывность процесса личностной коррекции, которая переходит в самокоррекции, обеспечивает психологу прозрачность профессионального взаимодействия: внутренний мир другого человека становится для него понятным, появляется возможность ценить текучесть момента, владеть ситуацией «здесь и теперь», эмпатийное чувство эмоционального настроения человека. При этом нивелируется стереотипный подход к субъекту, что дает возможность корректировать его поведение в зависимости от индивидуально-неповторимых свойств психики. К тому же психолог обладает феноменом дистанции, может при необходимости сокращать или увеличивать ее, сохраняя оптимальные отношения с другими людьми на протяжении длительного времени.
В связи с этим возникает вопрос об определении критериев личностной откорректированности, которые не противоречили бы гуманистической ориентации развития индивидуальности, реализации потенциала каждой личности, однако открывали бы перед будущим психологом пути личностного роста. Они могут дать некоторое представление о «идеальную» модель практического психолога и психологически благополучной личности в целом.

Характеристики откорректированной личности, если их обобщить, не указывают на необходимость формирования личности «усредненной», не предусматривают определение степени психологической «завершенности», совершенства как границы личностного роста, однако могут служить ориентиром будущим практическим психологам в понимании сущности личностной откорректированности.
К таким общим характеристикам относятся:
1) глубинное познание собственной бессознательной сферы и личностных характеристик, принятие истинных потребностей и возможностей, понимание природы «Я»;
2) принятие мира и других людей такими, какие они есть, знание потребностей и возможностей людей, способность децентровать внимание и понимать интересы других;
3) формирование системы гуманистических ценностей, которая не противоречит индивидуальной неповторимости собственной психики и способствует творческой реализации в социуме;
4) достижение состояния психологической зрелости, предполагает способность брать на себя ответственность за собственные поступки, жизненную и профессиональную самореализацию,
5) интеграция и гармонизация рационального и эмоционального аспектов личности, открытость к приобретению нового опыта и познавательного его обработки;
6) склонность к объединению психической и объективной реальности, минимизация отступлений от реальности и искажений,
7) умение абстрагироваться от эмоций, чувство психологической слабости и превращать себя в объект исследования для самопознания и самокоррекции;
8) способность сублимировать психическую энергию в общественно полезный труд и умение испытывать удовольствие от процесса самореализации;
9) умение овладевать профессиональными знаниями в их целостности и взаимосвязях;
10) способность к конструктивному сотрудничеству и партнерских отношений с людьми при сохранении личной независимости и самоуважения;
11) комфортное самоощущение в ситуациях общения и профессионального взаимодействия в рамках психологической защищенности;
12) понимание собственного вклада в ситуацию общения;
13) выраженное чувство благодарности другим людям.

Личностная откорректированность - это не состояние совершенства, это процесс работы над собой, прежде всего - это обретение способности к децентрации внимания и самоанализа как анализа проблем других людей, гуманистическая настроенность, способность к самореализации. С точки зрения практической психологии, откорректированность предполагает понимание собственных защитных тенденций, осознание отступлений от реальности под влиянием болезненных точек «Я».

Глава 4. ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ
Здоровье и гармония
И весь мир, и мир человека построены на равновесии движущих сил, на взаимодействии противоположностей. Большинство явлений могут быть определены по тем или иным характеристикам, имеющим противоположные полюса. В сопоставлении с противолежащим изучаемое явление может открыться с новых сторон. Это относится и к здоровью – оно часто анализируется в сравнении с расстройствами и болезнями.
Связанные со здоровьем понятия (и стоящие за ними явления) – адаптация, психологическая устойчивость, гармония – имеют антонимы: дезадаптация, психологическая неустойчивость, дисгармония. В этой диалектике отражена не одна лишь стройность и строгость понятийного аппарата, но и наиболее частое состояние конкретного человека: единство признаков здоровья и нездоровья, устойчивости и неустойчивости, гармонии и дисгармонии одновременно, некоторое их сочетание с перевесом в ту или другую сторону.
Здоровье связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алк- меон трактовал здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил
(различных состояний, теплого и холодного, активного и неподвижного и т. п.). Болезнь наступает как следствие единовластия одного из таких элементов над остальными. Гиппократ утверждал, что здоровье возможно при соразмерном смешении основных первоэлементов тела (крови, флегмы, желтой и черной желчи) .
Согласно Платону, здоровье, как и красота, определяется соразмерностью, требует
«согласия противоположностей» и выражается в соразмерном соотношении душевного и
телесного.
О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии.
Возможно, это от того, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Это аналогично тому, что состояние здоровья также одно, а расстройств много.
Изучение гармонии личности актуально по меньшей мере по двум причинам. Во- первых, многие расстройства психики начинаются с различной глубины дисгармонии личности. Поскольку исходным и желанным (для возврата) состоянием является гармония, то необходимы по возможности наиболее точные знания о ней. Не имея ясных представлений о цели, очень легко пройти мимо нее. Во-вторых, поскольку сравнение – основной прием научного анализа, природу дисгармонии личности познать глубоко можно лишь в сопоставлении с гармонией .

Понятие гармонии личности
В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные
(равновесие, целостность, интегрированность и т. д.), естественнонаучные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие и т. д.). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. «Согласованный» означает достигший единства, «стройный» – имеющий правильное соотношение между своими частями.
Гармония – более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость – более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с адаптированностью. Интегрированность личности – это ее целостность (в соответствии с этимологией термина «интеграция»). Понятия гармонии и интегрированности довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной, но не может быть гармоничной и неинтегрированной.
В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть крепкой и длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения.
В частности , это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

Гармония личности – это также правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией
(потенциальной и реализуемой), точнее, между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов.
Гармония – это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле.
К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек – одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек – живой организм и субъект поведения, в психологическом – носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном – член микро-и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии – согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального.
Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенности необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах – природной, предметной, социальной.

Гармония внешнего и внутреннего пространства личности
Анализировать гармонию можно и нужно в разных плоскостях, поскольку бытие человека многомерно, как мы уже говорили. Человек существует одновременно в разных средах, мирах – мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы
(как живое существо), мире людей (как член определенного общества, как единица определенной общности). Существование в этих трех мирах находит свое отражение в личности каждого человека, в протекающих в личности процессах.
Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство
личности. Оно не может быть только лишь географическим, поскольку наполнено событиями и политическими, и экономическими, и культурными.
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. В биологическом аспекте внешнее и внутреннее пространство человека разделены достаточно отчетливо: внутреннее пространство – это пространство тела, а все, что лежит за кожными покровами тела, является внешним пространством. Но поскольку человек – живое существо особого рода, одним биологическим планом его существование не ограничивается.
Человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутреннее пространство личности (внутренний, субъективный мир личности). Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны , во внешней активности личности, в деятельности, в общении так или иначе отражается внутренняя жизнь личности.
Таким образом, внешнее и внутреннее пространство личности – это не разделенные, а пересекающиеся пространства. Именно по этой причине точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.
Присущая человеку активность может быть разделена на два потока –

экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события приобретают большее значение.
В этой сфере личность автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.
Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали и выступают предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие, духовность человека – предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством
– все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.
Пространство духовного бытия – особое. Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых и т. д.), которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы у отдельной личности не было ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.

Гармония личности как гуманитарная проблема
Актуальность тезиса «Человек есть мера всей вещей» достаточно хорошо осознана во многих цивилизованных странах. Но реализация этого принципа явно идет с трудом.
Рассмотрим подробнее конфликт между тремя мирами: природным, предметным
(рукотворным, техногенным) и социальным.
Гармонию личности невозможно обсуждать, обращаясь к личности как к чему-то, что может существовать вне среды, вне связей с миром. Стремясь определить суть происходящего в современном мире, следует выбрать в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (и неживая и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный
(рукотворный, инструментальный, техногенный). Заметим, что все они составляют как бытие отдельного конкретного человека, так и человечества в целом.
Существенно важно то, что настоящий период развития человечества характеризуется конфликтом между тремя названными мирами. Под конфликтом здесь понимается выраженная рассогласованность этих трех миров, трех сторон человеческого бытия, человеческой деятельности – рассогласованность, наносящая вполне ощутимый ущерб каждому из трех миров.
Становление предметного мира шло параллельно развитию социального мира. Не касаясь всех аспектов взаимосвязей между этими мирами, отметим, что предметный мир недостаточно управляем, в нем нет необходимой подчиненности миру социальному.

пользоваться богатствами природного мира, но и противостоять ему в тех случаях, когда это было необходимо (природа и на стихийные бедствия богата). Именно благодаря возможности использовать инструменты, благодаря оснащенности и защищенности предметами человеческий вид достиг столь большой численности. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек покорял (а часто просто уничтожал) природу.
С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологическая и социальная. Число человеческих особей стало настолько огромным, что специалисты разных наук все чаще говорят о перегруженности планеты биомассой, о неизбежном сокращении ресурсов, которые дают пищу, позволяют удовлетворять витальные потребности.
Может ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт – вопрос открытый. Другой аспект хорошо известен, но и его надо упомянуть: вредоносное воздействие промышленности, транспорта и многих других областей практической деятельности человека на природу
(загрязнение, техногенные катастрофы, парниковый эффект и т. п.).
К настоящему времени предметный мир достиг значительного развития и достаточно сложен. Он все больше вторгается и перестраивает не только образ жизни, но и многие душевные и телесные процессы. К последствиям такой «перестройки» мы относим: ускорение ритма жизни; гигантское увеличение производства и потребления психоактивных лекарств
(снотворных, седативных, тонизирующих, стимулирующих и т. п.); увеличение производства и потребления психоактивных наркотизирующих веществ
(алкоголя, наркотиков, токсикантов).
Ускорение ритма жизни привело к существенному повышению стрессовой нагрузки.
Наиболее печальные последствия этого: значительное увеличение психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Увеличение продолжительности жизни в ряде развитых стран достигнуто, скорее всего, не за счет укрепления психического здоровья и переживания благополучия (измерения социального мира), а за счет новых лекарств, медицинских приборов (измерения инструментального мира).
Порой инструментальный мир начинает дублировать, замещать или заслонять мир природный. Кроме того, инструментальный мир чрезвычайно богат возможностями построения иллюзий. Так, возникла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психологической зависимости (поглощенность компьютерными играми, Интернет- зависимость).
Таким образом, все противоречия разных миров человеческого бытия так или иначе негативно отражаются на психическом здоровье, на благополучии человека.
Добавим к этим проблемам невротическое стремление человека все переделать в природном мире, причем как можно скорее.
Что позволяет человеку сохранять душевное равновесие, обретать душевный покой, усмирять страсти или вдохновляться будущими подвигами? Это дает психологическая устойчивость личности . В число основных опор устойчивости входят доминанты активности: доминанта познания и самопознания, доминанта деятельности, доминанта интеракции.
Итак, психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна, чаще для этого требуются старания и соответствующая работа. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собственной жизни.
Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулированию и саморазвитию создает основу для ослабления психологической устойчивости, а затем и к болезням как следствию образа жизни, как расплате за свое невежество. Отсутствие соответствующей психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом, углубляющейся дисгармонией личности и соматическим расстройством. Люди западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств.

Высокий уровень социальной напряженности, характерный для нашей страны, может быть снижен на основе комплексного подхода. Это требует использования разнообразных средств и методов. Большую роль должно сыграть развитие и распространение психологической культуры и психогигиены среди всех слоев населения.
Гармония личности не может быть типовой, но только – уникальной. Социализация, считает А. А. Реан, протекает в единстве с другим процессом – индивидуализацией .
Он подчеркивает, что социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот: в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как незначимое.

Гармония отношений личности
Личность – феномен одновременно и индивидного, и социального бытия.
Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего личность социального бытия. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не расстроенность) внутреннего мира личности.
В перечне чувств мы выделяем такой их вид, как интеракционпые (диспози- ционные) чувства, регулирующие межличностное взаимодействие субъекта, и два их подвида – сближающие и удаляющие. Самые важные в этом перечне – девять пар противоположных друг другу чувств, выделенных на основе принятия другого человека и стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию) либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него (табл. 4.1).
Таблица 4.7
Интеракиионные чувства личности
Сближающие чувства
Удаляющие чувства
1 Единство (общность) с человеком (людьми)
Одиночество
2 Дружелюбие
Отвращение (или неприязнь)
3 Добросердечие
Злоба, злость
4 Уверенность в собственной правоте
Вина (или раскаяние)
5 Собственная достаточная значимость
Зависть
6 Гордость (за себя)
Стыд (или смущение)
7 Признательность (какому-либо человеку или людям) Обида
8 Уважение (по отношению какому-либо человеку или людям)
Презрение (по отношению к какому-либо человеку или людям)
9 Любовь
Ненависть (ио отношению к этому человеку)
Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах.
Сила сближающих чувств должна быть соразмерной, а не чрезмерной. Безмерное заострение отдельных сближающих чувств может нарушать гармонию. Единство приводит к потере собственной индивидуальности, дружелюбие – к неразборчивости в межличностных отношениях и в оценках людей, добросердечие – ко всепрощенчеству
(беспринципности), уверенность – к неадекватной самоуверенности или уверенности в собственной непогрешимости , собственная значимость – к собственной сверхценности; гордость переходит в гордыню, признательность – в утрированную благодарность и неадекватное восхваление, уважение – в культовое преклонение и идолопоклонство, любовь – в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-либо иное, кроме объекта любви, фикси-рованность с обеднением всей гаммы чувств).
Уважение, перешедшее в культовое преклонение, порождает сильные удаляющие

чувства по отношению ко многим окружающим, инициирует ряд удаляющих чувств: презрение, отвращение, ненависть. Преклонение при фиксированности на одном объекте может перейти в фанатизм. Он особенно опасен, поскольку лишает личность способности к эмпатии, сопереживанию из-за предельной центрированности на чем-то, из-за иррационального принятия кого-либо, преданности чему-то (делу, идее). В последнем случае он позволяет обрести в кругу подобных чувство принадлежности. Если снизить значимость остальной части социума (родителей, учителей, правительства), то для полного принятия себя и самоуважения может хватить включенности в группу фанов того или иного эстрадного певца, футбольной команды, толкиенистов и т. д. Остальные, не входящие в круг своих, при этом начинают восприниматься и оцениваться как недалекие
(ограниченные, неспособные проникнуться...)
В любой страсти есть свое очарование , притягивающие людей. Истовость, ревностность, рьяность имеет красоту силы. Это то природное явление, на которое в человеке отзываются глубинные струны. Вероятно, немалая часть этого объясняется достаточно просто – феноменом индукции (психической заразительности), идущей от человека с повышенной силой внушения. У истероидной личности энергия появляется благодаря обратным токам, идущим от окружающих. Этой энергией лидер с горящими глазами и подпитывается.

Гармония развития личности
Еще один аспект гармонии личности – согласованность развития и функционирования основных сфер личности. Начиная со средних веков в западной цивилизации (к которой в большей степени принадлежит Россия) доминируют ценности развития когнитивной сферы личности. Однако обилие знаний автоматически не делает человека ни более гармоничным, ни более благополучным, ни более счастливым. Такое одностороннее развитие привело в XX в. к научно-технической революции без адекватных, соразмерных продвижений в гуманитарном развитии. Именно в этом кроется причина разрушения экологии планеты и «топтания» в духовной сфере. Во многих обществах и у большинства индивидов усилилась тенденция не тратить время на чувства, эмоции, должное внимание к витальным потребностям. Это не способствует духовному и физическому здоровью человека: накопившиеся чувства и желания, вырываясь на волю, вносят разрушительный элемент в устоявшуюся жизнь, приводят к дефицитарному развитию эмоционально-чувственной сферы, к невротизации общества и снижению жизненного тонуса людей во многих, в том числе и высокоразвитых (технологически), странах. На контроль и сдерживание эмоций тратится много энергии.
Будучи живым существом, человек теряет в себе живое. О какой гармонии отношений может идти речь, если ценности конкуренции доминируют и во многих обществах, и в человеческом сообществе в целом? Открытость миру, сближающие чувства прорываются часто лишь в моменты трагедий.
Сейчас нередко обсуждается доминирование в российских этносах ценностей индивидуализма – коллективизма, рассматриваемых в качестве полюсов одной шкалы.
Две эти ценности, скорее всего, можно рассматривать как противоположные. В российских этносах заметно определенное продвижение в сторону индивидуалистичности. Учитывая опасность и повышенную неустойчивость крайностей, можно относиться к перемещению от полюса коллективизма как к положительному явлению. Однако здесь надо выделить два существенных момента. Во-первых, нежелательна другая крайность. Во-вторых, более конструктивным и в личностном и в социальном масштабе было бы продвижение не к индивидуалистичности, а к полноценной индивидуальности каждого члена социума. К этому может вести прежде всего ориентация на ценности самопринятия, более полного принятия своей индивидуальности и принятие индивидуальности других. В личностном плане это связано с усилением ощущения самодостаточности, а в социальном – продолжении личностного – это проявится в таких остро необходимых аспектах отношения к другому человеку, другому этносу, другому обществу, другой религии, как терпимость, толерантность. Индивидуализм без индивидуальности – вариант дисгармонии и на уровне

личности, и на уровне межличностных отношений. Можно полагать, что отход от коллективистских ценностей способствовал бы сокращению «базы» для возникновения чувства ненависти между отдельными социальными группами, в частности привел бы к уменьшению числа сектантских общин.
К сожалению, действительность не вселяет пока большого оптимизма относительно продвижения человечества по этому пути. Вместо продвижения к индивидуальности, не отрицающей многие ценности коллективизма (участие в жизни других, готовность прийти на помощь и надежда на помощь, ощущение общей судьбы, чувство общности в адлеровском смысле), мы наблюдаем скорее обратное – стандартизацию. Возьмем, к примеру, пандемию похудания, поразившую огромное количество девушек и молодых женщин от
13 до 30 лет на Западе (заметим, что она обошла стороной женскую часть государств третьего мира). Эта навязчивая идея все чаще принимает форму психического расстройства
(искажение образа собственного тела, страх перед лишними килограммами), приводящего к отказу от еды и серьезной – иногда необратимой – потере веса. Среди причин этого недуга называют погоню за идеалом (стандартным), которым в современной западной культуре является стройная и даже худая фотомодель, а также моду на «мальчиковую» одежду, обувь и оформление внешности. Того же плана и новые веяния у представительниц юго- восточных этносов, например, японок: менять посредством косметических операций разрез глаз с восточного на европейский.

Духовное бытие,и смысл жизни личности
Выше мы уже говорили, что бытие личности многопланово, три его стороны выделяют как основные: физическое (телесное), психическое (душевное) и духовное бытие. Потребность находить, понимать или переживать смысл своего бытия занимает, возможно, центральное место в духовном пространстве личности.
Отечественный психолог и философ С. Л. Франк утверждал, что вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека:
Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве , довольстве и земных успехах или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» – в политику, борьбу партий и т. п., – но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников – старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей пашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов – этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни (Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6).
Вопросы духовности длительные годы не считались проблемами научной психологии. Основная причина этого заключается в том идеологическом контроле, которому была подчинена отечественная психологическая наука в советское время. Для официальной пропаганды смысл жизни для всех граждан страны был определен в
«Моральном кодексе строителя коммунизма». Все другие толкования данной темы
«любителей пофилософствовать», «гурманов гуманитарной мысли» вытеснялись из общественного сознания. Слабая разработанность этих вопросов в гуманитарных науках имеет свои негативные последствия до сих пор.
В настоящее время в понятии духовности не усматривают какого-либо мистического контекста, оно не воспринимается как образное выражение. К нему относят освоенные личностью богатства духовной культуры человечества, основные ценности общества, нравственные принципы и правила, понимание и переживание смысла жизни.
Смысл жизни и духовность личности многие века были предметом размышлений отечественных ученых, писателей, религиозных деятелей. Ученые прошлого и современности находили и находят решение узловых проблем духовности в христианском учении . Многие века нравственные принципы людей самых разных слоев населения опирались именно на религиозные

нормы. Лучшие умы России принимали это не только умом, но и сердцем. Вспомним Ф. Тютчева:
Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет, – Кто их излечит, кто прикроет? Ты, риза чистая Христа...
Духовное бытие можно рассматривать не только как одну из сторон бытия, но и как высшую форму личного существования, характеризующуюся освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений и пристрастий собственной самости, а также признанием приоритета духовных ценностей над остальными.
Духовное бытие – это процесс постоянного духовного развития, процесс формирования духовных потребностей и процесс их удовлетворения, ненасыщаемо-го удовлетворения. В ходе этого развития человек обнаруживает наиболее близкие ему ценности общества (добро, красота, истина) и приобретает представления о нравственных принципах и правилах. Духовные потребности присущи каждому человеку – не только тому, кого принято называть духовной личностью. Любой человек имеет собственные представления о добре и зле, нравственном и безнравственном, красоте и уродстве, истине и заблуждении, любви и ненависти, о главных ценностях со-бытия – совместного бытия в обществе. Разумеется, острота этих потребностей весьма различна, человеческая индивидуальность проявляется и в этой сфере.
У большинства людей сильна потребность в самореализации (самоактуализации, самоутверждении) – освоении социального пространства. В этом освоении человек непременно опирается на те или иные духовные ценности, учитывает эту важную сторону общественной жизни.
И духовное развитие, и личностное развитие в целом, и формирование индивидуальности возможны в спонтанном , свободном поведении, в деятельности, позволяющей проявлять творческие наклонности. Свобода без ответственности за себя, за свои решения и поступки превращается в иллюзию свободы. Ответственность без свободы выбора превращается в рабство. Положение раба исключает возможность самореализации личности, саморазвития, духовного и социального роста.
Людей, имеющих «скромные» духовные потребности, – меньшинство. Большинство же ощущает их достаточно сильно и ищет способы их удовлетворения. Человеческая индивидуальность в этом аспекте проявляется в том, что далеко не все ищущие имеют достаточный ресурс терпения и выносливости на этом нелегком пути. Не все ищущие понимают, что вопрос о смысле жизни не имеет простых, общих или универсальных решений. Смысл жизни, конечно, в той или иной мере может быть сходным у разных людей. Но в любом случае путь обретения смысла человек должен пройти самостоятельно. Возвращаясь к значению индивидуальности, необходимо подчеркнуть, что и по этой характеристике – ощущению духовного голода – люди весьма различаются.
Одни понимают или, точнее, чувствуют, что некоторая неудовлетворенность решением будет сопровождать всю жизнь, что известная неопределенность нормальна и неизбежна. Ведь иначе трудно представить себе источник энергии для саморазвития.
Другие же ждут простых, однозначных, быстрых решений. И находятся люди, предлагающие эти быстрые решения, которые нередко преподносят деструктивные культы. Последние наносят огромный вред духовному и душевному здоровью. В культовых сетях часто оказываются молодые люди.
Для молодых людей с обостренной потребностью в самореализации деструктивные культы имеют дополнительные привлекательные стороны, поскольку в них взращивается идея избранности, высокого предназначения каждого последователя, что дает возможность ощутить свой резко возросший статус. Привлекательность этого столь высока, что мешает рассмотреть обман. Предназначение «спасти человечество» в деструктивных культах часто странным образом уживается с нетерпимостью и агрессивностью в отношении к непосвященным: «Кто не с нами, тот против нас». Если бы деструктивные культы действительно способствовали развитию личности и духовному совершенству, то у адептов рядом с верой в то, что они могут служить образцом для подражания, жила бы терпимость, доброе отношение «к младшим братьям» – отстающим в своем духовном росте. Верный признак духовного совершенства – терпимость. Но ее-то и нет в

деструктивных культах.
Добавим аргумент, подтверждающий иллюзорное удовлетворение духовных потребностей в деструктивных культах. Разуверившиеся в православии или католицизме, конфуцианстве или буддизме молчаливо оставляют церковь, отходят от одной веры и начинают искать другую. Кто-то ищет новую религиозную веру, кто-то нечто иное, вселяющее надежду и укрепляющее душевные силы. Однако многие покинувшие секты становятся активными разоблачителями их деятельности. Почему это так? Потому что им становится ясно, что они были обмануты, они хотят уберечь от обмана других людей.
К распространению деструктивных культов в значительной мере привело разрушение общинного образа жизни в России и других странах (по ряду причин неизбежное), ограничение возможности полноценно переживать чувство социальной принадлежности. Эти культы производят разрушающее воздействие на личность, семью и общество. В деструктивных культах отсутствует свобода личности. В них намеренно и направленно принижают значение интеллекта, препятствуют попыткам адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которое на них обрушивается. Любому существу для роста необходимо жизненное пространство, свобода, причем свобода в разных смыслах и аспектах: свобода выбора образа жизни и рода занятий, свобода в мыслях и в общении...
Свобода личности и действительное удовлетворение духовных потребностей возможны, если человек ответствен за свои действия и поступки, решения, если он сохраняет критичность мышления и осуществляет все личностно значимые выборы самостоятельно, если у него сохраняется ясность сознания.
В традиционных религиях человека нацеливают на постоянную внутреннюю работу и духовное развитие. Этого нельзя сказать о деструктивных культах . Они весьма разнообразны и по идейной, мировоззренческой направленности, и по форме. Объединяет их то, что все они обращаются к духовным потребностям человека – потребностям ощущать смысл жизни, понимать свое место в обществе, стремиться к совершенству, надеяться на бессмертие души. К сожалению, для современной России характерен идейный вакуум, отсутствие ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров.
Эти составляющие общественного сознания вызревают вместе с формированием гражданского общества благодаря активно функционирующим общественным институтам, профиль которых позволяет включаться в поиск таких ориентиров.

Контрольные вопросы
1. Назовите подходы к трактовке понятия гармония в истории гуманитарной мысли.
2. Перечислите и охарактеризуйте различные аспекты гармонии личности.
3. Перечислите сближающие и удаляющие чувства.
4. Охарактеризуйте значение духовного бытия для личности.

Литература
1. Васильева О. С, Филатов Ф.Р, Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001.
2. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
3. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.