Меню

10 способов получения солей с примерами. Как добыть соль в условиях выживания. I. Ориентировочно-мотивационный этап

Диеты

Класс: 8

Цели урока:

  • Образовательная: Формирование на межпредметном уровне системы понятий о солях в условиях активной учебной деятельности
  • Развивающая: Формировать приемы умственной деятельности, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
  • Воспитательная
  • : продолжать формирование адекватной самооценки на базе коллективной и индивидуальной учебной деятельности. Воспитывать культуру умственного труда.

Приоритетные виды межпредметных связей.

  1. Внутрицикловые содержательно-информационные – с курсами биологии(водно-минеральное питание растений, минеральные удобрения), географии (распространение солей в земной коре), валеологией (значение поваренной соли),физики(кристаллическое строение веществ) и т.д.
  2. Организационно-методические - на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ, синтез, сравнение и вывод, применение знаний и способов действий и др.)
  3. Специально-предметные - причинно-следственные, семиотические, исторические, взаимообратные и др.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Чтобы что-то узнать,
Нужно уже что-то знать.
С. Лем

1.1. Актуализация знаний.

Вспомним способ нашего продвижения по учебному материалу:

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания, которые соответствуют знаниям зоны их актуального развития.

1. Все вещества происходят от какого-либо элемента. На какие две группы делят химические элементы? (Металлические и Неметаллические.)

2. Какие простые вещества им соответствуют на макроуровне организации вещества? (Металлическим элементам соответствуют металлы, Неметаллическим – неметаллы.)

3. Какие простые вещества мы изучили? (Водород, кислород.)

5. Какие сложные вещества образуют металлы и неметаллы при взаимодействии с кислородом? (Оксиды. Металлы – основные оксиды, неметаллы – кислотные оксиды.)

По ходу составляется схема на доске и в тетрадях учащихся.

С помощью химических реакций можно перейти от простых веществ к сложным, от одного класса к другому. Такая взаимосвязь активно используется в практической деятельности человека.

7. Что произойдет, если смешать раствор кислоты и раствор щелочи? (Проблемный вопрос.)

Учащиеся затрудняются ответить на последний вопрос, ибо мы вышли за пределы зоны их актуального развития.

1.2. Мотивация.

Для осмысления потребностей и мотивов изучения последнего вопроса учащимся предлагается проанализировать ситуацию:

При попадании щелочи на кожу на пораженное место после промывания содой накладывают повязку из марли или ватной тампон, пропитанный 5% раствором уксусной кислоты. Почему?

В процессе обсуждения этой ситуации учащиеся проходят к выводу, что возможно образуются какие-то новые вещества. Учащиеся осознают потребность в изучении материала зоны своего ближайшего развития.

1.3. Формулирование темы урока.

Какой основной продукт образуется при смешивании растворов кислот и щелочей, к какому классу неорганических веществ он принадлежит и соответственно название темы урока вы узнаете выполнив задание.

Задание. Определите в каждом столбике лишнее вещество и из букв составьте слово (4 балла).

Формирование учебной проблемы и планирование действий по ее реализации.

Записываем тему урока “Соли. Получение солей”.

1.4. Планирование действий учащихся на уроке.

В результате обсуждения совместно с учащимися составляется план изучения темы.

  1. Получение солей (выполнение лабораторной работы).
  2. Определение солей.
  3. Состав, строение солей.
  4. Значение солей.
  5. Номенклатура солей.

II. Операционно-исполнительский этап.

После того как человек определил,
что именно необходимо сделать,
он может сделать то, что нужно.
Китайская мудрость.

Реализация первого пункта плана.

Выполнение, моделирование и оформление результатов лабораторной работы. Лабораторная работа выполняется по инструкции (5баллов).

2. По каким признакам можно судить что произошла химическая реакция?

3. Что происходит при сливании растворов кислоты и щелочи? Давайте разберемся.

Моделирование процесса реакции.

Учитель показывает на доске используя набор трафаретов моделей ионов на магнитной основе.

В растворе кислоты присутствуют ионы Н + и Clˉ, в растворе щелочи Na + и OHˉ. При сливании растворов произошло соединение ионов Н + и ОНˉ в молекулы очень слабо диссоцирующей воды Н + + ОНˉ = Н 2 О

Теперь обратим внимание на второй продукт реакции. В растворе он находится в виде ионов Na и Сlˉ . Как его выделить из воды? (Провести выпаривание).

Нейтрализуются и кислота и щелочь и получается нейтральный раствор.

Реакцию кислоты с основанием, в результате которой получаются соль и вода, называют реакцией нейтрализации.

В общем виде схему реакции можно представить так:

Где же используются реакции нейтрализации в реальной жизни?

Реакции нейтрализации используется в качестве одного из способов очистки сточных вод. Сточные воды – это воды, которые возвращаются в окружающую среду после их использования. Сточные воды могут быть щелочными и кислыми. А обычная вода – нейтральная. Поэтому для очистки используется реакция нейтрализации (или смешивают кислые и щелочные сточные воды, или прибавляют специальные реагенты: кислоты, негашенную известь, каустик – Na OH

2.2. Реализация второго пункта плана.

Из всех химических соединений соли являются наиболее многочисленным классом веществ. В начале 19 века шведский химик И. Берцелиус сформулировал определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями.

Сформулируйте свое определение солей и запишите в тетради (2 балла).

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, соединенных с кислотным остатком.

Соли – это сложные вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислот.

2.3. Реализация третьего пункта плана.

Вы ознакомились с солями. Охарактеризуйте соли по схеме “состав-строение-свойства” и смоделируйте изученный материал (работа с учебником) (4 балла).

2.4. Реализация четвертого пункта плана.

Из приведенного списка выпишите формулы солей (4балла)

SO 2
NaCl
Zn (OH) 2
Ca CO 3
H 2 SO 4
CaCl 2
MgO
NaJ

Рассказ о значении солей, которые выписали учащиеся.

Na Cl, Са Cl 2 , Ca CO 3

Соли широко распространены в природе и играют важную роль в процессах обмена веществ и растительных организациях. Соли содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав различных тканей: костной, нервной, мышечной и другие. В организме человека различные соли составляют 5,5 % его массы. Велика роль солей в технике. Соли используют, направляют для получения стекла, минеральных красок, мыла, многих металлов, минеральных удобрений и др.

2.5. Реализация пятого пункта плана.

Как дать названия солям, которые выписали?

Учитель объясняет номенклатуру солей.

Название соли = название аниона + название катиона металла.

(в именительном падеже) (в родительном падеже)

Если один и тот же металл проявляет несколько степеней окисления, они указываются в скобках римской цифрой.

Учащиеся дают название солям, которые выписали (4 балла).

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Силу уму придают упражнения, а не покой
А.Поп.

3.1. Первичная проверка усвоения знаний.

Необходимо выполнить одно из трех заданий (по выбору). Выберите только то задание, с которым справитесь.

Задание 1. (репродуктивный уровень) – (3 б)

Выпишите формулы солей и назовите их

Na 2 SO 4, Ba (OH) 2, CO 2, Ca (NO 3) 2, KCl, H 2 SO 4, HNO 3, CuO, HCl.

Задание 2.(прикладной уровень) – (4 б).

Найдите лишнюю формулу и объясните свой выбор.

А) K 2 SO 4
Na 2 SO 4
Na 2 CO 3
CuSO 4
б) NaCl
Na 3 PO 4
FeCl 3
MgCl 2
в) KCl
Na NO 3
Mg (NO 3) 2
Al (NO 3) 3

Задание 3. (творческой уровень) – (5 б).

Вы заметили, что комнатные растения в школе нуждаются в подкормке азотом и калием. В вашем распоряжении есть следующие вещества: H 2 O, K 2 CO 3, KOH, HNO 3 .Можно ли из этих соединений получить такое, которое обеспечило бы одновременную подкормку азотом и калием.

Взаимопроверка проводится сразу после написания работы по готовым ответам на доске.

3.2. Подведение итогов занятия

1. Какую проблему мы поставили в начале урока?
2. Удалось ли нам ее решить?

Учащиеся подсчитывают общее число баллов, набранных за урок, и оценивают свою работу по пятибальной системе:

27–28 баллов – “5”
20–26 баллов – “4”
13–19 баллов – “3”
меньше 13 баллов – “2”

Отметки выставляют в дневник. Тетради сдают учителю на проверку.

Оцениваются учащиеся, получившие 5 и боли жетонов за устные ответы на уроке.

3.3. Осмысление домашнего задания..

I уровень – §33, задание 1, стр. 126(учебник Кузнецова Н.Е,Титова И.М.,Гара Н.Н.,Жегин А.Ю.химия:8класс-М.:Вентана-Граф,2007)

II уровень – §33, задание 4.стр.126

III уровень – §33, Творческое задание: Однажды мне в руки попала книжка с названием “Без соли не проживешь”. А немного позже в одном из журналов я прочитала статью, которая была названа “Белый яд”. Напишите заметку с одним из названий о поваренной соли (в стиле вашей любимой газеты).

3.4 Осмысление темы следующего урока.

Для лечения некоторых заболеваний принимают ванны из морской воды. Морская вода содержит ионы Na + , Mg 2+ , Ca 2+ , K + , Cl - , SO 4 2- , Br - , J - . В лечебницах, расположенных далеко от моря морскую воду готовят искусственно. Какие соли надо растворить в пресной воде, чтобы приготовить морскую воду?

Как составить формулы солей? Этот материал нам предстоит изучить на следующем уроке.

  1. С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин “Химия. 8–9”.

Учебник подготовлен в соответствии с авторской программой, которая предусматривает дифференцированный, развивающий подход к обучению. Полученные школьниками знания становятся базой для творческого и сознательного восприятия последующего материала.

Содержание данного учебника полностью соответствует обязательному минимуму содержания химического образования и времени, отведенному Базисным учебным планом на изучение химии (2 ч в неделю). Кроме того, учебник содержит дополнительный материал, на изучение которого может быть использован 1 ч сверх учебного плана (3 ч в неделю). Это первый учебник по неорганической химии, который рассчитан на изучение предмета в разном объеме и с разной степенью глубины и в котором предлагаются задания разной степени сложности.

Учебник отличает строгая научность изложения: на тщательно отобранном фактологическом материале в доступной и живой форме раскрывается содержание важнейших понятий, законов и теорий химии. Учебное содержание распределено по годам обучения в строгом соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, логикой учебного процесса и общей методикой формирования химических знаний.

Текст учебника сопровождается большим количеством иллюстраций, обобщающих схем, рисунков, таблиц; к каждому параграфу предложены четырехуровневые (по степени сложности) вопросы и задания, инструкции по выполнению лабораторных опытов и практических работ. Особую педагогическую ценность учебника составляет то, что его содержание доступно для всех школьников, обучающихся по системе развивающего обучения

Содержание учебника выстроено в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Это позволяет учителю работать в зоне ближайшего развития учащихся и организовывать развивающиеся логически соподчиненные действия. Только таким образом учитель будет учить школьников учиться, т.е. строить процесс собственной учебной деятельности, при которой действия учащихся переносятся во внутренний план, и в последствии они смогут реализовать их в других, неучебных формах практической и умственной деятельности.

Классификация солей

Соли

C точки зрения электролитической теории можно дать следующее определение этому классу соединений

Соли - электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металлов или другие, более сложные, катионы, например, , 2+ и анионы кислотного остатка.

В зависимости от состава соли также могут быть разделены на различ­ные типы.

1°. Средние соли - соли, которые образуются в результате полной нейтрализации кислоты основанием (при замещении всех катионов водо­рода на катионы металла):

H 2 SO 4 + 2 NaOH = Na 2 SO 4 + 2 H 2 O.

2°. Кислые соли - соли, которые образуются при неполной нейтрализа­ции кислоты основанием (замещаются не все катионы водорода на катионы металла). Соли этого типа могут быть образованы только многоосновными кислотами.

H 2 SO 4 + NaOH = NaHSO 4 + H 2 O.

H 2 SO 4 - кислота двухосновная, при полной нейтрализации которой образуется средняя соль Na 2 SO 4 , а при замещении одного атома водорода на металл образуется кислая соль NaHSO 4 .

H 3 PO 4 - кислота трехосновная, в которой возможно последовательное замещение одного, двух или всех трех атомов водорода на атомы металла. И при нейтрализации этой кислоты возможно образование трех рядов солей: NaH 2 PO 4 , Na 2 HPO 4 и Na 3 PO 4 .

В общем же случае к кислым солям относятся соли в которых мольное содержание кислотного оксида больше мольного содержания основного оксида, например, Na 2 B 4 O 7 , Na 2 Cr 2 O 7 , Na 2 S 2 O 7 , Na 4 P 2 O 7 . При реакции с основными оксидами и гидроксидами эти соли переходят в средние соли:

Na 2 Cr 2 O 7 + 2 NaOH = 2 Na 2 CrO 4 + H 2 O
CoO + Na 2 B 4 O 7 = 2 NaBO 2 + Co(BO 2) 2 .

3°. Основные соли - соли, которые являются продуктом неполной нейтрализации многокислотного основания кислотой:

Mg(OH) 2 + HCl = Mg(OH)Cl + H 2 O.

4°. Двойные соли - соли, в состав которых входят анионы только одного вида и разные катионы, например, KAl(SO 4) 2 × 12 H 2 O.

5°. Смешанные соли - соли, в состав которых входят катионы одного вида и анионы разных кислот, например, хлорная известь CaCl(OCl).

6°. Комплексные соли - соли, имеющие сложные катионы или анионы, в которых связь образована по донорно-акцепторному механизму. При написании молекулярных формул таких солей комплексный катион или анион заключают в квадратные скобки, например:

K 3 , K, Na
OH, (OH) 2 .

Соли могут быть получены одним из ниже приведенных способов.

1°. Взаимодействием металлов

а) с кислотами:

Cr + 2 HCl = CrCl 2 + H 2 ­ (без доступа воздуха)
Cu + 4 HNO 3, конц. = Cu(NO 3) 2 + 2 NO 2 ­ + 2 H 2 O,

б) со щелочами:

2 Al + 2 NaOH + 10 H 2 O = 2 Na + 3 H 2 ­.



2°. Нагреванием металлов с неметаллами в инертной атмосфере:

2 Fe + 3 Cl 2 2 FeCl 3

2 Li + H 2 2 LiH
6 Mg + 2 N 2 2 Mg 3 N.

3°. Вытеснением металлов из солей другими металлами, стоящими в ряду напряжений до металла, входящего в состав соли:

Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu.

При этом не надо забывать, что если металл, входящий в состав соли, проявляет переменные степени окисления, то он может быть восстановлен до более низкой степени окисления металлом, находящимся в ряду напря­жений правее его:

2 FeCl 3 + Cu = 2 FeCl 2 + CuCl 2 .

Эта реакция нашла применение электронной промышленности при изготовлении плат для печатного монтажа.

2 FeCl 3 + Hg = 2 FeCl 2 + HgCl 2 .

На этом основан способ очистки помещений от разлитой ртути.

4°. Взаимодействием неметаллов со щелочами (см. п. 3.3. Свойства оснований, 3°).

5°. Вытеснением активными неметаллами менее активных неметаллов из солей:

Cl 2 + 2 NaBr = 2 NaCl + Br 2 .

В этом случае более электроотрицательный неметалл (хлор) вытесняет менее электроотрицательный (бром).

6°. Взаимодействием двух оксидов

7°. Нейтрализацией кислоты основанием (или амфотерным гидрокси­дом):

HNO 3 + KOH = KNO 3 + H 2 O
H 2 SO 4 + Zn(OH) 2 = ZnSO 4 + 2H 2 O.

В случае многоосновных кислот (или многокислотных оснований) возможно образование кислых (или основных) солей, в зависимости от относительных количеств кислоты и основания, вступивших в реакцию:

H 3 PO 4 + NaOH = NaH 2 PO 4 + H 2 O

NaH 2 PO 4 + NaOH = Na 2 HPO 4 + H 2 O

Na 2 HPO 4 + NaOH = Na 3 PO 4 + H 2 O.

8°. Растворением или сплавлением кислотного или амфотерного оксида с основанием:

CO 2 + 2KOH = K 2 CO 3 + 2H 2 O
SiO 2 + 2NaOH Na 2 SiO 3 + H 2 O
ZnO + 2NaOH + H 2 O = Na 2
Al 2 O 3 + 2NaOH 2NaAlO 2 + H 2 O.
9°. Как результат реакции основного или амфотерного оксида с кислотой:

CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O
ZnO + 2HNO 3 = Zn(NO 3) 2 + H 2 O.

При этом необходимо учитывать возможность окисления катиона, образую­щего оксид, до более высокой степени окисления:

FeO + 4HNO 3, конц. = Fe(NO 3) 3 + NO ­ + 2 H 2 O.

10°. Взаимодействием пероксидов, надпероксидов и озонидов с кислот­ными оксидами:

2 Na 2 O 2 + 2 CO 2 = 2 Na 2 CO 3 + O 2 ­
4 KO 2 + 2 CO 2 = 2 K 2 CO 3 + 3 O 2 ­.

Эти реакции лежат в основе регенерации воздуха в замкнутых простран­ствах (подводные лодки, космические корабли, изолирующие противогазы).

11°. Осаждением нерастворимых в воде солей с образованием растворов кислот:

AgNO 3 + HCl = AgCl ¯ + HNO 3
Ca 3 (PO 4) 2 + 3 H 2 SO 4 = 3 CaSO 4 ¯ + 2 H 3 PO 4 .

Полученная соль не должна растворяться в образовавшейся кислоте.

12°. Взаимодействием кислотного оксида с солью:

SO 2 + Na 2 CO 3 = Na 2 SO 3 + CO 2 ­
6 SiO 2 + 2 Ca 3 (PO 4) 2 6 CaSiO 3 + P 4 O 10 ­.

13°. Осаждением нерастворимых гидроксидов растворами щелочей из солей:

FeSO 4 + 2 NaOH = Fe(OH) 2 ¯ + Na 2 SO 4 .

14°. Как результат реакции обменна между солями с образованием одной нерастворимой соли:

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 ¯ + 2NaCl.

15°. Термическим разложением солей:

Степень разложения солей определяется отношением заряда катиона (n +) к его радиусу (r ). Чем больше это отношение, тем «глубже» степень разложения.

2 LiNO 3 2 LiNO 2 + O 2
2 KClO 3 2 KCl + 3 O 2 .

В некоторых случаях определяющую роль в разложении соли играет и заполненный 18-электронный подуровень катиона металла.

2 Cu(NO 3) 2 2 CuO + 4 NO 2 + O 2
2 AgNO 3 2 Ag + 2 NO 2 + O 2 .

16°. Окислением или восстановлением кислотообразующего элемента, входящего в состав аниона соли:

Na 2 SO 3 + H 2 O 2 = Na 2 SO 4 + H 2 O
Na 2 SO 4 + 4C Na 2 S + 4CO.

    Соль, также известная как хлористый натрий или поваренная соль это химическое соединение натрия и хлора в процентном соотношении 39:61 соответственно. Соль это жизенно необходимая для нашего организма органическая добавка которая регулирует обмен веществ. Соль используется как приправа к пище или как консервант.

    В природе существуют два основных вида соли: морская и каменная. Морскую соль получают в процессе выпаривания морской воды. Каменную же соль добывают в специальных соляных шахтах также как и все другие полезные ископаемые. В добыче каменная соль получается дешевле чем морская.

    Промышленный способ получения соли проходит четыре стадии:

    — получение раствора

    — очищение

    — выпаривание раствора

    — сушка раствора и выделение соли

    Для получения соли нужно применять природные рассолы, которые были получены в буровых скважинах путем выделения щелочи из соляных пород. Готовят рассолы путем растворения каменной соли низких сортов. Рассол содержит различные вредные вещества: сульфаты, магний, гидрокарбонаты кальция, оксиды железа. Поэтому в процессе изготовления поваренной соли достаточно высокого качества к рассолу предъявляются чрезвычайно высокие требования.

    Существует несколько методов очищения рассолов от примесей:

    — содово-известковый;

    — содово-известково-сульфатный;

    — содовый;

    — термический.

    Содово-известково-сульфатное метод очищениядолжен происходить в две стадии. В первую очередь, из раствора убирают магний и кальций при помощи известии сульфата натрия. Затем при помощи соды и углекислого газа освобождают от гипса. Это является наиболее рентабельным методом. При термической обработке уменьшается растворимость растворов, поскольку их нагревают при высокой температуре. Кроме того, при нагревании из рассолов выделяется сероводород, который удаляет органические примеси.

    Раньше соль получали путем вываривания. Сейчас же широкое распространение получил метод вакуумного выпаривания, который происходит ваппарате погружного горенияи вакуумном аппарате. Камера опускается в раствор, и через рассол проходят выходящие газы.

    Следует отметить, что рассолы соли ndash; это достаточно агрессивная среда. При изготовлении соли происходит быстрое взаимодействие металлов при высокой температуре. Эти условия создавались старорусскими варницами у славян. Это было трудоемкое производство, которое,однако, позволило сформировать целую систему торговых центров и пограничных областей.

    Один из способов получения соли называют бассейным . Заключается он вот в чем: На берегу моря, в осеннюю пору, выкапывают водоем средних размеров, потом наполняют его морской водой. Далее воду выдерживают, что бы осела песок и глина, и различные тяжелые взвеси, которые находятся в морской воде. На зиму эту воду переливают во второй бассейн, а весной ndash; в третий бассейн. За это время некоторая часть воды неизбежно испаряется, тем самым повышая концентрацию соли в ней. К последним числам лета, в третьем бассейне уже появляется слой соли, который сгребают (laquo;выволакиваютraquo;). Делается это при помощи так называемого солеуборочного комбайна . Далее из этой соли создают большие кучи, высотой десять-пятнадцать метров, под открытым небом. Делается это для того, что бы дождевая вода промыла эту соль от различных химических соединений.

    Надо сказать несколько слов о солеуборочном комбайне. Этот самый комбайн внешне похож на грузовой вагон поезда, и даже ездит тоже по рельсам ndash; их укладывают прямо на соль. Надо сказать, что laquo;производительность трудаraquo; у этого комбайна просто колоссальная ndash; один час его работы легко сможет заменить один час работы трех сотен человек! Соль смешивают с водой, и получившеюся так называемую пульпу при помощи насосов закачивают в камеру, где соль отделяют от воды, и грузят далее в железнодорожные вагоны, которые направляются на специальную мельницу для соли.

    Так же существует шахтный способ добычи соли. К такому способу прибегают в том случае, когда месторождение соли находится под землей. Из за того, что такая соль образовалась под землей очень давно, да еще и плюс ко всему на нее постоянно давил слой земли, такая соль превратилась в очень прочный и твердый монолит, и стала, как камень. Такую соль называют каменной . В таких случаях, шахтеры с помощью взрывчатки или при использовании специальных врубовых машин, могут отколоть глубину соли для того, что бы раздробить ее на более мелкие куски и поднять на поверхность.

    Соль самого высокого качества, laquo;Экстраraquo;, получают на специальных заводах. Способ получения такой соли называют вакуумный , потому что такую соль выпаривают при очень низком давлении, приближенном к вакууму. Сначала образуется соляной раствор, при смешивании воды и соли, и потом ее начинают выпаривать. Получается очень мелкая и качественная соль.

Самую распространенную у нас соль (хлорид натря) получают из минерала Галит (от греческого Αλίτης - соль), состоящего почти полностью из того же NaCl.
Но вот это "почти" и составляет разницу. Природный минерал бывает разных цветовых оттенков в зависимости от примесей других минералов и микроорганизмов, а также окружающих глинистых пород и песчаников – белый, голубовато-серый, розовый, вишнево-красный, желто-коричневый. Интенсивность цвета зависит от соотношения в кристаллах чистого галита и механических примесей.

Гималайская соль (Пакистан)

Например, модная «гималайская соль» из соляных копей в Пакистане содержит около 92% галита, остальное – примеси. В основном – оксидов железа типа банальной ржавчины – бурые железняки, гематит и магнетит.
Большую часть добытой здесь соли подвергают рафинированию, получая обычную белую соль. Часть же добываемой в месторождении соли подвергают только первичной очистке - промывке, сушке и дроблению, и поставляют на рынок в виде мелкого светло- или насыщенно-розового порошка или кристаллов. Розовый цвет соли не играет никакого значения и не имеет никакой роли, не влияет ни на вкус, ни на запах, доставляя разве что эстетическое удовольствие любителям розового.:)) Ну и еще ее крупные кристаллы потрясающе смотрятся рядом с розовым перцем в мельнице.

Черная соль (Индия)

Похожая на нее внешне «черная соль» из месторождения в Индии (Дарджилинг?)Kala Namak имеет в своем составе кроме соединений железа, большое количество сульфатов и сульфидов натрия и других элементов, что обуславливает специфический запах ээээ… вареных вкрутую яиц, что, естественно, снижает ее популярность на мировом рынке. С другой стороны можно сказать, что это – ее пикантная отличительная особенность.

Эти две соли можно с чистым сердцем отнести к природным минеральным солям. А вот еще одна модная красная соль с Гавайских островов – продукт искусственного смешения гавайской глины и морской соли. На лицо трогательное единение, так сказать, химикатов моря и земли.

В России основную массу галита, добываемого из соленых озер или из-под земли, рафинируют, вываривая соляной раствор, образно говоря, получая из алмаза углерод.

Меньшую часть – оставляют как есть в виде сероватой соли помола №1.

Но нам тоже хочется разноцветной соли. И у нас их есть.

Черную соль с добавлением активированного угля, производят несколько фирм, позиционируя креатуру как легендарную «четверговую соль», практически полностью забытую. Пытаясь обратно создать из углерода - алмаз.

Мы не одиноки на этом празднике жизни. Black lava salt с активированным углем производится на Кипре и на Гавайях. Разумеется, в целях продвижения на рынке, ее также позиционируют как активный детоксикант, обладающий уникальным вкусом и весьма декоративным эффектом.
Визуальный эффект, кстати, будет еще краше, если смешать ее с хлопьями паприки.

Тот же хлорид натрия составляет главный солевой компонент всех морей и океанов, а также соляных озер и подземных вод. Так шо морская соль – это тот же NaCl и вся минеральная плюс органическая компания, которые вместе составляют до 98% состава соли.
Обычно морская вода горько-соленая, в зависимости от растворенных в ней минералов – за горечь обычно отвечает калий и магний, за соленый вкус – натрий, за камни в почках – кальций. :) Там, где состав морской воды это позволяет, выпаривание ведут в естественных условиях, получая природную морскую соль, но основную часть морской соли также рафинируют, удаляя горечь и большинство примесей.

Итак, минеральный состав морской соли несказанно богаче и зависит от климатических условий и состава морской воды. Продвигаемая на рынок глубоководная соль доказывает этот факт. Качая с огромной глубины морскую воду и испаряя ее затем в реакторах, производители гордятся присутствием в ней таких элементов как медь, селен, железо, цинк и т.д. То есть все, от чего стараются избавиться в рафинированной соли.
Не знаю, насколько полезен такой богатый микроэлементами состав. Все эти: бром, стронций, фтор, фосфор, бор, медь, цинк и остальная таблица Менделеева присутствуют в атмосфере мегаполиса, мы и так их ежедневно употребляем.:)

Что еще мы употребляем вместе с солью.
ХХ век начался с того, что впервые для улучшения сыпучести соли, в нее стали добавлять карбонат магния. И понеслось.
Последние по времени добавки – это добавки против слеживания и смерзания соли в мешках – гексоцианоферрат калия (E535). Пусть ферроцианид калия (К4х3H2O) и нейтральное вещество, все же его присутствие ограничено стандартами - не более 15г/тонну соли.

Попутно решили позаботиться о здоровье населения.
В 20-х годах в пищевую соль стали добавлять иодид или иодат калия для профилактики зоба, болезни щитовидной железы, возникающей при йододефиците. И делают это до сих пор.
Часть хлорида натрия в последнее время заменяют хлоридом калия. Считается, что такая соль более подходит людям с гипертоническими проблемами.

Наконец, еще одна очень известная добавка образует так называемую «посолочную смесь». Это нитрит натрия, NaNO2 (E250), который использовался и используется для сохранения окраски и как антибактериальный компонент, который действует на возбудитель ботулизма при посоле мяса и рыбы и приготовлении колбас. Нитрит натрия – токсическое вещество, применение которого также строго регламентируется.

Про разноцветнае соли-приправы я, наверное, все уши уже прожужжала. Но вот еще парочка.

КРАСНАЯ СОЛЬ
Французская Sel de Bayonne, которую я тут недавно купила вместе с прованскими травами, оказывается имеет статус АОС, несмотря на свои противослеживающие добавки, и идеально сочетается еще с одним местным специалитетом АОС – Piment de Espilett.
Что не мешает нам приготовить подобную смесь из любой подходящей соли и любого стручкового перца по вкусу. Пропорции для смеси – 85% соли и 15% перца в хлопьях или порошке, в зависимости от крупности взятой соли.

ЗЕЛЕНАЯ СОЛЬ ДЛЯ ЖАРЕНОГО МЯСА
Итальянская приправа salamoia, также недавно мною купленная, состоит скорее из трав с солью, чем из соли с травами. В составе - розмарин, шалфей, черный перец, чеснок – ну очень душистая и душевная штучка.
На сколько я разбираюсь в итальянском – salamoia означает просто «рассол». Почему так назвали эту соль с травами для меня загадка.

(с) shakherezada.livejournal.com