Меню

Восточный скоростной диаметр карта. ВСД: дорога вопросов. — Какие именно

Заготовки

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) подготовил очередной вариант трассировки Восточного скоростного радиуса, который официально называют Скоростная городская магистраль с мостом через реку Неву в створе улиц Фаянсовая – Зольная, или короче - Широтная магистраль. «Общественному контролю» удалось с ней ознакомиться.

Общая протяженность широтной магистрали составит 22 км, из которых 14,5 км пройдут по территории Санкт-Петербурга. Ранее назывались цифры 17,6 км и 18,5 км. Ширина дороги составит от 6 до 8 полос, расчетная скорость движения - 140 км/ч.

Проект имеет долгую историю и менялся уже не раз. В прошлом году институт «Стройпроект» выполнил его градостроительное обоснование. По его итогам в октябре правительство Санкт-Петербурга приняло решение о трассировке дороги . Однако полгода спустя ее пришлось менять вновь. В КРТИ объясняют это оптимизацией решений, направленной на минимизацию сноса и изъятий объектов недвижимости, а также текущей позицией всех заинтересованных организаций - таких, как РЖД.

Как известно, скоростную трассу предполагалось строить в полосе отвода железнодорожных путей. Рассматривался вариант и «второго этажа», когда дорога идет прямо над путями, как ЗСД в Кировском районе. Но, как выяснилось, у РЖД есть свои виды на пути. Их предполагается задействовать при создании железнодорожного пассажирского полукольца и «открытого метро» (как будут связаны между собой эти два проекта, пока неизвестно). Поэтому Восточному радиусу пришлось «подвинуться».

Впрочем, одна из предыдущих схем предусматривала прохождение скоростной трассы параллельно железной дороге, но только к северу от нее. Теперь же предполагается пустить ее к югу.

В обновленном виде общая протяженность широтной магистрали составит 22 км, из которых 14,5 км пройдут по территории Санкт-Петербурга. Ранее назывались цифры 17,6 км и 18,5 км. Ширина дороги составит от 6 до 8 полос, расчетная скорость движения - 140 км/ч. Интенсивность движения, как ожидается, будет 60-82 тысячи автомобилей в сутки. Приблизительная стоимость объекта выросла до 160 млрд рублей - сначала со 116 млрд, а потом со 150 млрд рублей.

Наконец, претерпела изменения очередность реализации проекта. Если раньше трассу планировали строить с востока на запад - то теперь ровно наоборот. Первый этап строительства - от ЗСД до Витебского проспекта, второй - от Витебского до Союзного проспекта, третий - от Союзного до границы города. За дальнейший ход строительства будет отвечать Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Примерный срок реализации проекта - 5-7 лет.

Между «О`Кеем» и «Максидомом»

«Общественный контроль» изучил новую трассировку. Развязка с ЗСД вернулась к варианту, затрагивающему интересы владельцев гаражей на Кубинской улице. Видно, что проектировщики как могли пытались уложиться в небольшой промежуток между двумя гаражными массивами, но полностью им это не удалось, в результате чего дорога частично прошла по КГС-24 СПБ ООА «Меркурий» (700 гаражей). В предыдущей версии трассировка обходила гаражи, но фактически шла над железной дорогой.

«На публичных слушаниях, прошедших в начале марта, нас заверяли о том, что трассу проложат с учетом интересов гаражников, и мы обсуждали это с людьми, которые находятся в большом напряжении от этой ситуации теперь», - сообщил «Общественному контролю» председатель Санкт-Петербургской общественной организации автолюбителей «Меркурий» Олег Суринов.

Далее трасса проходит прямо под окнами отделения полиции на Варшавской улице,1 и бизнес-центра на Варшавской, 2. А развязка с Московским проспектом проходит аккурат по парковке гипермаркета «О`Кей». Впрочем, в одном из предыдущих вариантов эта развязка размещалась на парковке «Максидома». Учитывались ли лоббистские возможности владельцев торговых сетей, в КРТИ не поясняют. Развязка с Московским проспектом представляет собой съезд с проспекта в направлении с севера на юг и поворот по Восточному радиусу на запад. В КРТИ считают, что это разгрузит Московский.

Далее скоростная трасса идет по промзоне, а на территории бывших складов ВВС делает большую развязку с Витебским проспектом. Если трассировку не ждут дальнейшие изменения, то с облегчением могут вздохнуть арендаторы и владельцы бизнес-центров в районе Рощинской и Новорощинской улиц. Ранее Восточный радиус собирались строить у них под окнами.

За Витебским проспектом дорога опять идет по гаражам. В зоне риска - ГСК «Железнодорожник». За станцией метро «Волковская» предполагается съезд на проектируемое продолжение Софийской улицы (нынешняя территория завода «Старт»). А потом скоростная трасса все-таки прижимается вплотную к железной дороге, видимо - чтобы не потревожить расположенные по обе стороны от нее хранилища нефтепродуктов, и таким образом пересекает главный ход железной дороги Москва - Петербург и улицу Седова. В районе улицы 2-й Луч скоростной радиус вновь смещается к югу от железной дороги и выходит к Неве.

Мост через Неву планируется строить неразводным. Делать ли съезды на набережные - пока не решено. Точно будет развязка с Союзным проспектом. Как и в прежних схемах, дорога пролегает по гаражам вдоль Зольной улицы.

Заморозка конфликтов

И на этом месте КРТИ ставит многоточие. Именно третий этап чреват самыми конфликтны ми ситуациями. Во-первых, это необходимость либо переносить исправительную колонию №7 «Яблоновка», либо обходить ее. Во-вторых, это протесты жителей ЖК «Ладожский парк» , не желающих видеть скоростную трассу у себя под окнами. Наконец, именно здесь предполагалось «задеть» наибольшее количество гаражей, расположенных вдоль улицы Кржижановского.

«Мы планируем пока остановиться с тем, чтобы третий этап, который вызвал наиболее количество нареканий, отнести на период, когда можно будет спокойно разобраться во всех нормах, правилах удаления от жилой застройки, с переносом исправительной колонии, мнением железной дороги», - оптимистично говорят в КРТИ. На практике это означает, что конкурсы на разработку проекта планировки территории проводятся сейчас для первых двух этапов. По третьему этапу проведение конкурса пока отложено.

Вместе с тем предварительная трассировка третьего этапа также подготовлена и даже в целом снимает имеющиеся противоречия. Выясняется, что трассу можно пустить в обход колонии (как, впрочем, и планировалось ранее), отодвинуть за железную дорогу, огибающую «Ладожский парк» и даже спасти гаражные массивы вдоль Кржижановского. Правда, тогда «подвинуться» придется многочисленным действующим предприятиям промзоны к северу от улицы Ворошилова, а вместо одних гаражей пострадают другие - находящиеся вдоль Хасанской.

Нарисовали - сотрем

Строить дорогу в коридоре, утвержденном ранее, будет на порядок дороже, уверены в КРТИ. «Это будет связано с более сложными техническими решениями и с большим объемом сноса, в том числе действующих предприятий», - говорят в комитете. Изменения трассировки требуют внесения поправок в генплан. В КРТИ заявляют, что эти поправки незначительны и соответствующие предложения уже поданы.

Директор центра экспертиз «Эком», член общественного совета при КРТИ Александр Карпов выразил свою позицию ОК-информ так: «Коридор лежал севернее железной дороги, все привыкли к этому. Градостроительные решения под это принимались, в том числе, по зеленым насаждениям. К югу - совсем другие собственники, совсем другая ситуация. Выясняется, что коридор, который был запроектирован суперпрофессионалами, нереализуем из-за финансовых соображений и позиции РЖД. Возникает вопрос: люди, которое это проектировали, они действительно профессионалы? И сколько у нас таких коридоров нарисовано?» - вопрошает эксперт.

В феврале и марте 2017 года в Санкт-Петербурге состоялись общественные слушания, касающиеся изменений Генерального плана Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми трассировка автомобильной дороги изменялась: в частности, у Ладожского вокзала автодорогу предлагалось провести вдоль улицы Ванеева и улицы Ворошилова. Эти изменения вызвали недовольство жителей жилого комплекса «Ладожский парк», расположенного у улицы Ворошилова, так как автодорога в новом варианте будет проходить рядом с домами. Представители городской администрации объяснили необходимость изменения трассировки невозможностью проведения дороги по территории колонии строго режима № 7. Также первоначальному варианту мешает асфальтобетонный завод «Магистраль». Также несогласие с новой трассировки выразили жители Красногвардейского района, они потребовали изменить проект трассы рядом с жилыми домами в створе Хасанской улицы. В апреле 2017 года на итоговом заседании комиссии по изменениям Генплана Санкт-Петербурга был представлен вариант, согласно которому с улицы Ванеева ВСД вильнёт левее, далеко отступит от улицы Ворошилова, пройдёт максимально близко к железной дороге, вдоль которой продолжится до улицы Коммуны. Новый проект скоростной трассы - Восточный скоростной диаметр (ВСР) в Санкт-Петербурге с сентября 2016 переключает внимание жителей города с ЗСД. Поскольку уже почти построен (открыли 2.12.16 ), а ВСР (почему ВСР см. ниже по тексту) решит многие транспортные проблемы сразу нескольких районов СПб. Схему, сроки и цены на проезд по Восточному скоростному диаметру обсудим ниже по тексту.

Схема Восточного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге

Проект Восточного скоростного диаметра новым назвать можно только относительно. Так как о нем было объявлено еще несколько лет назад. Но по экономическим причинам ВСР был отложен.

Основное назначение Восточного скоростного диаметра – обход центральных районов Санкт-Петербурга с выходом на Невский и Красногвардейский районы.

По сообщениям СМИ – будут подготовлены модель совместного сотрудничества государственных структур и частных инвесторов, а также трассировка ВСР. Пока называются основные характеристики будущей скоростной магистрали:

  • Соединение ВСР с КАД в районе деревни Кудрово.
  • Неразводной мост через Неву в Невском районе (соединяются Фаянсовая и Зольная улицы).
  • Предположительная длина 18.5 километров.
  • ЗСД (южный сектор) соединится с ВСР в районе станции Броневая.

На всем пути запланировано 9 транспортных развязок, полотно предполагается построить в 6-8 полос для движения. Трасса ВСР пройдет через 5 районов Санкт-Петербурга:

  1. Кировский.
  2. Московский.
  3. Фрунзенский.
  4. Невский.
  5. Красногвардейский.

Съезды предполагаются на Московском, Витебском проспектах, проспекте Обуховской обороны и возле Ладожского вокзала.

Предварительно запланированы 3 участка строительства:

  1. Ладожский вокзал до КАД.
  2. От Глухоозерского шоссе через до Ладожского вокзала через мост над Невой.
  3. От ЗСД до Глухоозерского шоссе.

Примечание. Восточный скоростной радиус (ВСР) – это еще одно название новой трассы, которое часто можно было встретить в СМИ при первом запуске восточной «хорды». Сейчас же наиболее употребительным в Интернете стал «Восточный скоростной диаметр».

Предвыборный год начал обратный отсчет в Петербурге. Действующий губернатор Георгий Полтавченко припас туза в рукаве — Восточный скоростной диаметр. Этот проект станет для него имиджевым — все большие стройки Полтавченко приходилось «донашивать» за предыдущими градоначальниками. Но ВСД при такой спешке может превратиться в новый очаг напряженности в городе и сыграть с губернатором плохую шутку.

Проект строительства Восточной хорды или Восточного скоростного радиуса — принципиален для Полтавченко. О нем он докладывал президенту РФ Владимиру Путину во время открытия центрального участка ЗСД в 2016 году. А в конце того же года в программном интервью федеральным СМИ Полтавченко объявил сроки старта строительства — через 1,5 — 2 года.

На исходе 2018-й — время собирать камни и запускать прокладку широкополосной магистрали. Она уже вызвала бурления в обществе во время обсуждения трассировки ВСД. С новой силой народное недовольство вспыхнуло со стартом слушаний в районах, по территории которых проляжет очередная платная дорога.

Планировочное решение участка ВСД. Изображение: gov.spb.ru

Изменений, внесенных в Генплан в 2017 году, оказалось недостаточно. Тогда удалось добиться отвода трассы до жилых домов по улице Ворошилова на расстояние до 300 метров и отменить строительство транспортной развязки ВСД с Индустриальным проспектом.

С приближением слушаний-2018 в соцсетях снова множились группы протестующих против планов по строительству ВСД. Горожане боятся, что их жизнь станет ремейком мучений обитателей Канонерского острова, над головами которых протянули ЗСД. К тому же не избежать сноса зданий. Некоторые из которых — исторические.

История вопроса

В конце 2015 года АО «ЗСД» провело начало искать автора градостроительного обоснования на строительство Широтной магистрали скоростного движения с мостом через Неву в створе ул. Фаянсовая – ул. Зольная. Контракт на работы тогда получило АО «Институт «Стройпроект», которое взялось создать обоснование за 14 млн рублей.

Далее в дело вступил КРТИ. В течение 2017 года комитет заключил три контракта на подготовку документации по планировке территории для размещения магистрали. Речь шла о трех этапах: от первого — участок от примыкания к ЗСД до пересечения с Витебским пр., включая транспортный узел на Витебском пр. до второго — участок от транспортного узла до пересечения с Союзным пр., и заканчивая третьим — участок от Союзного пр. до административной границы Санкт-Петербурга.

Все три конкурса выиграло все то же АО «Стройпроект», получив контракты на общую сумму более 100 млн рублей.

Схема первого участка ВСД. Изображение: gov.spb.ru

Затем на сцену снова вышло АО «ЗСД» с контрактами на более серьезные суммы. Речь шла уже выполнении изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации по ВСД. Тут три контракта поделили и АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург». У «старожила» проектирования ВСД — соглашения по 1 и 3 этапам на 530 млн рублей, а у новичка этого проекта — контракт почти на 339 млн.

К чему спешка

Контракт по последнему участку — от Союзного пр до границы с Ленобластью — гласит, что инженерные изыскания должны быть завершены к ноябрю 2018, а разработка проектной документации — к февралю 2019. Откорректированную документацию после госэкспертизы заказчик — АО «ЗСД» получит только в апреле 2019. Таким образом, существует только трассировка, проекта еще нет. А Смольный уже торопится начинать работы, которые затронут жителей Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов.

Более того, пока так и не решено — будет построен в створе Фаянсовой и Зольной улиц для переправы через Неву. Не найдены партнеры для концессии, пока лишь подписаны протоколы о намерениях с Евразийским банком развития и ВТБ. Но Полтавченко озвучивает сроки, которые обязывают его ускорять процесс: начать строительство в 2020 и сдать ВСД в 2022 году.

Трассировка ВСД на осень 2016 года. Изображение: gov.spb.ru

Если планы Полтавченко по победе в выборах-2019 осуществятся, то к исходу своего третьего срока он, наконец, сможет, оставить Петербургу хоть один начатый и завершенный при нем же крупный проект. Есть и другой вариант развития событий: ВСД — это затравка для избирателей. С одной стороны, губернатору нужно что-то пообещать городу в канун выборов, с другой — ни ему, ни команде утомленных вице-губернаторов не хочется брать на себя бремя согласований и риски социального недовольства. В этом случае при новом сроке Полтавченко ВСД станет долгостроем почище «Зенит-Арены»: годы корректировок, заигрывание с горожанами под видом учета их мнения, долгие поиски концессионеров.

Какой ценой

Другой вопрос, не станет ли такой пропуск к третьему сроку миной замедленного действия. Спешка при проектировании — залог социальных протестов. И Петербург знает об этом не понаслышке. Из-за такой спешки при проектировании моста Бетанкура бюджет судорожно ищет деньги . Ошибку уже признал вице-губернатор Игорь Албин.

В бесконечные суды вылилось срочное строительство участка — там жильцы требуют тишины, а «Магистрали Северной столицы» строят по второму кругу шумозащитные экраны. О спасении от шума молят и , мимо которых мчат по ЗСД автомобили. ВСД обещает обострение таких проблем и волны выступлений градозащитников, если Бремя выплат будет лежать на бюджете города, пока ЗСД не начнет зарабатывать заложенные проектом 9 млрд 600 млн в год.

Похоже Георгий Полтавченко в предвыборном запале не задается вопросом, нужна ли казне города новая финансовая «пиявка» в виде ВСД, только рублей.

Смольный объявил два конкурса на проектирование участков Восточного Скоростного Диаметра. Подготовка двух проектов оценивается почти в 77 млн рублей. Победитель будет выбран уже в конце марта. "Восточная хорда", как называют проект новой скоростной дороги, будет начинаться от , проходить по мосту через Неву (в створе улиц Фаянсовой и Зольной) и в восточной части города дойдет до развязки с КАД на участке между Кудрово и Заневкой. Длина трассы составит порядка 20 километров.

Ориентировочная схема Восточного Скоростного Диаметра

: В настоящее время Смольный рассматривает обращения горожан в районные администрации для коррективы Генплана города. Проект новой скоростной трассы вызвал массовые недовольства жителей Невского и Красногвардейского районов. Изначально восточная часть трассы должна была проходить по пересечению улиц Кржижановского и Коллонтай, но схему пришлось изменить из-за нахождения на пути исправительной колонии N7. В текущем варианте дорога проходит через улицы Ванеева, Ворошилова и далее вдоль Хасанской улицы. Таким образом, на улице Ворошилова ВСД пройдет в непосредственной близости от жилого комплекса "Ладожский парк", на улице Хасанской также предполагается близость к жилым домам, помимо этого потребуется снос гаражного комплекса. Возможные изменения и корректировки проекта станут известны позднее. Александр Лобановский Экономика

На днях проект Восточного скоростного диаметра (ВСД) обсуждался на уровне глав Петербурга и Ленобласти. Врио губернатора Северной столицы Александр Беглов при этом заявил, что его реализацию необходимо ускорить, а глава соседнего региона Александр Дрозденко подтвердил заинтересованность Ленобласти в этом проекте. По итогам обсуждения было решено создать рабочую группу, которую возглавят главы двух регионов и в которую войдет представитель инвестора - банка ВТБ.

Это действительно важная веха, так как новая скоростная трасса пройдет по территории двух субъектов РФ и необходимо, чтобы все возникающие вопросы решались синхронно.

Как и многие другие транспортные объекты города, ВСД в том или ином виде был предусмотрен еще в советских генпланах. В 2012 году, не дожидаясь окончания строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД) Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил конкурс на проектирование первой очереди ВСД. Однако вскоре он был отменен из-за нехватки финансирования.

В очередной раз активность по проекту началась в 2016 году. Состоялся конкурс на разработку градостроительного обоснования строительства трассы. А в 2017 году городские власти подписали соглашение о намерениях с банком ВТБ, который выразил готовность финансировать проект.

Как водится, предполагаемые сроки реализации проекта несколько раз сдвигались. Так, в 2016 году губернатор Георгий Полтавченко говорил, что строительство может начаться в 2018 году и завершиться в 2021-м. Текущий план предусматривает проведение строительных работ с 2019 по 2024 год.

Менялась и цена проекта. Сначала в Смольном называли цифру 110 млрд рублей, потом 150 млрд рублей, потом 160 млрд. Недавно в СМИ появилась цифра 182 млрд рублей, но официально она не подтверждалась.

В 2018 году начались работы по проектированию ВСД, а также прошли общественные слушания в нескольких районах. Они показали, что у петербуржцев к проекту есть много вопросов.

На самом деле, нет единого мнения о том, нужны ли Петербургу такие скоростные трассы в принципе. Загрузка ЗСД (около 300 тыс. автомобилей в сутки) говорит о том, что они востребованы водителями, даже несмотря на то, что за проезд приходится платить. Также в пример приводятся европейские магистрали - автобан А-1 в Берлине или объездная дорога через исторический центр города в Генуе. Считается, что такие трассы выводят автотранспорт из центра города.

Противники скоростных диаметров указывают на то, что как выводят, так и приводят. То есть, если у человека появляется возможность быстро приехать на работу на машине, то у него меньше стимулов пересаживаться на общественный транспорт. Между тем, опять же, европейский опыт говорит о необходимости сокращения частного автотранспорта в городах. Собственно, и в концепции развития транспортной системы Петербурга говорится о приоритете общественного транспорта.

Еще целый ряд вопросов к проекту задал опыт ЗСД. Несмотря на то, что трассу прокладывали преимущественно по промзонам, в нескольких местах дорога все же задела жилые кварталы. Их жители сначала несколько лет фактически жили на стройке, которая периодически велась в нарушение закона и днем и ночью. А теперь точно также они круглосуточно слушают рев проносящихся по дороге с высокой скоростью машин. Построенный рядом с ЗСД детский сад не смогли открыть из-за превышения уровня шума.

При строительстве Западного диаметра пришлось сносить несколько тысяч частных гаражей.

Скандал вызвала схема финансирования объекта. Выяснилось, что город доплачивает частной компании за эксплуатацию платной дороги по несколько миллиардов рублей в год. Представить концессионный договор общественности чиновники отказались, сославшись на его конфиденциальность. Кстати, инвестором ЗСД тоже выступал ВТБ.

Столкнулся со скандальными ситуациями уже и сам ВСД. Первыми забили тревогу жители крупного жилого комплекса «Ладожский парк», увидев опубликованную в СМИ схему прохождения новой трассы. Оказалось, что она проходит аккурат у них под окнами. Возмущенные голоса жителей были услышаны, и схему изменили, «отодвинув» дорогу от жилых домов.

Затем забеспокоились жители Невского района. Дорога затрагивает сад им. 30-летия Октября, в котором расположены гимназия и спорткомплекс. Люди боятся, что тихое место отдыха превратится в грохочущий ад. И пока что внятного ответа на свои опасения они не получили.

Градозащитников беспокоит мост через Неву около Финляндского железнодорожного моста. Это охранная зона и как впишется в нее мост, неясно. В качестве альтернативы рассматривается тоннель под Невой, но он дороже.

На пути ВСД также расположены крупные гаражные массивы. Автовладельцы вряд ли обрадуются, когда их «попросят на выход». Кроме того, в зону строительства опадают около сотни промышленных зданий.

Наконец, есть чисто технические трудности. Например, до сих пор не очень понятно, как вести трассу рядом с Исправительной колонией №7.

Впрочем, технические трудности решаемы, были бы деньги. Гораздо сложнее найти баланс интересов жителей, автомобилистов, бизнеса и власти.