Меню

Личная жизнь ульяны лопаткиной. Интересные факты из жизни балерины ульяны лопаткиной. Море, музыка, танец

Заготовки

Сегодня день рождения отмечает Ульяна Лопаткина. Какую роль в судьбе балерины сыграл Михаил Барышников, кого она любила и почему в 2002 году ее карьера оказалась под угрозой срыва? АиФ.ru собрал известные и не очень известные факты из жизни артистки

/ Игорь Руссак / РИА Новост и

Однажды Елена Георгиевна Лопаткина вернулась с работы раньше обычного и увидела интересную картину: дочка Ульяна вальсировала под музыку Баха в мамином розовом пеньюаре. Застигнутая врасплох девочка испугалась, что получит выговор за взятые без спроса вещи, но Елена Георгиевна ругать ребенка не стала. Она приняла судьбоносное решение — талант дочери нужно непременно развивать. В 10 лет юная танцовщица переехала из родной Керчи в Санкт-Петербург, где поступила в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. И хотя сегодня имя Ульяны Лопаткиной известно во всем мире, мы не так много знаем о ней. Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал интересные факты из биографии примы Мариинского театра.

№ 1. Не по годам взрослая

Балерина с малых лет была самостоятельной, в 2,5 года родители спокойно оставляла ее одну дома. А с 10 лет Ульяна жила в Санкт-Петербурге и воспитывалась в интернате при Академии им. Вагановой. Увы, у родителей не было возможности переехать в северную столицу вместе с дочерью.

№ 2. Борьба за красоту

В классе, где занималась балерина, все зеркала делились на две категории: одни — стройнили, другие — визуально добавляли лишние кило. Естественно стоять у последних было настоящим горем для любой девочки, поэтому ученицы, а среди них и Ульяна, старались прийти на урок пораньше, чтобы занять самые выгодные места.

№ 3. Маленькие радости

Несмотря на дисциплину и строгие диеты, у балерин были и свои маленькие радости. Иногда девочки готовили необычное лакомство: намазывали нарезной батон маслом, а затем придавливали его утюгом с двух сторон. Импровизированным тостом они радовали не только себя, но и старшеклассниц, ведь много хлеба есть было нельзя .

Ульяна Лопаткина, 1999 год. Фото: www.globallookpress.com

№ 4. Вопреки стандартам

В школе Ульяна была далеко не самой высокой среди сверстниц. Она сильно вытянулась лишь в последние три года обучения. Сегодня, по данным СМИ, ее рост составляет 175 сантиметров. Когда-то такие параметры считалась абсолютно не балетными. Но временаУлановой с ее 1,65 см или Павловой , которая была всего на сантиметр ниже Галины Сергеевны — давно прошли. Лопаткиной никогда не мешал собственный рост. Более того, со временем он стал ее визитной карточкой.

№ 5. Кордебалет

В училище Ульяна поступила не с высшим баллом и на протяжении всего обучения была скорее хорошисткой, нежели отличницей, и все же после окончания академии в 1991 году ее приняли в труппу Мариинского театра. Начинала она с кордебалета. Участие в массовых сценах дало Лопаткиной бесценный опыт, которой помог балерине, когда она стала танцевать ведущие партии.

№ 6. Вера

Ульяна росла в атеистической семье, но в шестнадцать лет она вместе с подругой приняла решение покреститься. С этого момента по признаниям самой балерины в ее жизни началась «новая точка отсчета».

№ 7. Дебют

Свою первую сольную партию Лопаткина исполнила в 1992 году, когда основная часть труппы уехала на гастроли. Это была «Жизель». Сложную роль Ульяне помогла получить Ольга Николаева Моисеева , которая верила в ученицу. Профессиональное чутье не обмануло педагога, балерина справилась с поставленной задачей.



№ 8. Первый «лебедь»

Своего первого «лебедя» балерина показала публике в 1994 году. Она вышла на сцену в последний день сезона. Посмотреть на выступление Лопаткиной кроме зрителей пришли педагоги и коллеги. Волнение зашкаливало. При выполнении одного из элементов у артистки даже чуть подкосились ноги, но она вспомнила совет профессионалов: «если будет очень страшно — погрузись в сами движения, в работу тела и музыку». Ульяна так и сделала. В итоге дебют артистки в этой роли отметили престижной премией «Золотой софит».

№ 9. Легенда о любви

Несмотря на то, что «Лебединое озеро» в исполнении балерины называют эталоном, любимая партия танцовщицы вовсе не Одетты-Одиллии , а Мехменэ Бану из «Легенды о любви».



№ 10. Брак

Узами брака легендарная танцовщица связывала себя лишь однажды. Ее супругом был художник и писатель Владимир Корнев . Свадьба и венчание молодых прошли в узком семейном кругу. В 2002 у пары родилась дочь Маша . Вопрос — семья или карьера — перед Лопаткиной не стоял. Она мечтала о ребенке и хотела стать мамой, хотя понимала, что график и гастроли не позволят ей уделять дочке должного внимания.

Несмотря на то, что в течение многих лет балерина тщательно оберегала свою личную жизнь от посторонних глаз, в 2010 году стало известно, что союз Лопаткина-Корнев распался. Естественно, никаких комментариев относительно развода пара не давала.

Фото: www.globallookpress.com

№ 11. Старые травмы

После родов карьера балерины была под угрозой. Во время беременности давняя травма стопы еще больше усугубились. Когда Лопаткина вернулась к станку, она поняла, что не может танцевать. После двух часов занятий нога распухала настолько, что танцовщица с трудом могла ходить. Консервативное лечение не давало результатов и казалось, что о сцене придется забыть, но ситуацию спасМихаил Барышников .

Они не были знакомы лично, но когда к легендарному танцовщику обратился за помощью коллега балерины, тот без лишних слов дал свой телефон. Именно Барышников посоветовал Лопаткиной хирурга, который много лет проработал с труппой Баланчина и специализировался на подобных травмах. Сложную операцию провели в Нью-Йорке. Когда Ульяна открыла глаза, первым, кого она увидела, был именно Барышников. Он сидел у кровати балерины и читал газету. Эта была их первая личная встреча.

Ульяна Лопаткина исполняет «Умирающего лебедя». Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

№ 12. Отдых для души

Второе после сцены увлечение балерины — рисование. В свободное время она посещает уроки в изостудии, но при этом рисует исключительно для души и выставлять свои работы не планирует.

№ 13. Не только классика

Не смотря на то, что Лопаткина считается классической балериной, в ее репертуаре есть много работ с современными хореографами. Очень нетипичным для артистки стал номер «Лихорадка субботним вечером» под музыку группы «Би Джиз».



Это не просто танец, а импровизация хореографа Ролана Пети , самой Ульяны и ее партнера, которую они к счастью сняли на видео во время репетиции и уже по записям смогли воспроизвести и воплотить в жизнь. Номер получился легким, хотя для Лопаткиной подобного рода эксперименты — это всегда вызов самой себе: получится или нет? Такова профессия — вечные сомнения и борьба с собственными страхами. Но балерина не из тех, кто сдается без боя.

известия: Ваш спектакль в Версале был посвящен трем великим балеринам - Павловой, Улановой и Плисецкой. Вы считаете себя их наследницей?

Ульяна лопаткина: Думаю, этот вопрос лучше задать зрителям и балетоведам. Я считаю своим долгом продолжать их направление в искусстве, в котором сочетаются свобода творчества и уважение к традициям.

и: Вы, кажется, храните какие-то вещи, принадлежавшие Улановой?

Лопаткина: У меня есть вещи Галины Сергеевны, которые мне достались в память о ней. Но не лично из ее рук, а благодаря любившим ее людям, очень почитавшим ее творчество. Они были переданы мне после ее смерти.

и: Со времен Улановой, на ваш взгляд, в области балета мы впереди планеты всей или утратили свои позиции?

Лопаткина: Я всегда настороженно относилась к этой фразе как к слишком самоуверенному заявлению. "Впереди планеты всей" вообще сложно быть. Да и что такое впереди? По каким критериям оценивать? Нет общих законов определения первенства в творчестве. Я считаю, что нужно быть высокопрофессиональным и свободным артистом, а стремление к первенству не должно быть единственной целью.

и: Когда вы выступали в Версале, одновременно с вами в парижском "Театр де ля Виль" танцевал Михаил Барышников. Вам так и не удалось пересечься?

Лопаткина: К сожалению, до сих пор нет. Как я, так и Михаил Николаевич во Франции были не на отдыхе...

Лучшие дня

и: Вы можете вообразить себя на сцене с Барышниковым?

Лопаткина: Это был бы очень интересный опыт. Не представляю, как бы у нас получилось. Но желание есть.

и: Вы довольны недавней премьерой "Анны Карениной" в постановке Алексея Ратманского на сцене Мариинки?

Лопаткина: Мне было интересно и работать, и танцевать.

и: И какая она, ваша Анна? Как у Толстого?

Лопаткина: Нет, конечно. Балетное действие, разумеется, отличается от романа. Оно более лаконично, несет эмоциональный оттенок музыки. Балет самостоятелен. У него другая форма изложения, от которой зависит и образ героини. Сравнивать, на мой взгляд, нельзя.

и: Вы храните верность Мариинке. Не было ли искушения перебраться в Большой театр или в западную труппу?

Лопаткина: Да, я храню верность Мариинке, а все остальное оставлю "за кадром".

и: Французские балетоманы считают, что вы являете собой квинтэссенцию Мариинского балета.

Лопаткина: Действительно, мне очень близок стиль петербургского балета в его разные периоды. Поэтому меня, наверное, и называют "квинтэссенцией", хотя это очень сложная формулировка. Но мне лестно услышать такую оценку своего труда. Вообще считается, что особый стиль присущ многим направлениям искусства в Петербурге.

и: Вас называют "великой", "божественной", "иконой русского балета". Вас это не смущает?

Лопаткина: Такие оценки побуждают поднять планку профессионального уровня и ставить новые цели. Завышенная оценка стимулирует требования по отношению к самой себе. Она не дает возможности успокаиваться и заставляет работать так же серьезно, как в начале пути, когда тебе казалось, что ты ничего не умеешь. Нельзя почивать на лаврах и останавливаться в своем развитии. Очень стимулирует и то, что в балете век короткий.

и: Дягилев требовал от своих артистов, чтобы они его удивляли. Вас саму сегодня что-то удивляет в балете?

Лопаткина: Меня до сих пор удивляет то, как танцовщики владеют своим телом. Удивляют возможности человека выразить неповторимые ощущения, которые я могу испытать только в балете. Я имею в виду сочетание рисунка тела и эмоций.

и: В чем магия балета и балерин, которыми увлекались самые просвещенные умы России во главе с Пушкиным?

Лопаткина: Магия танца уникальна и неповторима. А магия балерины зависит от ее личности.

и: Наша консервативная публика по-прежнему скорее отторгает современный балет...

Лопаткина: Российская публика, действительно, консервативна. Но это не значит, что она не способна воспринимать современный балет. Наш зритель ищет аналогий с собственными переживаниями в жизни. И если находит такие эмоции в современном танце, то он становится ему понятен, интересен, необходим.

и: Не останется ли "Лебединое озеро" нашим брендом еще лет на сто?

Лопаткина: Поживем - увидим. Пока не могу сказать ни да, ни нет. Очень любопытно наблюдать за тем, как развиваются взаимоотношения общества и балета.

и: Какие новые партии вы готовите?

Лопаткина: Только что прошла премьера "Анны Карениной". Следующий сезон покажет, что нового ждет театр и меня. Я склонна говорить о том, что уже произошло, а не о том, что будет.

и: С кем из хореографов вам хотелось бы поработать?

Лопаткина: Со многими, но раскрывать свои тайны я не буду.

и: Знаменитый американский хореограф Уильям Форсайт говорит, что ему нужны такие танцовщики, которые могут вместе с ним прыгнуть со скалы в пропасть. Вы готовы на это с постановщиком, которого очень цените?

Лопаткина: Хореограф прав, требуя подобного отношения к творческому процессу. Для наилучшего результата было бы замечательно, если бы артист мог прыгнуть в пропасть вместе с постановщиком. Хотя в этом есть определенное самоотречение от собственного видения балета. Но поскольку танцовщик служит чаще всего материалом для скульптора-хореографа, то иногда необходимо прыгнуть вместе, не зная, что тебя ждет внизу.

и: Нужна ли одержимость в искусстве?

Лопаткина: Я не готова всем пожертвовать и принести все на эфемерный алтарь искусства. Отношение к профессии, к творчеству должно быть предельно честным. Но человеческая жизнь складывается из многих составляющих. И иногда то, что происходит в жизни артиста за пределами театра, - важная часть того, что произойдет с ним на сцене. Не все способны работать в театре, только основываясь на собственном воображении.

и: А я-то считал, что в театре не работают, а творят...

Лопаткина: Бесспорно, вам, как зрителю, не должно быть известно, что в театре работают. Это одна из профессиональных тайн, некий парадокс - работать в творчестве. Непростое сочетание.

и: Испытываете ли вы на сцене состояние эйфории?

Лопаткина: Я понимаю такое состояние по-своему: забыть про все и отдаться процессу, в котором ты не помнишь ни себя, ни самого процесса. Но балетное искусство часто требует очень точной техники воспроизведения рисунка танца. Поэтому полностью забыться мне удавалось лишь в какие-то доли секунды. Балет не спорт и не предельное вдохновение, которое исключает расчет. Надо найти золотую середину.

и: Эротизм в балете, по вашим словам, вы трактуете эстетически.

Лопаткина: Я подразумеваю эстетику в естественной красоте тела. Это некая недосказанность, которая дает зрителю возможность дочувствовать, домыслить, довообразить. Это сохранение таинственности в обычных, понятных вещах.

и: Вы человек верующий?

Лопаткина: Да. Но вера - это область личного пространства.

и: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Так начинается роман "Анна Каренина". В чем оно для вас - семейное счастье?

Лопаткина: Во взаимности, наверное. Ну, а вообще счастье - в любви. А любовь очень многогранна. Тепло, доброта душевная, взаимопомощь.

и: Ходит ли на спектакли ваша 8-летняя дочь Маша? Она вами восхищается?

Лопаткина: Она выражает эмоции, как ребенок.

и: Вы представляете ее на балетной сцене?

Лопаткина: Мне бы не хотелось навязывать другому человеку свой путь.

и: Но это все-таки ваша дочь.

Лопаткина: Да, но это другой человек. Она не повторение моей личности.

и: Уже несколько лет вас прочат в худруки балетной труппы Мариинки. Обычно вы уходите от ответа на этот вопрос.

Лопаткина: Я бы ответила на этот вопрос так. Мне интересна моя профессия, которая занимает у меня достаточно много времени. Что будет в дальнейшем? Я предпочитаю говорить не о будущем, а о том, что сейчас происходит в моей жизни. Обсуждать предполагаемые события я считаю преждевременным. В настоящее время я занята тем, что актуально для меня сейчас.

и: Вы видите себя в роли хореографа или педагога?

Лопаткина: И это не исключено, как любые пути, которые продолжают профессию танцовщицы.

и: Политическая карьера вас не привлекает?

Лопаткина: Политики я пока сторонюсь.

Лопаткина: "Кармен-сюита" в постановке Альберто Алонсо и "Бриллианты" на музыку Чайковского из балета "Драгоценности" Баланчина.

Известная русская балерина, прима Мариинского театра с 1995 года.

Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в городе Керчь (Украина). С раннего детства будущая балерина занималась в танцевальных кружках и секции спортивной гимнастики.

В возрасте 10 лет Ульяна, по инициативе матери, решила поступать в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде. С педагогами Лопаткиной повезло: она попала в класс Н.М. Дудинской – прима-балерины Кировского театра в 30-50-х годов.

Наталья Михайловна Дудинская (1912-2003) была одной из самых популярных балерин своего поколения. Ученица Агриппины Вагановой, Народная артистка СССР, лауреат четырех Сталинских премий второй степени. С 50-х годов Дудинская занималась педагогической работой.

В 1990 году Ульяна Лопаткина заняла первое место на Всероссийском конкурсе имени А.В. Вагановой для учащихся хореографических училищ (Vaganova-Prix). Она исполнила вариацию «Сильфида », вариацию Царицы вод из балета «Конек-Горбунок» и па-де-де из второго акта балета «Жизель ».

Лопаткина окончила Академию в 1991 году, после чего была принята в труппу Мариинского театра.

На выпускном спектакле балерина исполнила фрагмент из балета «Щелкунчик» (миниатюра «Учитель и ученица», постановка Дж. Ноймайера) и «Тени» из «Баядерки».

В начале своей карьеры Ульяна Лопаткина танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали поручать сольные партии. Ее первыми ролями стали Уличная танцовщица в «Дон Кихоте » и Фея сирени в «Спящей красавице ».

В 1994 году в Мариинском театре состоялась премьера программы балетов Михаила Фокина . В одном из премьерных спектаклей Ульяна Лопаткина станцевала партию Зобеиды в «Шехерезаде », а позже вышла на сцену в роли Заремы в «Бахчисарайском фонтане ».

В том же году Лопаткина дебютирует в роли Одетты-Одилии в балете «Лебединое озеро». Ее партнерами по спектаклю стали Александр Курков (Зигфрид) и Евгений Нефф (Ротбарт). Выступление Лопаткиной в «Лебедином озере» стало заметным событием, ей сулили успех в романтическом и академическом репертуаре.

В 1994 г. Ульяна Лопаткина получила приз журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда». Годом позже она была награждена петербургской театральной премией «Золотой софит» за «Лучший дебют на петербургской сцене».

С 1995 года Ульяна Лопаткина становится прима-балериной Мариинского театра. Каждая ее новая роль привлекает восторженное внимание как зрителей, так и критиков. Лопатнику интересует не только классическая, но и современная хореография. Одной из любимых ролей балерины стала партию царицы Мехменэ Бану в «Легенде о любви» (постановка Ю.Н. Григоровича). Ей особенно удаются образы таинственных, инфернальных героинь.

Из современных хореографов Лопаткина выделяет известного чешского постановщика Иржи Килиана.

Сегодня в репертуаре балерины главные и сольные партии во множестве постановок, среди которых балеты «Корсар», «Раймонда», «Бахчисарайский фонтан», «Поцелуй феи». Лопаткина активно гастролирует с труппой Мариинского театра по России, странам Европы, Америки и Азии. Среди ее партнеров - Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов и Андрей Уваров.

В 2006 году Ульяне Лопаткиной было присвоено Народной артистки России. Балерина является лауреатом многочисленных российских и зарубежных театральных премий.

Из-за серьезной травмы Лопаткина на несколько лет покинула сцену. В 2001 году Ульяна вышла замуж в 2001 году за художника, писателя и предпринимателя Владимира Корнева . В этот период балерина не выступала в Мариинском театре из-за травмы ноги. Через год в Австрии она родила дочь Машу, но в 2010 году супруги развелись.

В 2003 году после операции на ноге Лопаткина снова вышла на сцену, исполнив партию «Умирающий лебедь» на фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре.

В 2004 году Ульяна Лопаткина приняла участие в международном фестивале балета, премьере спектакля «Приношения Баланчину» . Также она стала российской премии «Триумф» в области литературы и искусства. В том же году Лопаткина впервые после травмы станцевала «Баядерку».

Репертуар Ульяны Лопаткиной:

  • «Павлова и Чекетти», фрагмент из балета Джона Ноймайера «Щелкунчик»
  • Офелия, монолог из балета Константина Сергеева «Гамлет»
  • «Жизель» (Жизель, Мирта)
  • Медора, «Корсар»
  • Grand Pas из балета «Пахита»
  • Фея Сирени, «Спящая красавица» Мариуса Петипа
  • Китти, «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского
  • Мария Тальони, Па-де-катр Антона Долина
  • Смерть, «Гойя-дивертисмент»
  • Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа
  • Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа
  • Клеманс, Раймонда, «Раймонда»
  • «Лебедь» Михаила Фокина
  • Зобеида, «Шехеразада»
  • Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова
  • Мехменэ Бану, «Легенда о любви» Юрия Григоровича
  • Девушка, «Ленинградская симфония» Игоря Бельского
  • Фея, «Поцелуй Феи»
  • «Поэма экстаза»
  • «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
  • «Серенада» Джорджа Баланчина
  • «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
  • 2-я часть, «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина
  • «Вальс» Джорджа Баланчина
  • «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
  • 3-й дуэт, «В ночи» Джерома Роббинса
  • «Юноша и Смерть» Ролана Пети
  • Анна Каренина, «Анна Каренина» Алексея Ратманского

Награды Ульяны Лопаткиной:

  • 1991 - лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix (Академия русского балета, Санкт-Петербург)
  • 1995 - премия «Золотой софит»
  • 1997 - премия «Золотая маска»
  • 1997 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
  • 1997 - премия «Балтика» (1997 и 2001)
  • 1998 - премия лондонских критиков Evening Standard
  • 1999 - Государственной премии России
  • 2000 - Заслуженная артистка России
  • 2005 - Народная артистка России
  • 2015 - премия Правительства Российской Федерации
  • 2015 - премия «Золотой софит» (за балет «Маргарита и Арман»)

Запрограммировать рождение таланта невозможно, все в ведении Господа Бога - убеждена великая русская балерина Ульяна Лопаткина, с которой сегодня беседует Элла Аграновская

Изменить размер текста: A A

Море, музыка, танец

- Вы родом из Керчи, и ваш танец похож на море.

Море я обожаю. Для меня его стихия - источник вдохновения с детства. И сохранившиеся на всю жизнь детские вспоминания о море, наверное, могу сравнить только с ощущением музыки. Они соединились в душе, и, видимо, это выливается, порой даже бессознательно, в то, что я делаю на сцене.

Интересно, возможно ли вообще понять происхождение этой способности балерины струиться и перетекать из одного состояния в другое, непостижимой просто на физическом уровне.

Трудности физического плана скрашивает профессия. И каждодневное преодоление в течение многих лет. Это перетекание, эта возможность осуществить его посредством тела, рук, ног - элемент творчества, абсолютно неповторимый в профессии балерины, в профессии танцовщика. Почувствовать его могут только те, кто этим занимается непосредственно. И мне действительно интересно это перетекание, способность выразить некое действие, движение собственным телом, еще и пропуская сквозь себя музыку. Это особенное удовольствие.

- В каком возрасте вы почувствовали, что танец станет вашей жизнью?

С двух лет. Конечно, это были «импровизации собственного масштаба». И с раннего детства, как ни странно, люблю классическую музыку. Все благодаря матушке и батюшке, потому что в доме было достаточно много пластинок с классикой. Так что мои пристрастия обозначились достаточно рано, и маме было несложно развивать меня в этом направлении. Я занималась в музыкальной школе, мама старалась развивать меня в области танца, причем в разных его формах: бальные, спортивные танцы и, конечно, классический танец.

- Вашим родителям не было страшно отправлять вас учиться в Петербург, одну, маленькую, хрупкую девочку?

Было страшно. И мама потом признавалась, и папа говорил, что это было очень тяжелое для них решение. Они ссорились, конфликтовали. Но это было сознательное решение. Мне было 9 лет, и мама сумела убедить отца в том, что будущее зависит от образования.

Ничто не сравнится со счастьем быть мамой

Насколько же сильной и страстной должна быть любовь к балету, чтобы заполнить то, что заменить ничем невозможно - дом, родных людей?

Безусловно, свой дом, свой угол, атмосферу, которую создают родные люди, даже сравнить невозможно с профессиональными возможностями человека и желанием себя реализовать. Это разные вещи. И балет, конечно, не смог заменить дом. Он заполнил жизнь достаточно жестко, абсолютно естественно заместив собой какие-то радости. Вот, гуляю после спектакля по ночному Таллину - и вижу, ощущаю красоту, необычность этого города, который мне очень близок. Но, анализируя свои ощущения того дня, признаюсь честно, прежде всего себе: наиболее сильным впечатлением, отнявшим у меня и душевные, и физические силы, был спектакль. А все, что было до него и после него, так и осталось - до и после. Профессия, которая требует такой серьезной отдачи, практически полного расходования физических, душевных, психологических сил, просто отбирает силу впечатлений, она их замещает собой. Но, по счастью, я - мама, и с этим чувством не может сравниться ничто. Если бы я не стала матерью, думаю, потеряла бы колоссальную возможность реализовать себя как человек.

Это достаточно редкое явление, когда прима-балерина не просто становится матерью, но триумфально возвращается на сцену.

Наверное, надо благодарить время, в которое я живу, нынешнюю эпоху балета, хоть и кратковременную, если иметь в виду смену поколений в балетной жизни, которая наступает гораздо чаще, чем то, что вообще понимается под эпохой. Поколение предыдущее и предпредыдущее не вмещало в свое сознание возможность сочетания материнства и преданность балетной профессии. Сегодня я не единственный пример. По счастью, сейчас у нас и солистки разрешают себе мысль о том, чтобы иметь детей. И уже артистки кордебалета отваживаются на такой замечательный шаг, как иметь ребенка и не одного. Мы друг друга поддерживаем - и примером, и словом, и советами, и знакомыми врачами, и утешениями. Все-таки в этом смысле наше время намного демократичнее.

- А что произошло? Как случился такой перелом в сознании?

Может быть, исчезло понятие государственности балета и его давление. Все-таки балет стал больше искусством со свободным выбором. Раньше считалось невероятно престижным быть в этой профессии, быть русской балериной, быть советской балериной, этому уделялось очень много внимания. Видите, я сравниваю сегодняшнее время и предыдущее, наверное, не в пользу сегодняшнего отношения государства к балету. Но, может быть, именно потому, что сегодня балет пущен в свободное плавание, оставаясь при этом национальным достоянием, как бы сложно ни складывалась наша профессиональная жизнь, отношение, конечно, другое. Но и возможности свободы больше. Артисты получили выход за пределы страны, они могут получать опыт за рубежом, возможность пробовать себя в разной пластике - и приезжать домой на классические спектакли. А потом, рождение детей - это тоже некая свобода. У всего есть две стороны.

Детство с недетским накалом страстей

Балетная школа предполагает дружбу, поверения сердечных тайн, привязанности, которые бывают у девочек в обычной школе? Или это исключено?

Конечно, предполагает. Другое дело, что соревновательный момент несколько все портит. Не могу сказать, что это здоровое олимпийское, скажем так, соревнование. Зависть, ревность к чужому успеху - все это есть. Тем более, что в балетной школе ты учишься, как правило, восемь лет, с 10 до 18 - это все-таки период становления личности. Особенно, если все происходит в достаточно жестком режиме испытания, соревнования. Возникает ревность, если внимание педагога уходит к другому ученику или ученице, а самооценка отличается от оценки со стороны компетентных людей, тех же педагогов. Кажется, что ты лучше, чем они тебя видят. Или что ты можешь больше, но пока у тебя не хватает ни опыта, ни сил. Таких нюансов много, и они, конечно, портят дружеские отношения. Точнее, они проходят более серьезное испытание, чем просто испытание дружбой. Здесь, конечно, накал страстей уже недетский, хотя это все еще дети, еще только «начинающие взрослые».

- Как вы это преодолевали? Вы сильный человек?

Не знаю. Мне кажется, человек приобретает силу в течение жизни, проходя (или не выдерживая) испытания, осознавая, насколько ты уже опытен или пока еще нет. А что делать? Ты попадаешь в ситуацию и преодолеваешь ее так, как ты можешь.

- А по отношению к вам были какие-то детские предательства?

Много было интересного, много было разного, в двух словах не расскажешь. Но все это закаляет характер и проверяет, насколько ты способен терпеть, понимать, насколько ты способен прощать.

- Вы - способны?

Балеринами рождаются, но и становятся

В Мариинском театре обрадовались тому, что к ним пришла такая необыкновенная, не похожая ни на кого балерина?

Ну что вы! Я так никогда бы не сказала, потому что Мариинский театр - кладезь талантов, туда попадают с высочайшими баллами после лучшей в мире школы, совершенно своеобразной академии Вагановой . Вот там ты как раз проходишь огонь, воду и медные трубы, и если удачно складывается ситуация, то складывается профессиональная судьба. Я попала туда вместе с очень сильными выпускницами академии. И каждая прошла свой путь через все положенные нам начальные стадии и испытания. Вообще, балеринами, наверное, рождаются. Но, тем не менее, они должны настолько много трудиться, что, возможно, ими и становятся. И даже если ты перешел в состав солистов, нужно трудиться еще больше. Именно поэтому профессия эта очень честная. Нельзя почивать на лаврах в балете, потому что ты должен эти лавры, если они существуют, оправдывать своим собственным трудом, на каждом спектакле.

В прежние времена снималось много фильмов про балет, о великих балеринах. Сейчас все больше про шоу-бизнес. Что же взращивает любовь маленьких девочек к этому удивительно красивому искусству?

Это трудно объяснить, но само это искусство настолько притягательно и визуально настолько необычно. Посмотришь на фотографию, на открытку с изображением балерины, и этот рисунок тела, красота линий, костюм, пуанты - все начинает работать. И возникает притяжение, если человек к этому предрасположен. И уже не отделаться от этого впечатления, его не забыть. А потом, у нас все-таки очень много талантливых людей, и очень богатая традиция. Говорить о том, что балет стал неактуальным, считаю, несправедливо. Возможно, он отодвинут шоу-бизнесом в силу пиара. Но, уверена, нишу балета ничто не может заполнить. Балетное искусство в России и географически ближайших к ней странах - это нечто особенное, оно требует понимания и некоторого воспитания, интеллекта. А таких людей, поверьте, немало. И потенциальных зрителей, способных понять это искусство, очень много - и среди молодежи, и среди детей.

- Хотелось бы увидеть вас в Таллине еще раз. И не раз.

А я с удовольствием еще раз - и не раз! - приеду сюда, уже с другими программами. Поверьте, нам еще есть что сказать зрителю.

Летающая, порхающая, сверкающая Ульяна Вячеславовна! Настолько одаренный человек! Хочется пожелать ей удачи во всем!

Анна Каренина

Русский танец

Репетиции

Черный лебедь

Белый лебедь

Надо сказать, что за последний год в жизни балерины произошло много перемен.

Балерина в июне объявила о завершении танцевальной карьеры.

О причинах рассказал тогда в интервью заведующий балетной труппой Мариинки Юрий Фатеев:

- Она не хочет, она сообщила о том, что не может больше танцевать. Решение она приняла сама. Это длилось год. Ульяна год не выходила на сцену, испытала все, испробовала все возможности. Больше чем кто бы то ни было она хотела возвратиться на сцену и танцевать, потому что это дело ее жизни. Хотела и надеялась… Не хотела уходить…

- Чем она предполагает заниматься в дальнейшем?

- Не знаю… Она пока взяла паузу, потому что ей, как и каждому человеку, нужно, наверное, пережить такое событие. Она сказала мне, что у нее есть проекты, определенные мысли, но мы еще с ней должны разговаривать на эту тему…

Однако, скоро стало известно, что Ульяна Вячеславовна нашла себе занятие: "Прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, в июне 2017 года объявившая о завершении танцевальной карьеры, этим же летом подала документы на поступление в Санкт-Петербургский университет. Успешно пройдя творческие испытания, балерина была зачислена в СПбГУ на обучение по программе "Дизайн среды", - сообщила в сентябре пресс-служба вуза.

Лопаткина прокомментировала это так: "Танцевать можно всю жизнь, а учиться надо в университете" - так сказали моей подруге при выборе между творческим вузом и СПбГУ. А если серьезно, то Санкт-Петербургский государственный университет - это статусное учебное заведение с богатой историей и добрым именем. И здесь есть программа, которая меня по-настоящему интересует. Я иду в университет для того, чтобы расширить не только свои знания, но и свое мировосприятие, меня действительно интересует среда, ее оформление и влияние на человека. Надеюсь, что знания, полученные здесь, откроют новые возможности для творчества, причем не только в сфере балета. А что из этого получится, покажет время".

Вот фото из прошлогоднего творческого вечера

Прошлым летом в Японии после выступления.

В Воронеже на мастер-классе со студентами хореографического училища.

На норвежском конкурсе юных артистов балета.

В августе Ульяна Лопаткина была членом жюри Международного конкурса балета в Пекине

Из старенького: Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева на гастролях.

Вдохновившись Ульяной Лопаткиной, желаю и всем читателям этого поста побольше драйва в жизни и удачи во всех жизненных переменах.