Меню

Как научиться быстро читать и запоминать прочитанное. Как можно научиться читать очень быстро, понимать прочитанное и запоминать Самый легкий способ быстро научиться читать

Заготовки

Время – один из ценнейших ресурсов в современном обществе. Потому-то хочется делать многое как можно скорее, чтобы сэкономить его. В том числе возникает необходимость ускорять темпы образования. Как научиться быстро читать и возможно ли это? Конечно, да. При этом возраст и начальные навыки обучающихся не играют большой роли. Но не стоит думать, что есть какая-то хитрость, узнав которую можно будет глотать книги за минуты. Обучение скорочтению – это целый комплекс упражнений и техник, практикуя которые можно значительно сократить время на обработку печатной информации.

Как научиться быстро читать: упражнения и техники

  1. Если при чтении проговаривать слова вслух, то скорость изучения материала заметно снижается. Ведь одно дело пробежать по строчке глазами, а совсем иное совершить ряд артикуляционных манипуляций, чтобы воспроизвести прочитанное. Поэтому первое, от чего стоит отказаться – это от произношения слов . В том числе и про себя. Ведь это встречается тоже часто. Итак, нет нужды воспроизводить слова. Чтобы отучиться от этого, можно, например, приставлять палец к губам и контролировать, чтобы они оставались неподвижны. А еще можно мычать или произносить какой-то монотонный звук. Так удастся в первое время занимать чем-то речевой аппарат. А позже это уже может и не понадобиться.
  2. Когда маленькие дети учатся читать, они любят водить пальцем по строчке от буквы к букве . Так проще сосредоточиться. Почему бы не воспользоваться этим же приемом, потому как научиться быстрее читать так станет проще. Достаточно лишь постепенно ускорять движение пальца и взгляд станет с каждым разом перемещаться скорее. А значит, и скорость прочтения станет увеличиваться.
  3. Для того чтобы сделать бег по строчкам еще быстрее, нужно стараться развивать периферическое зрение . Это позволит останавливать взгляд еще за два-три слова до конца строчки и переходить на последующую. Причем тоже уже сразу на третье-четвертое слово. Так не будет тратиться время на «прохождение» пустых полей. Чтобы улучшить периферическое зрение можно заниматься с таблицей Шульте и подобными. Как научиться быстро читать помощью различных гаджетов? Имеются электронные приложения, показывающие каждое слово поочередно на большой скорости. Так исчезает необходимость тратить время на движение глаз. Идеально, вообще не перемещать взгляд по строке, а смотреть на страницу и видеть сразу большой отрезок текста, воспринимать его, словно фотографируя. Для этого потребуется гораздо дольше тренироваться, но подобное умение значительно сэкономит время, затрачиваемое на чтение.
  4. Чтобы как научиться читать как можно быстрее, следует начать воспринимать не каждое слово в отдельности, а цельные словосочетания , если слова в них образуют нечто единое по смыслу. Скажем «косточки в сливе». Можно «видеть» лишь существительные, предлог же мозг допишет самостоятельно.
  5. Скорее всего, вопрос, как научиться быстрее читать, возникает потому, что нужно быстренько усвоить значимое количество информации, а не ради особых показателей по скорчтению. Если это так, что следующий совет также поможет. Дело в том, что далеко не вся информация в тексте (если только это не кредитный договор, например) требует обязательного прочтения. Поэтому какие-то строки, абзацы и даже главы порой можно безболезненно пропустить. Так скорость прочтения конкретной книги увеличится.
  6. Немало времени отнимает перечитывание . К нему приходится обращаться, если с первого раза усвоить материал не удалось. Чтобы этого избежать, нужно сосредотачиваться на чтении и одновременно рисовать в воображении образы, создавая целостную картину по кирпичикам. Если все делать верно, то отсутствие одного-двух слов-кирпичиков не будет иметь особого значения и нужда перечитывать отпадет.
  7. Идеальная тишина или монотонные негромкие звуки – лучшие условия для занятий умственным трудом. Потому как научиться быстрее читать не так уж и просто, лучше соблюдать эти условия. Хорошее освещение также позволит видеть в книге больше, причем в буквальном смысле.
  8. Чтобы не терять время на чтение ненужного и маловажного материала, можно выделять из него лишь ключевые слова. Также предлагается прочитывать начальное и последнее предложение абзаца, а еще заголовки и подзаголовки. Если книга большая, тема знакома, а времени изучать талмуд нет, то вполне можно ограничиться введением и заключением. Как правило, наиболее важные мысли сосредотачиваются именно этих разделах.
  9. Чтобы контролировать свои результаты, можно каждый день замерять количество слов, прочитанных за минутку. При этом важно тренироваться ежедневно. Не стоит ожидать результатов слишком быстро. Но если действительно стараться и заниматься как прилежный ученик, то со временем можно будет понять, что научиться быстрее читать все-таки удалось.
  10. Не стоит начинать тренировки со сложных тестов . Лучше взять что-то уже знакомое, без замысловатых и непонятных терминов, мыслей. А уже после постепенно брать более непростые задания. И еще важно относиться к чтению не как к занудному и обязательному занятию, а как к способу получения ценной информации.

Если не все получается сразу же, отчаиваться не стоит, потому как научиться быстро читать может получиться не сразу. Зато когда это умение будет освоено, гораздо больше времени можно будет посвятить своим любимым занятиям. Например, чтению интересных книг.

Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Этот пост - выдержка сведений из того семинара, почерпнутая из этой статьи , и личный опыт ускорения чтения.

Итак, «Проект PX» - это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Эксперимент проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.

Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас, в связи с особенностями языка, от 120 до 180 слов в минуту. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.

Всё, что нужно, - это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее, и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.

Вы готовы приступить к эксперименту? Тогда начнём.

Вам понадобится:

  • книга не менее 200 страниц;
  • ручка или карандаш;
  • таймер.

Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).

На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.

И прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, как увеличить скорость чтения.

Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста

Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.

Каждая остановка глаз на тексте длится от 1/4 до 1/2 секунды.

Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:

Ну как, чувствуете скачки?

Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту

Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.

В среднем на сознательные и бессознательные возвраты назад по тексту уходит до 30% времени.

Тренируйте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку

Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.

Тренируйте навыки по отдельности

Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.

Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300 слов в минуту, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.

Шаг первый: определение начальной скорости чтения

Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40: 5 = 8 - в среднем восемь слов в строчке.

И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 ⋅ 8 = 312.

Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.

Сколько получилось? У меня чуть больше страницы - 328 слов.

Шаг второй: ориентир и скорость

Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса.

В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец. Ведь при подсчёте слов и строчек вы наверняка использовали карандаш или палец, который помогал не сбиться со счёта? Его же мы будем использовать для тренировки.

1. Техника (2 минуты)

Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.


Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания текста, ведь это упражнение на развитие скорости, а не понимания.

Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.

Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.

С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь ручкой или карандашом, кажется, что зрение опережает карандаш, и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредотачивается по странице, как будто фокус отпустили и он начал плавать по всему листу.

2. Скорость (3 минуты)

Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше полсекунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).

Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из того, что прочитали, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.

За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении - не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.

Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.

Шаг третий: расширяем область восприятия

Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.

Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.

Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а чтец теряет от 25 до 50% времени.

Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.


Вот пример. Прочитайте это предложение:

Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.

1. Техника (1 минута)

Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее, начинайте читать с первого слова строчки и заканчивайте последним в строчке. То есть пока никакого расширения области восприятия - просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.

2. Техника (1 минута)

Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.

3. Скорость (3 минуты)

Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).

Если вы не поймёте ни строчки из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о понимании. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.

Шаг четвёртый: проверьте свою новую скорость

Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту - в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.

Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.

Если вы попробовали эту методику прямо сейчас, делитесь успехами в комментариях. Сколько слов в минуту получилось до и после?

Сегодня стала чрезвычайно востребована техника быстрого чтения. И неудивительно, ведь навык читать быстро и понимать прочитанное требуется людям любых профессий. Развить эту способность в себе может каждый, если будет использовать метод быстрого чтения.

Техника скорочтения включает в себя несколько этапов. Но главным в освоении этой методики является мотивация и самооценка человека. То есть, чтобы техника скорочтения успешно применялась на практике, обучаемый должен понимать, для чего он ставит перед собой эту цель. Также чрезвычайно важно, чтобы в сознании того, кто хочет научиться читать очень быстро, отложилась мысль, что всё достижимо и практически у каждого это должно получиться.

Методика быстрого чтения включает в себя принцип «пристрелки». Он заключается в том, что человек развивает в себе умение за несколько секунд мгновенным просмотром выделить в тексте лишь те отрывки, на которые следует обратить особое внимание, отсеяв уже известный материал. То есть, чтобы научиться читать очень быстро нужно уметь секундным просмотром выделить незнакомую информацию.

Упражнение будет выполняться правильно, если обучающийся поймёт его суть, проверив свои способности к выделению главного сначала на предметах. Делается это так: несколько секунд нужно пристально рассмотреть какой-либо предмет. Затем, закрыв глаза, представить его себе во всех мелочах.

Открыв глаза, следует отметить про себя разницу между визуальным представлением этого предмета и реальным образом. Выделив в предмете 3 незамеченных ранее черты, снова следует закрыть глаза и опять вообразить предмет. Теперь картинка будет более полной. Это упражнение проделывается до 7 раз – оно развивает внимание и умение выделять главное.

Техника скорочтения включает упражнения, подобные описанному: Быстро просмотрев текст (но читать его не нужно!) в течение 30 секунд, следует выделить 3 основные мысли отрывка. Закрыв глаза, нужно представить себе эти мысли. Затем метод повторяется ещё 4 раза, но каждый раз следует находить новые мысли и факты, визуализируя их.

Метод нахождения ключевых слов


Но как научиться не только читать быстро, но и ? Для этого существуют упражнения по нахождению ключевых слов в тексте. Этот метод можно в шутку назвать «читать через слово».

То есть, перед прочтением следует определиться с тематикой текста и, пробегая глазами материал, «цеплять» лишь те слова вместе с прилежащими к ним отрывками, которые имеют отношение к теме.

Подавление артикуляции

Так как научиться каждому читать быстро можно и самостоятельно, следует просто регулярно проводить необходимые упражнения. Одним из основных «тормозящих» чтение моментов является навык людей проговаривать текст про себя. Мы даже мысленно артикулируем! И на всё это требуется время. Следовательно, для того чтобы научиться читать очень быстро, следует развить в себе навык подавлять артикуляцию. И упражнениями для развития навыка быстрого чтения будут такие:

  • Во время чтения мысленно считать.
  • Отбивание пальцами во время чтения знакомого ритмического рисунка, например, там-тарарам-там-тарарам.

Навык использования зрительной памяти

Научиться читать очень быстро невозможно, если пользоваться способом буквенного чтения. Кстати, сегодня даже в начальной школе многие методисты стараются уже на раннем этапе обучения отказываться от этой методики. Малышей пытаются приучить запоминать слоги, целые четырёх и пятибуквенные слова. А взрослые обладают более развитой памятью, поэтому им следует научиться схватывать (а не читать по буквам!) слова, состоящие их 9, 10 и более букв.

Научиться скорочтению длинных слов, задействуя зрительную память, вовсе не сложно, если выполнять ежедневно необходимые упражнения. Следует подготовить таблички с напечатанными длинными словами, чаще всего встречающимися в текстах (или чисто профессиональными). Можно создать картинки в компьютерных программах с напечатанными словами. В табличку могут входить 2-3 слова или даже больше. Упражнения эти заключаются в том, что обучающийся должен лишь взглянуть на табличку, но не читать слово, закрыть глаза (или убрать с монитора картинку) и произнести то, что написано.

Начинать эти упражнения можно со слов, содержащих 6-7 букв, постепенно усложняя задание. Так как научиться в одно мгновение очень быстро читать невозможно, то следует уделять каждому упражнению ежедневно не менее 15 минут.

Тренировка вертикального чтения

Освоить скорочтение невозможно, если не научиться читать по вертикали. То есть, следует «научить свои глаза» не двигаться вдоль строки, а охватывать всю строчку одним взглядом. Для развития и совершенствования этого навыка существуют специальные разработки – упражнения по системе Шульте .

Этот метод основывается на использовании квадратных разлинованных таблиц с расположенными в них цифрами в произвольном порядке. Начинать упражнения нужно с таблицы в 16 цифр, затем постепенно переходить на 25, 36, 49 цифр. Таблицы отличаются друг от друга расположениями цифр, поэтому будет лучше, если готовить их будет кто-то другой. Удобно заниматься развитием навыков скорочтения вдвоём, тогда табличками легко можно будет поменяться.

Основной метод скорочтения заключается в том, чтобы видеть сразу всю страницу, не фокусируя взгляд на мелочах. Поэтому при работе с таблицами следует смотреть чётко в одну точку, расположенную в центре таблицы.

Особенности мозговой деятельности


«Перепутанные буквы»

Так как научиться скорочтению дома самостоятельно удобнее всего вдвоём, будут очень уместны некоторые интересные, в какой-то степени даже креативные, упражнения.

Техника скорочтения базируется на специфических особенностях работы человеческого мозга, открытых сравнительно недавно. Оказывается, мозг воспринимает лучше всего не буквенное чтение, а именно словарное . Причём буквы в словах могут стоять не в обычном порядке, а произвольно, главное – чтобы первая и последняя буква не изменяла своего места.

Использовать эту особенность для того, чтобы читать быстро, можно при помощи следующего упражнения. Оба обучающихся готовят друг другу тексты, в которых переставляют буквы внутри слов. Затем меняются отрывками и проверяют чтение друг у друга.

«Вычеркнутые буквы»

Также для выработки навыка быстрого чтения прекрасно подходят упражнения по вычёркиванию букв внутри слов. Оба обучающихся также готовят друг для друга задания, убирая из текста почти половину букв, например, все гласные. Можно даже устраивать соревнования на время, определяя при помощи секундомера, как быстро сможет читать такой текст напарник.

Чтение через слово

Подобные упражнения способствуют не только приобретению навыка скорочтения, но и стимулируют работу мозга, давая ему тренировку и развивая интеллектуальные способности человека. Навык быстрого чтения приобретается, если знать, как можно быстро читать текст, «не зацикливаясь» на каждом конкретном слове, то есть, через слово.

Упражнения для развития данного навыка также просты. Нужно сначала приготовить материал: текст с вычеркнутыми (стёртыми) словами, например, сначала убрать каждое третье, далее переходить на упражнения, в которых убраны каждое второе слово.

Штурмовая техника — соревнование

Нужно взять два текста или разные отрывки из одного и тоге же и по очереди на время читать с последующим пересказом.

Одна из важнейших потребностей человека - это потребность в новых знаниях и самосовершенствовании. Поэтому люди учат иностранные языки, занимаются спортом, осваивают музыкальные инструменты. В основе развития каждого навыка лежит получение информации. От того, как быстро человек читает, зависит скорость его обучения чему-то новому.

Скорочтение - это невероятно полезное умение, для овладения которым не нужны особые таланты. Если у вас есть желание, упорство и немного времени, вы с лёгкостью сможете освоить скорочтение в домашних условиях.

Зачем читать быстро

Кому будет полезно развитие скорочтения? Ответ на этот вопрос предельно прост. Каждому, кто стремится к познанию нового, этот навык будет полезен. Узнав, как научиться скорочтению, и потратив несколько месяцев на то, чтобы освоить этот приём на практике, вы впоследствии сможете экономить огромное количество времени.

В свою очередь, медленное чтение не всегда оправданно. Большинство людей не дочитывают книги до конца именно по причине больших затрат времени. Также, читая медленно, велики шансы потерять интерес к сюжету и опять-таки забросить книгу, не дочитав.

Для некоторых специалистов чтение тематической литературы - это часть трудовых обязанностей, дающая возможность расти, развиваться и стать экспертом в своём деле. Для этих людей овладение техникой скорочтения - профессиональная необходимость.

Что такое скорочтение

Давайте определим, что же такое скорочтение и с какой скоростью при этом нужно читать.

Стандартной считается скорость восприятия 150-250 слов за одну минуту. При этом на страницу печатного текста тратится 1-3 минуты. Скорочтение подразумевает под собой овладение навыком читать от 500 до 3000 слов за то же время. Правда, в этом случае термин «читать» не совсем уместен. Скорочтение в сущности - это анализ текста и выбор главного. То есть некоторая часть информации просто игнорируется. Целью становится научиться делать акцент на тех предложениях и словосочетаниях, которые несут максимум смысла, а пропускать «воду», не влияющую на понимание сути.

Секрет великих людей

Удивительно, но техника скорочтения появилась ещё в Средние века и была знакома многим известным людям.

Например, Иосиф Сталин был владельцем огромной библиотеки. Чтение для него было ежедневным занятием. Читал он по пятьсот страниц текста за один раз, при этом любил выделять карандашами главные мысли.

Американский президент гордился тем, что владеет скорочтением. Для него не было проблемой прочитать за раз целую книгу.

Александр Сергеевич Пушкин читал очень быстро. Кроме того, нам известно о его Биографии он мог воспроизвести практически дословно наизусть со всеми значимыми датами.

Техникой скорочтения владели также Карл Маркс, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер. Может, именно благодаря этому они достигали успехов в своём деле.

Когда метод скорочтения будет полезен

Если говорить о скоростном чтении, то нужно учитывать ещё один момент. Применяется этот метод в основном для чтения научной и технической литературы, отчётов, интернет-статей, новостных сводок в газетах, то есть того материала, который несёт новые знания.

Стихи и художественная литература предназначены для совсем других целей. В беллетристике мы не ищем ответы на поставленные вопросы, а просто наслаждаемся процессом чтения. Вся ценность художественных текстов заключается в их воздействии на эмоции, чувства человека и использовании его воображения. Читать такую литературу быстро возможно, но абсолютно бессмысленно.

Можно ли освоить скорочтение в домашних условиях

В наше время существует множество специализированных курсов, которые «за небольшие деньги» обещают научить каждого желающего читать со скоростью до 3000 слов в минуту. Обучающие занятия длятся от месяца до трёх. Но стоит ли тратить время и финансы на посещение таких курсов, если можно развить скорочтение в домашних условиях без каких-либо вложений? Такое самостоятельное обучение даже имеет свои преимущества:

  • Свободный выбор времени для занятий даёт возможность проводить обучение в те часы, когда оно будет наиболее удобным и плодотворным.
  • Методики обучения скорочтению и описания упражнений являются общедоступной информацией, которую можно найти в специальных пособиях, продающихся в любом книжном магазине.
  • Отсутствие отвлекающих факторов.
  • Возможность, выбирая длительность занятий, контролировать время обучения.

Кого-то может заинтересовать мнение людей, которые проходили курсы, чтобы освоить скорочтение. Отзывы об их эффективности не всегда положительные. Зачастую, чтобы достичь заметных результатов, по окончании требуется дополнительная самостоятельная практика. Но о самом навыке скорочтения отзываются только с похвалой. Ни один из тех, кто овладел данной способностью, не пожалел о потраченных времени и усилиях.

Учимся читать быстро. Что для этого надо?

Чтобы освоить скорочтение в домашних условиях, нужно ознакомиться с основными принципами этого навыка.

Первое правило - не «прыгать» во время чтения. Нужно проглядывать текст от начала до конца, не останавливаясь и не перечитывая непонятные фрагменты. Вот увидите, когда дочитаете до конца абзац или страницу, всё, что было неясным, станет понятным и без перечитывания.

Второе правило - выделяйте несколько слов-ключей в каждом из предложений. Необязательно читать всё предложение или абзац от начала до конца, важно уловить и запомнить только ключевые слова.

Третье правило - не отвлекаться. Скорочтение не даст никаких результатов, если вы не будете концентрироваться на том, что читаете. Чтец должен быть полностью погружён в процесс, ведь важно не только прочитать, но и зафиксировать в памяти полезную информацию.

Почему мы читаем медленно

Всем, кто задаётся вопросом, как развить скорочтение, будет полезно узнать, что же мешает нам читать быстро.

1. Чтение без разбора. Читая, мы обращаем внимание на всё подряд. Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию. Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте.

2. Повторение прочитанного. У каждого из нас существует вредная привычка из детства - возвращаться взглядом к уже только что прочитанному предложению. Когда у ребёнка происходит формирование словарного запаса, такие повторения полезны. Но во взрослом возрасте мы делаем это просто по привычке.

3. Чтение про себя. Читая вслух, мы можем делать это быстрее или медленнее в зависимости от темпа чтения и дикции. Когда мы читаем про себя, наш мозг как бы ведёт монолог, «проговаривая» информацию, с которой мы знакомимся. Скорость восприятия текста не может быть выше, чем скорость этого внутреннего монолога. Поэтому, если вы решили освоить метод скорочтения, первым делом нужно "заглушить внутреннего диктора" и научиться воспринимать информацию, не проговаривая её про себя.

4. Поле зрения. Значительно тормозить процесс чтения может узкое поле зрения. Если человек имеет хорошо развитое боковое зрение, он использует его при восприятии текста, что отображается на скорости чтения. Для тех, кто желает освоить скорочтение самостоятельно, упражнения для расширения поля зрения являются обязательными.

5. Невнимательность может стать проблемой при любой скорости. Неумение концентрироваться на процессе чтения - это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали. Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте.

Упражнения для увеличения скорости чтения

С чего же начать осваивать скорочтение? Упражнения - вот залог успеха. Регулярное выполнение несложных практических заданий способствует развитию качеств, необходимых для быстрого усваивания информации.

Устраняем внутреннюю речь

Ранее упоминалось, что внутренняя артикуляция - одна из основных причин низкой Существуют методы борьбы с ней:

  • Считать про себя от десяти до одного. Попытаться, не сбывшись со счёта, понять какой-либо текст.
  • Делать то же самое, но вместо счёта напевать песню, которую знаете наизусть.
  • Выстукивать любой ритм во время чтения.

Принцип такого упражнения в том, чтобы «занять своего внутреннего диктора» и научиться воспринимать текст без его участия.

Развиваем периферическое зрение

Если боковое зрение развито на должном уровне, человек может не тратить время, перемещаясь глазами по одной строчке слева направо, а охватывать её взглядом сразу. Такой способ чтения называется вертикальным. Более того, развив периферическое зрение, с одного взгляда можно прочитать целые абзацы или блоки текста.

На этом этапе в помощь придут На листе изображается квадрат, длина сторон которого составляет 20 см. Он делится на пять горизонтальных строк и пять вертикальных. Таким образом, мы получаем 25 ячеек, в каждую из которых вписываются числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Готовый квадрат размещается на уровне глаз (расстояние 25-30 см).

Само упражнение заключается в том, чтобы, концентрируясь только на среднем квадрате, используя боковое зрение, найти расположение всех цифр от 1 до 25, а потом в обратном порядке.

Ещё одно упражнение, помогающее достичь той же цели, называется "Треугольник". Нужно выбрать текст и напечатать его таким образом, чтобы каждая строчка была шире предыдущей. Например, в первой строчке одно слово, во второй - два, в третьей - три и так далее. В итоге у нас получается треугольник, состоящий из текста. Читая его, двигайтесь взглядом только сверху вниз. Чтобы увидеть начало и конец длинных строчек, используйте боковое зрение.

Подобные упражнения можно выполнять и в повседневной жизни, не уделяя специального времени для занятий. Например, сидя на работе, сконцентрируйте взгляд на каком-то предмете и постарайтесь увидеть происходящее вокруг. Это одновременно будет и зарядкой для снятия напряжения с глаз, и эффективным методом без усилий развить боковое зрение.

Учимся догадываться

Скорочтение подразумевает выборочное восприятие текста. Чтобы в итоге вы получили целостную полезную информацию, необходимо учиться логике и догадке.

Чтобы выполнять упражнения этого блока, необходим помощник. Сразу нужно выбрать незнакомый текст и распечатать его. Ассистент чёрным маркером затемняет некоторые части текста, а вы, читая его, пытаетесь уловить смысл. Сначала можно выбирать простые тексты для чтения. Но со временем, чтобы тренировать навык, лучше останавливать свой выбор на незнакомых темах и абсолютно новой терминологии. Количество скрытого текста тоже постепенно должно увеличиваться.

Можно взять книгу и вертикальной полоской шириной в 5 см закрыть часть текста, после чего читать оставшуюся часть. Полоску со временем делать шире.

Стоит уделять выполнению этой практики один час 3-4 раза в неделю, и уже через месяц станет развиваться скорочтение. Упражнения по силам каждому, хотя в самом начале могут показаться сложными.

С какого возраста можно обучать скорочтению детей

Словарный запас ребёнка значительно меньше, чем у взрослого. При чтении он задумывается, осмысливает прочитанный материал и для этого тратит гораздо больше времени. Даже на слух быструю речь дети воспринимают значительно хуже. Поэтому учить детей скорочтению можно только после того, как они научатся полностью самостоятельно осмысливать прочитанный текст. Это происходит в возрасте приблизительно 14-15 лет.

Как видите, развить скорочтение в домашних условиях - не такая уж сложная задача. Читать со скоростью больше 500 слов в минуту способны не только супергерои, но и обычные люди. Попробуйте и вы научиться этому и на своём примере убедитесь в ценности такого навыка.

Вы хотите научиться читать быстрее? Быстрое чтение вовсе не означает, что вы будете быстро пролистывать книги, ничего не понимая и не получая удовольствия от чтения. Смысл, скорее, в том чтобы ускорить чтение, но все равно понимать всю информацию и получать удовольствие. Начните с шага 1.

Шаги

Повысьте темп чтения

    Практикуйтесь понемногу каждый день. Большинство навыков, необходимых для улучшения скорости чтения, не придут сами собой, поэтому вам необходимо ежедневно практиковаться, пока они не станут вашей второй натурой. Даже 15–20 минут практики в день приведут к заметному увеличению темпа.

    • Улучшение скорости чтения потребует времени, так как вам придется научиться читать совершенно по-новому. Помните, что в детстве вам потребовался не один год, чтобы научиться хорошо читать, поэтому будьте терпеливы и в этот отрезок времени.
    • Хороший способ отслеживать прогресс - регулярно замерять время. Установите таймер, и посчитайте, сколько слов вы читаете в минуту. Чем больше вы практикуетесь, тем больше должно становиться данное число.
  1. Начните с более простого материала. Когда вы учитесь читать быстрее, будет хорошей идеей начать с более простого материала - книги, которая вам нравится или легка для понимания - пока ваши способности еще не улучшились.

    • Хорошим выбором, например, будет книга о путешествиях или воспоминания известного человека. Начинать с чего-то очень сложного - например, с учебника по физике? Это усложнит весь процесс, да и искушение бросить будет велико.
    • Как только ваши навыки улучшатся, и вы поймете, на что нужно смотреть в тексте, вы будете готовы иметь дело с более длинным и сложным материалам. К этому времени вы уже будете знать, какие техники вам больше всего подходят, и научитесь определять наиболее важные части текста.
  2. Используйте палец или закладку, чтобы задать темп. Хорошей идеей будет использовать палец, ручку или закладку в качестве указки, перемещая их по тексту по мере чтения. Использование такого указателя не даст вам потерять, где на странице вы находитесь (и избавит от необходимости возвращаться выше и перечитывать), но это не единственная его польза.

    • Быстро передвигая указатель по строкам и вниз по странице, вы можете установить любой темп, в каком вы хотите читать, так как ваши глаза будут пытаться успевать за ним.
    • Представьте, что указатель притягивает ваши глаза, как магнит: куда он, туда и ваш взгляд!
  3. Читайте дольше, чтобы улучшить концентрацию. Вашему мозгу нужно время, чтобы подстроиться под ритм чтения, особенно если перед этим вы занимались более активной деятельностью. Постарайтесь читать хотя бы по 15 минут за раз, чтобы дать мозгу время перестроиться и сфокусироваться.

    • Со временем вам будет все проще фокусироваться на чтении.
    • При необходимости делайте перерывы.
  4. Измените свое отношение к чтению. Чтобы увеличить скорость чтения, важно не только применять специальные техники, но и пересмотреть свое отношение к чтению в целом.

    • Рассматривайте чтение не как тяжкую обязанность, которую нужно выполнить во что бы то ни стало, а как возможность - возможность развлечься, узнать что-то новое, расширить кругозор.
    • Какой бы ни была тема - даже если это книга по статистике или истории добычи угля в Западной Сибири, - если у вас будет желание учиться и готовность воспринимать новую информацию, вы увидите, что чтение станет гораздо приятнее и проще.
  5. Знайте, когда нужно замедлить темп. Несмотря на преимущества быстрого чтения, важно понимать, что всегда будут места, на которых необходимо остановиться и сделать усилие, чтобы полностью понять содержание.

    Откажитесь от плохих привычек

    1. Избегайте мысленно проговаривать слова. Многие люди проговаривают слова при чтении - либо шевеля губами, либо мысленно их слушая. Это называется субвокализацией, и она является одной из основных проблем, которые влияют на скорость чтения.

      • Например, самые нетренированные читатели прочитают фразу «лошадь была в конюшне» как «лошадь» + «была» + «в» + «конюшне», то есть прочитав каждое слово по отдельности. Однако у мозга есть потрясающая способность заполнять пробелы в информации, и вы можете натренировать свой мозг обрабатывать «лошадь была в конюшне» как единый кусок информации, содержащий ключевые слова «лошадь» и «конюшня», а остальное ваш мозг подставит автоматически. Таким способом вы можете получить тот же смысл от отрывка текста, прочитав примерно 50% слов из него. Это значительно увеличивает скорость чтения.
    2. Избегайте неэффективного движения глаз. Когда дети учатся читать, их учат внимательно смотреть на каждое слово, прежде чем двигаться к следующему. Однако ваши глаза могут воспринимать за раз более одного слова - обычно до четырех или пяти, - так что такая практика делает чтение гораздо менее эффективным.

      • Постарайтесь расслабить лицо и смотреть не так пристально - это позволит вам за раз увидеть большую площадь страницы. Попробуйте читать хотя бы по четыре слова за раз, прежде чем переместить взгляд на следующий участок текста.
      • Кроме того, постарайтесь использовать периферическое зрение во время чтения. Это позволит вам прочитать окончание фразы без необходимости перефокусировать свой взгляд, что приводит к экономии времени.
    3. Избавьтесь от регрессии. Регрессия - это практика чтения одной и той же фразы или фрагмента текста два или три раза подряд, неважно, специально или нет. Естественно, это сильно увеличивает время чтения, при этом необязательно улучшает понимание материала.

      Создайте подходящую атмосферу для чтения. Многие люди читают медленно просто потому, что они пытаются читать в неподходящей обстановке. Не просто постарайтесь найти место, где не будет шума и других отвлекающих факторов, но поэкспериментируйте, чтобы понять, в какой атмосфере вам читается лучше всего.

      • Если вы предпочитаете тихую обстановку, устройтесь там, где вам не будут мешать телевизор, музыка или разговоры. При необходимости можете использовать беруши или шумоподавляющие наушники.
      • Если вам некомфортно сидеть в полной тишине, можете включить тихую музыку, которая вам уже знакома, чтобы не отвлекаться на новые слова или ритм. Также можете включить генератор белого шума либо аудиозапись звуков ветра или волн.
      • Если вам нравится читать сидя, устройтесь в удобном кресле или даже кресле-мешке. Также можно читать, лежа на диване или в гамаке.
      • Возможно, вам удобнее читать стоя. Тогда можете приобрести конторку или сделать ее самостоятельно, сложив друг на друга несколько устойчивых ящиков.
      • Если вам легче сосредоточиться на чтении, когда вы совершаете какие-то движения, можете щелкать ручкой, постукивать по столу, что-нибудь жевать или болтать ногами.

    Измените способ чтения

    1. Предварительно ознакомьтесь с материалом. Одним из самых эффективных способов повысить скорость чтения является просмотр материала до его чтения. Это поможет вам получить представление, о чем идет речь в данном тексте, а также решить, стоит ли он того, чтобы читать его целиком.

      Поищите самые важные слова. Другая техника состоит в том, чтобы просто просматривать материал и вычленять любые ключевые слова. Таким способом вы сможете понять суть материала, не тратя время, чтобы вчитаться в каждую мелочь.

      • Например, в предложении «грозный лев скрытно охотился на ничего не подозревающую жертву - антилопу» необязательно читать каждое слово, чтобы понять смыл. Разбив фразу на ключевые слова, вы получите «лев - охотился - антилопа», что передает ее основной смысл. Так можно вдвое сократить время, необходимое на чтение текста без существенной потери смысла. Данную технику лучше всего использовать для простых коротких текстов, например журнальных или газетных статей.
    2. Прочитайте первое и последнее предложение каждого абзаца. Если вы читаете статью, книгу или документ только для поиска новой информации, то существует удобная техника - прочитать только первое и последнее предложение каждого абзаца, особенно если в тексте повторяются вещи, которые вы уже знаете.

      • В нехудожественной литературе бывает очень много повторов, а также длинных, многословных объяснений простых идей. Если вы уже поняли идею, нет необходимости читать весь абзац строка за строкой.
      • Это же относится к статьям в газетах и журналах - если вы хотите лишь получить общее представление о содержании, то будете удивлены, узнав, сколько информации можно получить, просто прочитав первое и последнее предложение каждого абзаца.
    3. Пропускайте те части, которые вы уже знаете. Если вы пытаетесь улучшить вашу скорость чтения, вам нужно пропускать информацию, которую вы уже знаете или понимаете, так как чтение данных разделов не даст вам много дополнительных знаний.

      • Вы можете решить, какие разделы стоит читать, просмотрев текст на предмет ключевых слов либо прочитав первое предложение каждого абзаца. Это даст вам достаточно хорошее представление о том, что содержится в тексте, и позволит решить, стоит ли тратить на него свое время.
      • Также этот прием подходит для вещей, которые вам неинтересны. Если вы читаете что-то вроде мемуаров или исторической документалистики, будет вполне нормально пропустить части, которые вас не заинтересовали. Это может быть против вашей природы чтеца, но это сохранит ваше время, а также поддержит интерес к той части, которую вы хотите прочитать.
      • Кроме того, если у вас книга, которая вам не нравится или не может ничему научить, без сожаления бросайте чтение. Многие книги плохо написаны, или их авторам не удается объяснить сложные идеи. Попробуйте прочитать 10% каждой книги из тех, которые вы выбрали, и если вы видите, что книга для вас не подходит, отложите ее и возьмите другую. Это сохранит ваше время и принесет больше пользы в долгосрочной перспективе.
    4. Сохраняйте наиболее важную информацию. Одна из главных проблем, которая возникает у людей, когда они начинают читать быстрее, - это сложность усвоения и запоминания информации, с которой они сталкиваются. Хотя основное решение данной проблемы - это стать более активным и вовлеченным читателем, существует и более специфичные техники, которые вы можете попробовать.

    • Маленькие дети обычно делают ошибки, когда учатся читать, поэтому им нужно двигаться медленно и спокойно. Не ускоряйте данный процесс, так как во время него закладывается фундамент хороших, прочных навыков чтения. Если вы хотите научить своего ребенка читать немного быстрее, делайте это постепенно. Если чтение превращается в пытку, ребенок рискует вообще потерять интерес к нему. Когда у него сформируется большой словарный запас и он полюбит книги, тогда вы можете при необходимости помочь ему увеличить скорость чтения с помощью одного из предложенных выше методов.