Меню

Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников. Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах

Польза и вред

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном , особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Уже в первые месяцы младенец оживляется, кода видит мать или близкого ему человека, яркую игрушку, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением («воркованием»). В 3-4 месяца у малыша возникает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. К 6-и месячному возрасту, ребенок начинает произносить слоги – лепечет, а к 10 месяцам - повторять не только отдельные слоги, но и простые слова из отдельных слогов.

Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус».

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.

В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, - слова, которые он не может еще говорить сам, но понимает, когда их произносят окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия.

Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы :

I группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка картинки, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

  • «Массаж подушечек пальцев рук»
  • «Массаж фаланг пальцев»
  • «Массаж прижимающий»
  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Самомассаж горохом»
  • «Горох и фасоль»
  • «Колечки»
  • «Гладь мои ладошки, ёж»

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

  • «Цепочки»
  • «Ножки»
  • «Соединение одноимённых пальцев»
  • «Пианист»
  • «Пальчики кивают»
  • «Горошки»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Пальцеход»
  • «Колодец»

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

  • «Ладонь – кулак»
  • «Поочерёдное соединение всех пальцев»
  • «Ножки»

Упражнения с различными предметам (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):

  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Упражнение с эспандерами»
  • «Упражнение со стопором»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Узловка»
  • «Упражнение с чётками»
  • «Упражнение с бусами»
  • «Упражнение со счётными палочками»
  • «Пальцеход»
  • «Комканье платка»
  • «Колодец»
  • «Горох и фасоль»
  • «Все узлы переберу»
  • «Мне дала синичка хрупкое яичко»
  • «Волшебные орешки»
  • «Будь сильней моя рука»

Гимнастика для пальцев:

  • «Щелчки»
  • «Потягивание за кончики пальцев»

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.


Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка самого раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Существует много игрушек для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, конструкторы, шнуровки и пр. Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.

Пальчиковые игры - это инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Пальчиковые игры и упражнения помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз.

Когда ребенок выполняет упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш учится вслушиваться и понимать смысл речи, концентрировать свое внимание, развивается воображение и фантазия.

В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Кроме того, через пальчиковые игры ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений, развивает умение подражать взрослому.

Как играть в пальчиковые игры:

Для начала надо выучить текст наизусть и отрепетировать движения самостоятельно.

Пальчиковые и жестовые игры необходимо показывать, четко проговаривая текст, с выражением, не торопясь, чтобы у ребенка было время на повторение показанного. Чем более выразительной будет мимика, тем лучше. Говорить можно то тише, то громче, делая в соответствующих местах паузы. Игру нужно проводить весело с энтузиазмом. Если малыш на первых порах делает что-то неправильно на этом не надо акцентировать внимание, и, наоборот, обязательно поощрять успехи, когда все получается.

Каждую игру можно повторять 2-3 раза. В таком случае для одного занятия достаточно 2-3 игр. Хотя если интерес ребенка не ослабевает, можно и больше. В одну игру можно играть около двух недель, постепенно заменяя их новыми.

Игра разучивается с ребенком постепенно. Сначала взрослый просто ее показывает. Затем взрослый и ребенок показывают движения одновременно, а текст проговаривается взрослым. Когда ребенок хорошо заучил последовательность движений, он уже может показывать их самостоятельно, текст проговаривается взрослым. И, наконец, ребенок и показывает движения, и проговаривает текст сам, при необходимости взрослый помогает.

Чтобы пальчиковые игры были интересны ребенку, они должны соответствовать возрасту. Малышам предлагаются самые простые и короткие игры, доступные их возрасту. Старшим детям задания можно усложнять. С детьми до 1,5 лет можно проводить пальчиковые игры как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка. А в возрасте 1,5 лет уже можно начинать выполнять движения вместе.

Запевалова Наталья
Сборник пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особую роль в развитии речи ребёнка следует отвести пальчиковым играм . Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание :

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев » .

«Рука - это инструмент всех инструментов» - сказал ещё Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг» - писал Кант.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале . Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей . Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук . Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас малыша.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики , но и один из вариантов радостного общения. Ребёнок получает массу необходимых впечатлений для своего эмоционального и интеллектуального развития . Широкий спектр пальчиковых упражнений позволяет каждому малышу увлечься теми из них, которые в большей степени соответствуют индивидуальным интересам и потребностям крохи. Для того чтобы кожные ощущения, двигательные усилия и зрительные впечатления малышей были самыми разнообразными, им предлагаются различные виды пальчиковых игр .

Массажные игры

Массаж благоприятно воздействует на мелкие мышцы рук ребёнка и отлично расслабляет. Массажные игры направлены на получение удовольствия от процесса расслабления либо поднятия мышечного тонуса. Ручной массаж на втором году жизни ребёнка становится активным. Кроха уже сам несёт

ответственность за приём процедуры, её интенсивность и общее качество.

Гимнастические игры

Такие игры также основываются на активных действиях по управлению собственными пальчиками . Основные элементы пальчиковой гимнастики - это сгибание пальцев , сжатие пальцев и соединение пальцев . При этом сгибание и сжатие могут быть фиксированными и сменными (динамичными, а соединения выполняться прямыми или согнутыми пальчиками . Все эти действия совершаются пальчиками одной руки (или двух рук попеременно) либо пальчиками двух рук одновременно. Кроме того, пальчики двух рук могут входить «в контакт» друг с другом, взаимодействовать. Работа малыша будет иметь подражательный характер. Все действия выполняются вслед за действиями взрослого. Такие пальчиковые игры можно с полным правом назвать играми речевыми, сюжетными, так как они непременно сопровождаются стихотворением или потешкой. В гимнастических играх могут использоваться предметы, но не в качестве цели, а в качестве средства, стимулирующего выполнение основных гимнастических упражнений. Гимнастические игры очень динамичны, они увлекают ребёнка, вызывают у него большой интерес.

Предметные пальчиковые игры

В них отрабатывается захват - фиксированное положение пальцев руки при взятии предмета. Предметные игры в этот период становятся комплексными (вариативными, то есть сочетают в себе несколько различных, уже освоенных ребёнком, захватов с поворотами кисти руки. Для малышей второго года жизни предметные пальчиковые игры -это подготовительные упражнения для овладения различными бытовыми приспособлениями и устройствами, тренировка согласованных ручных движений под контролем зрения. Незаменимыми моделями и орудиями для отработки «жизненно важных» захватов - положений пальцев рук - и зрительно-моторной координации являются развивающие игрушки разных типов. Темп всех этих упражнений и их продолжительность варьируется в зависимости от интереса ребёнка и его успехов.

Человечек

Взять ручки ребенка в свои руки и прикладывать его пальчики поочередно к глазкам, бровкам, носику, ротику, овалу лица, ручкам, ножкам и туловищу, не спеша, четко проговаривая слова : «Точка, точка, два крючочка. Носик, ротик, оборотик. Ручки, ножки, огуречик . Получился человечек».

Пальчики

Загибать по очереди пальчики . Первый пальчик хочет спать , а второй – уж лег в кровать. Третий пальчик прикорнул , а четвертый вдруг уснул. Встали пальчики . Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики ) .

Стенка, стенка (похлопать ручками малыша по его щечкам) . Потолок (похлопать по лобику) . Две ступеньки (провести пальчиками по губкам ) . Дзинь – звонок! (нажать пальчиком на носик ) . Вместо носика в следующий раз можно нажать на ушко или другую часть тела малыша.

Комарики

Дарики-дударики. Летели комарики (хлопать в ладоши) . Вились, вились, вились (пальчики сложить в щепотку ) . И в носик вцепились (схватить ребенка за нос) . Можно вцепиться в ручку, ножку.

Цветочек

Сложить не плотно ладонь к ладони. Солнце поднимается. Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся ) . Солнышко садится. Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются ) . Бай-бай!

Взять кулачок малыша в свою ладонь, раскрыть пальчики , водить пальцем по ладони , стучать по ней пальцем , затем загибать по очереди пальчики . Кулачок, а в нем ладошка . На ладошку села кошка . Начала считать мышат, Раз, два, три, четыре, пять. Но мышата испугались И по норкам разбежались.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши) . Вышли пальчики гулять (расправить пальцы рук ) . Раз, два, три, четыре, пять (хлопать) . В домик спрятались опять (сжать пальцы рук ) .

Зайка, зайка! Где твой носик? Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик ) . Зайка, зайка! Где твой хвостик? Вот здесь. Вот здесь (показать место хвостика) . Где твои лапки? Коготки-царапки. Вот здесь. Вот здесь. Зайка, зайка! А где ушки? Ушки зайки – на макушке (пошевелить пальцами рук на голове ) .

Пальцы рук сцепить . На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад) . Кто его открыть бы смог? Постучали (постучали ладонь о ладонь) . Покрутили (повертеть) . Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером ) .

Топ-топ, топы-топ (хлопать в ладони) . Пляшет зайка у ворот. Ходят ушки (пошевелить ладонями над головой) . На макушке. Глазки смотрят в огород (глаза стреляют по сторонам) .

Пальчики

Сжать пальцы руки . Этот пальчик – маленький (расправит мизинец) . Этот пальчик – славненький (открыть безымянный) . Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец) . Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный) . Этот пальчик – толстячок (открыть большой) . А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак ) .

Водичка, водичка! Умой мое личико! (провести ладонями по лицу) . Чтоб глазки блестели (помигать глазами) . Чтоб щечки горели (похлопать по щекам) . Чтоб кусались зубки (прикоснуться к зубам) . Чтоб смеялись губки (улыбнуться) .

Выгибает шею гусь (согнуть ладонь под прямым углом) . «Ничего я не боюсь (шевелить рукой в стороны) . Вот щипну тебя за пятку (щипнуть) . Убежишь ты без оглядки.

Месим, месим тесто (сжать и разжать пальцы рук ) . Тесту в кадке тесно (похлопать в ладони) . Ягод мы сейчас нарвем (сжать и разжать ладони) . Пирогом вам напечем (похлопать ладонями по столу) .

Пальцы

Чтоб красиво говорить (хлопать) . Надо с пальцами дружить . Пальцы нужно крепко сжать , А потом опять разжать.

Пальчики

Приложить ладони друг к дружке, стучать пальчиками . Тук-тук, тук-тук. Это что за странный стук? Это пальчики стучат . Поиграть они хотят. С Данечкой играются : открываются (пальцы разжать ) . Закрываются (пальцы сжать ) .

Сорока-белобока

Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики . Сорока - белобока утром печку топила. Сорока - белобока деткам кашку варила. По избе скакала, на стол накрывала. Деток кормила, деткам говорила : «Этому кашки дам, и этому кашки дам. И этому тоже дам. А этому – не дам. Он дров не рубил. Печку не топил. Кашку не варил. Даню не кормил».

Пальчики

Сложить ладони вместе, стучать пальцами . Наши пальчики проснулись . Потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали (побежать пальцами по ладони ) . Поскакали, поскакали. Скакали-скакали, скакали-скакали (по другой ладони) . У-у-х! устали. Отдохнем немножко (положить руки) . Пусть поспят ладошки .

Указательные пальцы обеих рук соединить с большими пальцами другой руки . Остальные пальцы расправить и шевелить ими. Чок-чок, чок-чок. Лезет мудрый паучок. Паутину плетет. Там обед себе найдет.

Поглаживать ладонь малыша. Птичка, птичка! Вот тебе водичка! Вот тебе и крошки на моей ладошке . Молоточек. Стучать по ладони. Молоточком постучу. Гвоздики заколочу! Я построю себе дом. Буду жить я в доме том. Били-били, колотили. Мяли-мяли и трепали. Скатертей себе наткали. И столы понакрывали.

Зайки на лужку играли (хлопать ладонями по коленям) . Дружно лапки поднимали (поднять руки) . Вот так, вот так. Дружно лапки поднимали.

Оладушки

Ладушки, ладушки (хлопать в ладоши) . Испекли оладушки. Деток угощали. Чаем запивали. На окно поставили. Остывать заставили. Воробышки сели. Оладушки съели. Кыш, кыш! Полетели! Полетели! На головку сели.

Стучать пальцем по ладошке малыша . Ра, два, три, четыре, пять. Шли цыплята погулять. Свежей травки пощипать. Вкусных зерен поклевать. Кашка для букашки. Водить пальцем по ладони ребенка . Маленькой букашке захотелось кашки. Мы сварили кашку накормить букашку. Кашку варили, ложечкой мешали. Деток накормили, кошек угощали.

Мы капусту рубим (стучать ребрами ладоней) . Мы капусту режем (ребра ладоней – вперед-назад) . Мы капусту солим (сжимать и разжимать пальцы ) . И морковку трем.

Стала Маша гостей собирать

(хлопайте в ладоши)

И Иван приди

(кончиком пальца проведите по всем пальцам руки малыша , начиная с большого,

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать

(хлопайте в ладоши)

И Ивану блин

(нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди )

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек!

Стала Маша гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке )

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

И Митрошечка

До свидания!

Мизинчик

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять !

Этот пальчик - гриб нашел ,

Этот пальчик - чистит стол ,

Этот - резал, этот - ел.

Ну, а этот лишь глядел!

Угощение гномов

(сжимаем кулачки на обеих руках)

Стали гномы гостей приглашать.

(отогнем по очереди пальчики )

Стали гномы гостей угощать.

(надавим по очереди на подушечку каждого пальца ребенка )

Каждому гостю досталось варенье.

(проводим пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)

Пальчики склеило то угощенье .

(пусть малыш тесно прижмет попарно подушечки пальцев левой и правой руки )

Плотно прижалась ладошка к ладошке .

(прижимаем ладонь к ладони)

Гости не могут взять даже ложки!

(попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки , а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки, изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)

В этом домике пять этажей :

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься :

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке.

(переплетя пальцы , сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна,

И тесно ей уже.

(выпрямляем большие пальцы )

Но вот растёт вторая,

И третья, а потом

Четвёртая, пятая.

(выпрямляем пальцы поочерёдно )

Сказал стручок : "Бом!" (хлопаем)

Пальчики-гномики

Жили – были в домике

(сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики :

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики , начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальчики )

Стали гномики стирать

(тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки,

(загибать пальчики , начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Улитка, улитка! Покажи свои рога,

(пальцем водите по раскрытой ладони малыша)

Дам кусок пирога

(загибаете по очереди пальцы ребенка , начиная с большого)

Пряника печатного

Пышку ароматную

Сдобную лепешку

И блинов немножко

(После этого помогите малышу освободить из кулачка указательный палец и мизинец : получается улитка!)

Поварята

(потирая ладошки друг об друга )

Мы варили суп-суп

Из перловых круп-круп

Получилась каша

То-то горе наше (хватаемся за голову)

Замесили тесто

("вымешиваем" кулачками "тесто")

А оно ни с места!

Замесили на дрожжах (снова "вымешиваем")

Не удержишь на вожжах!

(расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать)

Идем в гости

(тренируемся говорить букву "Ж")

К Жене гости прибежали.

(пальчики “бегут” по столу )

Все друг другу руки жали.

(делаем несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Жора!

(большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)

Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев )

Рад, Сережа!

(большие и безымянные пальчики )

И Снежана!

(большие пальчики и мизинчики )

Не хотите ль пирожок?

(ладошки соединяются в виде пирожка)

Может, коржик? И рожок?

(показать раскрытые ладошки , сожмем кулачки на обеих руках)

Вот драже вам на дорожку.

(малыш раскрывает ладошки , а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)

Все берите понемножку!

(малыш щиплет свою ладошку , "собирая" драже)

С ручек все стряхнули крошки.

(энергично трясем кистями рук)

И захлопали в ладошки !

Десять птичек - стайка (Ирина Токмакова)

Пой-ка, подпевай-ка :

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка, сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.

Это-зяблик, это - стриж,

Это - развеселый чиж . Ну а это - злой орлан.

Птички-птички, по домам! (обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек» )

Сорока-ворона

Сорока - ворона

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала (4 раза)

Этому не дала :

Зачем дров не рубил?

Воды не носил?

Знай вперед :

Здесь водица - холодненькая (Между кистью и рукой,

Здесь - тепленькая (в сгибе локтя,

А здесь - горяченькая (под мышкой,

Здесь - кипяток, кипяток! (пощекотать) .

Черепашка, черепашка.

Черепашка, черепашка,

В домике живет (стучим кулачками)

Высунет головку (вытягиваем один пальчик )

Обратно уберет (прячем)

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик дедушка (дотрагиваемся большими пальцами друг до друга ) Этот пальчик бабушка , (то же указательными)

Этот пальчик папочка , (средними)

Этот пальчик мамочка , (безымянными)

Этот пальчик я , (мизинцами)

А вот и вся семья (обхватываем весь кулак другой рукой)

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены , свисают вниз. С ветки ягодки снимаю. Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки складываете перед собой чашечкой. Будет полное лукошко. Одну ладошку , сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой . Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко , другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот. Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше. Я поем еще малинки (снова кладем ягодку в рот) Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять (считаем пальчики ) Пойду снова собирать. (снова шагаем пальцами ) .

Пальцы обеих рук сложены щепотью. Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок. Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся, На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются. Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются в стороны. То зароются в песке. Снова сложив пальчики , руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Набухай скорей, бутон (подушечки пальцев обеих рук сомкнуть . Ладошки немного округлые . Получается «бутон» ). Распускай цветок - пион! (Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок» .)

Скачет зайчик

Пальцы одной руки широко расставлены, пальцем другой руки или маленьким игрушечным зайчиком «скачем» по пальцам в соответствии с текстом. Ловко с пальчика на пальчик . Скачет зайчик, скачет зайчик. Вниз скатился, повернулся. И опять наверх ввернулся. Снова вниз и снова вверх, Скачет заяц лучше всех.

Сожмите руки в кулаки и по очереди совершайте ими движения сверху вниз, как будто месите тесто. Мешу, мешу тесто, Есть в печи место. Пеку, пеку каравай («перекладывайте тесто» из руки в руку, Перекладывай, валяй.

Мы клубок мотаем смело (имитируем наматывание клубка, Непростое это дело. Он растёт, растёт, растёт (руки описывают круги вокруг друг друга все больше и больше, Вдруг он вырвался и вот… Размотался наш клубок (резко опускаем руки вниз) . Мы опять мотаем смело… (повторяем все заново) .

Я стучу, стучу, стучу (стучим одним кулачком по другому, Сто гвоздей заколочу (стучим кулаками по столу, полу или коленям) . Буду строить дом, дом (складываем «крышу» из ладошек над головой, Чтобы жить в нем.

Игры с зайчиком на пальчике

(Сделанном из носового платочка) Скачут зайки по дорожке, прыг-скок, прыг-скок (зайки скачут по нарисованным линиям) Скачут маленькие ножки, прыг-скок, прыг-скок. Спрятались! (мамы закрывают зайчиков руками, дети ищут) Вот они! (Мамы поднимают руки) Нашлись! Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка! (Малыш в конце фразы ловит зайку на своей руке; ловит зайку на мамином пальчике ; малыш прячет своего зайку, чтобы мама не поймала).

Здравствуйте, пальчики

Здравствуй, большой пальчик , стучим большими пальчиками друг по другу Здравствуй, указательный, то же другими пальцами Здравствуй , средний, (или мама массирует каждый пальчик ) Здравствуй, безымянный, Здравствуй, мизинчик, Здравствуйте, здравствуйте! хлопаем в ладоши

В гости к пальчику большому Пальцы в кулачки , большие пальцы подняты . Приходили прямо к дому Ладони под углом - «крыша» . Указательный и средний, Называемые пальцы по очереди Безымянный и последний - соединяем с большим. И мизинчик-малышок. Снова пальцы в кулак , Сам забрался на порог. Мизинцы поднять. Вместе пальчики - друзья , Постучать кулачками (ладошками ) друг о друга. Друг без друга им нельзя. Соединить руки в «замок» .

Игра с кисточкой

Вышла кисточка гулять, Мягкой щетинкой кисточки водим по ладошке ребенка , Стала пальчики считать : затем по каждому пальцу - Раз , два, три, четыре, пять от основания к кончикам. Вышли пальчики гулять . Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики , проводя в домик спрятались опять кисточкой по их тыльной поверхности. И решили рисовать.

Вот свернулся еж в клубок, Сжали кулачок. Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Коснулись кулачка указат. пальцем Ежик сладко потянулся. Пальцы растопырили

Игра с ёжиком из пластилина

Я ёжик, ёжик, ёжик, сжали кулачки или показываем пластилинового ежика ни головы, ни ножек, Я всегда «фр-фр» фырчу, ножками я топочу, топаем пальчиками или пластилиновым ёжиком Топ-топ! Чей топот быстрых ножек звучит среди камней? То ежик, ежик, ежик бежит домой скорей. Вдруг тучи набежали, и в небе слышен гром. Кулачками стучим по столу. В клубок наш еж свернулся - иголочки кругом Сжали кулачки.

Червячок

Червячок я маленький. Одна рука - кулачок, другая - кулачок с выпрямленным пальчиком . Ползу, ползу, ползу указательным пальцем «червячком» , который двигается. Потерял я яблочко, волнообразно по направлению к кулачку-«яблочку» (мама Новое ищу. помогает ребенку) Тук-тук-тук! стучим пальцем по кулачку Может , здесь яблочко вдруг? засовываем палец в кулачок, Здесь! двигаем пальчиком в кулачке - червячок кушает

Ладушки, ладушки хлопаем в ладоши Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, гладим ладошкой ладошку . Детушкам давала. Маше –две, показываем по два пальца , Паше- две и т. д. называя имена всех детей . Всем дала! Вытянуть руки вперед и в стороны, поклониться.

Дождик, дождик поливай, пальцами стучим по столу Будет хлеба каравай, делаем круг руками Будут булки, соединяем полусогнутые ладошки Будут сушки , большие и указательные пальцы в кольцо Будут пряники, сжимаем кулачки Ватрушки ладошки вверх .

Поросята

Два пухлых поросенка два больших пальца , опущенные вниз, вращаются, Купаются в пруду. Два ловких поросенка два указательных пальца Играют в чехарду . «перескакивают» друг через друга, Два сильных и высоких два средних пальца поднимаются и опускаются Играют в баскетбол, несколько раз, «подбрасывая мяч» , Два самых быстроногих два безымянных пальца скользят , Бегут гонять в футбол, изображают, как толкают мяч Два маленьких веселых два мизинца «скачут» , танцуют и поют. Потом все поросята пальцы «шагают» по столу, Обедать в дом идут. Два пухлых поросенка два больших пальца , опущенные вниз, вращаются, Готовят винегрет, Два ловких и умелых два указательных вращаются Готовят всем омлет, в горизонтальном положении, Два сильных и веселых кончиками средних пальцев , опущенных вниз, в столовой моют под. водят по столу взад-вперед. Два аккуратных ставят кончики безымянных в нескольких местах Еду на чистый стол, нажимают на стол. Два маленьких весёлых мизинчики «скачут» , Всем песенки поют и снова поросята Пальцы «бегут» по столу. Гулять гурьбой идут.

Сидит белка на тележке, Движение кулачка вверх-вниз, Продает она орешки поочередное загибание пальчиков на другой руке . Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Большим пальцем показываем «усы» . Кому в платок, Одной ладошкой гладим другую , Кому в зобок, касаемся шеи. Кому в лапочку. Раскрываем ладошки , руки вперед.

Где твой пальчик большой ?

Где твой пальчик большой ? - У меня за спиной. - А где твой указательный? - Посмотри внимательно. - А где средний твой палец? - Вот какой он красавец! - А где твой безымянный? - Вот, с концом оловянным! - А мизинчик-малышка? - Вот он, младший братишка !

Словно в бутончик собрал лепестки (В горстку собрал пальцы правой руки ) Солнце свои посылает лучи (Пальцы раскрыты у левой руки) Утром под солнцем цветы раскрываются (Пальцы на правой руке распрямляются) Солнышко село, и сумрак спустился и до утра мой цветочек закрылся.

С колючим мячом

По тропинке, по дорожке

Пр. рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд.

Топают к нам чьи-то ножки.

Это ёжик, посмотри, Катаем мячик в ладошках , пальцы широко

К нам пробрался из глуши. растопырить.

По столу всласть находился Лев. рукой катаем по столу мяч круговыми движениями.

И в ручей потом свалился. Перекидываем из руки в руку.

Уколоть он нас решил, Катаем по тыльной стороне левой, правой кисти.

Только понял – нету сил.

Он пофыркал, с пальцев слез Подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь.

И ушёл обратно в лес. Пр. рукой слегка ударять мячиком по

столу с продвижением вперёд.

Деревянный массажёр

Наши детские ладошки

Покатаем мы немножко.

Повертеть ладошками перед собой .

Обе вверх, вниз спусти

И легонько, не дави! Одновременные движения ладонями по массажёру вверх-вниз.

Кожа чувствует шипы,

А ты двигай, не спеши. Продолжаем движения.

А теперь поочерёдно :

Правой вверх, а левой

вниз. Попеременные спокойные движения.

Это нужно для массажа,

Это вовсе не каприз.

Шипы без дела не сидели. Постучать пальчиками по шипам массажёра

Ладошки наши разогрели . Повертеть ладошками перед собой .

Солнце (прищепки)

Вышло из-за тучки солнце Закреплять прищепки на каждый лучик муляжа солнышка.

И глядит в моё оконце.

От него лучей так много,

Что просохли все дороги.

Тучки (прищепки)

А вот и облачко – смотри

Прищепки вниз цепляем мы. Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.

Это дождь идёт грибной :

Весёлый, тёплый озорной.

Клавиатура компьютера

По клавиатуре пальчики Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук .

Прыгают, как зайчики.

Пальцы , буквы нажимая,

Развиваются , играя.

Катать шарик между ладонями. Я леплю, леплю лепешку. Положу ее в ладошку . Пирожочек испеку. И детишек угощу.

МБДОУ ДС № 38 "Колокольчик"

г. Светлоград Петровского муниципального района

Группа комбинированного вида

"Дюймовочка"

Играем пальчиками -

развиваем речь

Учитель-логопед

Т.Н. Головко

г. Светлоград – 2016г.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие речи происходим своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 мин.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает исправиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле-аудио-видео.. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффектно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой гимнастики берёт малыша на руки, сажает на колени его, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает и щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получаем массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится эта игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой руки контролируется разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша 2-3 лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговицы, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.д.

Этапы разучивания игры:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются незнакомые малышу персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно движения без текста.

Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.- Проводите занятие весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Кладём на стол расслабленные ладошки, «пальчики отдыхают, не шевелятся», затем сжимаем кулачки, предлагаем ребёнку продемонстрировать, какой он сильный. Затем опять ладошки, кулачки – выполняется 5-7 раз.

Упражнение 2. «Котёнок»

Предлагаем ребёнку взять в правую руку резиновую игрушку и ритмично сжимать её на каждое слово фразы. То же самое с левой рукой, те же движения с обеими руками одновременно:

Ты, котёнок, не пищи,

Лучше маму поищи!

Правую руку ставим на стол на локоть, загибая по очереди пальцы, начиная с большого, предлагаем ребёнку посчитать пальчики. Затем «проверяем»: разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Упражнение 4 «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять - Разжимать пальцы из

кулака по одному,

Вышли пальчики гулять начиная с большого,

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать по очереди широко

расставленные пальцы в кулак,

В домик спрятались опять начиная с мизинца.

Правая рука согнута в локте, пальцы разогнуты. По очереди загибаем пальцы, начиная с большого:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик наш малыш.

Затем то же самое упражнение выполняем на левой руке, на обоих руках одновременно.

«Подушечкой» большого пальца правой руки поочерёдно касаться всех пальцев этой же руки:

Здравствуй, этот пальчик,

Здравствуй этот пальчик…

Это же упражнение выполняется пальцами левой руки, затем одновременно правой и левой руки.

Мы капусту рубим, - Резкие движения кистями вверх, вниз.

Мы морковку трём, - По ладошке левой руки скользим кулачком

правой руки.

Мы капусту солим, - Движения пальцев обеих рук имитируют

посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём. – Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в

Упражнение 8. «Цветочек»

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу («бутончик»), затем развести пальцы в стороны, слегка округлив их («цветочек»). Ритмичное движение пальцами вместе – врозь:

Был бутончик маленький,

Стал цветочек аленький.

Упражнение 9. «Телёнок»

Согнуть пальцы правой руки в кулак. По очереди разгибать их, начиная с большого:

Этот телёнок пьёт молоко,

Этот телёнок ушёл далеко,

Этот телёнок травку жуёт,

Этот телёнок копытцами бьёт,

Этот телёнок мычит:

Почему-му. Все ушли, скучно мне одному!

Пальчик-мальчик, где ты был? - Указательным пальцем левой руки

стучим по большому пальцуправой

С этим братцем в лес ходил, - Прикасаться «подушечкой» большого

С этим братцем щи варил, пальца поочередно к «подушечкам»

всех остальных пальцев правой руки,

начиная с указательного

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Упражнение 11. «Наша Таня»

Читая стихотворение, предлагаем ребёнку большим пальцем правой руки прикасаться по очереди к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,-

Не утонет в речке мяч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем нужны пальчиковые игры?

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там где развитие речи происходим своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 мин.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает исправиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле-аудио-видео.. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффектно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой гимнастики» стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой гимнастики берёт малыша на руки, сажает на колени его, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает и щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получаем массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится эта игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой руки контролируется разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Для малыша 2-3 лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговицы, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.д.

Этапы разучивания игры:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются незнакомые малышу персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1,5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно движения без текста.

Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.- Проводите занятие весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Комплекс упражнений для пальчиков

Упражнение 1. «Ладошки-кулачки»

Кладём на стол расслабленные ладошки, «пальчики отдыхают, не шевелятся», затем сжимаем кулачки, предлагаем ребёнку продемонстрировать, какой он сильный. Затем опять ладошки, кулачки – выполняется 5-7 раз.

Упражнение 2. «Котёнок»

Предлагаем ребёнку взять в правую руку резиновую игрушку и ритмично сжимать её на каждое слово фразы. То же самое с левой рукой, те же движения с обеими руками одновременно:

Ты, котёнок, не пищи,

Лучше маму поищи!

Правую руку ставим на стол на локоть, загибая по очереди пальцы, начиная с большого, предлагаем ребёнку посчитать пальчики. Затем «проверяем»: разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Упражнение 4 «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять - Разжимать пальцы из

Кулака по одному,

Вышли пальчики гулять начиная с большого,

Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать по очереди широко

Расставленные пальцы в кулак,

В домик спрятались опять начиная с мизинца.

Упражнение 5. «Назвать пальчики»

Правая рука согнута в локте, пальцы разогнуты. По очереди загибаем пальцы, начиная с большого:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик наш малыш.

Затем то же самое упражнение выполняем на левой руке, на обоих руках одновременно.

Упражнение 6. «Пальчики здороваются»

«Подушечкой» большого пальца правой руки поочерёдно касаться всех пальцев этой же руки:

Здравствуй, этот пальчик,

Здравствуй этот пальчик…

Это же упражнение выполняется пальцами левой руки, затем одновременно правой и левой руки.

Упражнение 7. «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, - Резкие движения кистями вверх, вниз.

Мы морковку трём, - По ладошке левой руки скользим кулачком

Правой руки.

Мы капусту солим, - Движения пальцев обеих рук имитируют

Посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём. – Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в

Кулаки.

Упражнение 8. «Цветочек»

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу («бутончик»), затем развести пальцы в стороны, слегка округлив их («цветочек»). Ритмичное движение пальцами вместе – врозь:

Был бутончик маленький,

Стал цветочек аленький.

Упражнение 9. «Телёнок»

Согнуть пальцы правой руки в кулак. По очереди разгибать их, начиная с большого :

Этот телёнок пьёт молоко,

Этот телёнок ушёл далеко,

Этот телёнок травку жуёт,

Этот телёнок копытцами бьёт,

Этот телёнок мычит:

Почему-му. Все ушли, скучно мне одному!

Упражнение 10. «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был? - Указательным пальцем левой руки

Стучим по большому пальцуправой

Руки.

С этим братцем в лес ходил, - Прикасаться «подушечкой» большого

С этим братцем щи варил, пальца поочередно к «подушечкам»

Всех остальных пальцев правой руки,

Начиная с указательного

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Упражнение 11. «Наша Таня»

Читая стихотворение, предлагаем ребёнку большим пальцем правой руки прикасаться по очереди к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,-

Не утонет в речке мяч.

Упражнение12. «Замок»

На двери висит замок. – Ритмичные быстрые соединения

Пальцев в замок.

Кто открыть его бы мог? - Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся

В разные стороны.

Потянули, покрутили, - Движения сцепленными пальцами от

Себя к себе.

Постучали и открыли - Пальцы сцеплены, основания ладоней

Стучат друг о друга, пальцы

расцепляются.

МБДОУ ДС № 38 "Колокольчик"

г. Светлоград Петровского муниципального района

Группа комбинированного вида

"Дюймовочка"

Играем пальчиками -

Развиваем речь

Учитель-логопед

Т.Н. Головко

г. Светлоград – 2016г.


Еще во II столетии до н. э. для врачевания тела и разума применялись различные мануальные практики. Современная физиология доказывает взаимосвязь между движениями рук и состоянием организма, а педиатры всего мира рекомендуют начинать заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой с первых месяцев его жизни. В современном Китае очень популярны упражнения с шариками, выполненными из камня или металла. А в Японии для таких игр используют грецкие орехи.

Ученые утверждают, что движения рук напрямую связаны с высшей нервной деятельностью. Даже простые движения пальцев способны развивать артикуляцию и правильное произношение звуков речи. Ведь многие мамы отмечают такую последовательность раннего развития детей: сначала у малыша стали более совершенными «тонкие» движения пальчиков (например, он с ловкой координацией стал брать мелкие предметы двумя пальцами, научился застегивать и расстегивать пуговицы, освоил шнуровку), а вскоре достаточно четко и осмысленно сказал свои первые слова.

Физиологи же напрямую доказывают, что этап становления речи напрямую зависит от тренированности пальцев на руках.

У младенца в первые месяцы его жизни моторика – едва ли не единственный качественный показатель его развития. Вот почему педиатры советуют начинать пальчиковую гимнастику уже с 2-месячного возраста (просто раньше времени бодрствования малыша маме хватает только на то, чтобы его покормить, переодеть и приголубить).

Упражнения

Для 2-месячного малыша

  1. Когда карапуз в духе, возьми двумя пальцами его за пальчик и аккуратно потяни в направлении от ладошки. Как будто ты хочешь вытащить его из руки, растянуть и сделать длиннее, тем самым ускорив рост малыша (и сколько бы тебе ни говорили, что не стоит торопить события, ведь все равно хочется, чтобы кроха поскорее подрастал, правда?). Такие движения проделывай с каждым пальчиком. Хорошо, если добавить ритуальности такой игре, приговаривая, обращаясь к каждому пальцу: «Здравствуй, пальчик!», или же мама может придумать любой другой пароль, который проговаривать всякий раз во время этого занятия. Это правило (присказка, сопутствующая определенному действию) актуально абсолютно для всех упражнений.
  2. Легонько зажми своим пальцами пальчик крохи и покрути им: сначала по часовой, затем против часовой стрелки. Повтори с каждым пальцем по отдельности.
  3. Приобрети в зоомагазине (не удивляйся!) шарик с «бахромой», то есть с мягкими шипами. Сейчас вам подойдут шарики самого малого диаметра. Вложи такой шарик в раскрытую ладошку малыша и перекатывай его. Такой мягкий щекотный массаж всей ладони явно понравится ребенку. Не забирай игрушку, когда малыш начнет засыпать. Пусть во сне он сжимает шарик, тогда тренировка его мозга не будет прекращаться.

С 4-х месяцев в пальчиковую зарядку добавляем следующие упражнения:

  1. Теперь купи шарики побольше (благо, ты уже знаешь, где) и измени «тактику» упражнения. Между ладошками малыша вложи шарик и, легко прижимая своими руками, делай круговые движения. Таким образом, получится, что ребенок сам в ладонях перекатывает шарик.

С 5 месяцев

  1. Упражнение «погладь по головке». Поднимай поочередно руки малыша и раскрытой ладошкой води по его голове вперед-назад, взъерошивая волосы. Так тренируется не только ладонь, но и мышцы рук и плечевого пояса
  2. Делай ребенку массаж пальцев, подробно разминай каждую фалангу, а чтобы малыш не скучал, напевай его любимую песенку. Такой массаж нужно делать каждый день, не менее 2 - 3 минут

С 6 месяцев

помимо мягкого шарика малыш уже может с твоей помощью катать в ручках твердый грецкий орех (как мы уже говорили, это упражнение очень популярно в Японии, которая славится высокоинтеллектуальными технологиями, а мы же тоже растим умницу!)