Меню

Как научить ребенка не бояться сцены. Что делать, если ваш ребенок боится публичных выступлений — советы психолога. Зарываем таланты в землю

Польза и вред

Дорогие родители! Ваш ребенок боится выступать при большом количестве посторонних людей? Он боится принимать участие в соревнованиях? Тогда предлагаю обсудить этот вопрос и подумать, как помочь юным талантам и спортсменам преодолеть этот страх и чувствовать себя уверенно на людях.

Страх публичных выступлений

Как же так, дома малыш такой храбрый – бойко декламирует вам стихи, поет, танцует, а в саду или школе на утреннике или любом мероприятии он закрывается, боится и не хочет показывать свои таланты. Что же делать? Почему ребенок боится?
Для начала давайте начнем с себя: а так ли легко на самом деле выступить на публике? Скажу по себе: достаточно сложно, но если нет панического страха, то вполне возможно. Ведь умение выступать на публике – это навык, которым можно овладеть, делая это часто. Но это при условии, когда не страшно. А вот когда есть страх, его нужно научиться преодолевать.

Почему возникает боязнь плохо выступить, проиграть в соревнованиях и так далее? Можно объяснить это тем, что ребенок видит перед собой пример успешных родителей, у которых все получается, они ничего не боятся. И это здорово, конечно, что у него есть такой пример. А вот промежуточный этап того, как родители пришли к успеху, детям часто недоступен. Малыш любит своих маму и папу, гордится ими и изо всех сил старается быть таким же, однако у него не всегда это получается. Часто в таких случаях после двух-трех неудач ребенок начинает ошибочно считать себя недостойным своих родителей и в его душе поселяется я страх.

Вы можете сказать, что никогда не ругаете, а также не наказываете своего ребенка за неудачи и ошибки. И это правильно, но малыш сам себя наказывает. И чем сильнее между вами психо-эмоциональная связь, тем больше корит себя ребенок за поражение или ошибки в случае неудачи. Добавьте к этому его тонкую душевную организацию – и вы поймете, почему он вдруг стал неуверенным в себе и боится выступать публично или же волнуется перед соревнованиями.

Страх совершить ошибку на публике и вообще – это один из видов социального страха, ведь ребенок стремится соответствовать нормам и требования окружающего его социума, дабы не огорчить своих родителей. Как же правильно поступить родителям, как сделать так, чтобы ребенок поскорее избавился от этих ненужных страданий?

Учимся бороться со страхами вместе

Сразу скажу: универсальных советов, подходящих для всех детей, не существует. И даже психологи, работая с детьми, к каждому подбирают свой «ключик», индивидуальный, для того, чтобы можно было работать со страхами. И как быть? Есть несколько общих советов, которые могут помочь ребенку, если это не тяжелый случай. Предлагаю ознакомиться с ними.

Совет 1. Стоп насилие! Заставлять ребенка выступать, принимать участие в любых мероприятиях, если он отказывается категорически нельзя! Ни в коем случае не применяйте шантаж: «Если ты не выступишь, то …» или же «Если ты хорошо выступишь, то я тебе куплю...» В данном случае, особенно если это будет в жизни ребенка впервые лучше дать ребенку возможность понаблюдать за своими друзьями со стороны или принять участие в коллективных мероприятиях, обязательно объясните ему, что в таком страхе и волнении нет ничего страшного и в следующий раз он обязательно справится.

Совет 2. Будьте рядом. Каждый раз, а особенно впервые, присутствуйте на выступлении своего ребенка. Поверьте, он это делает для вас: и выступает, и глазами изо всех сил ищет для того, чтобы ощутить вашу поддержку. Ваше присутствие дает ему ощущение уверенности и безопасности, видя вас, он понимает, что у него обязательно все получится.

Совет 3. Если ваш малыш робкий и стеснительный, то ему можно помочь стать более уверенным, устраивая домашние концерты и представления. Дедушки, бабушки, братья и сестры пусть побудут первыми зрителями, своими аплодисментами и словами поддержки вы поможете ребенку приобрести уверенность в своих силах.

Совет 4. Донесите до своего ребенка, что волнение накануне выступления или ответственного мероприятия – вполне нормальное явление, его испытывают все: и взрослые, и дети. Покажите, как можно избавиться от этого: нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов перед выходом на сцену или спортивный ринг. Еще может помочь такая методика: пусть ребенок представляет не полный зал неизвестных ему людей перед собой, а вас – маму и папу, для которых он будет петь или танцевать. Если позволяет ситуация – можно и глаза закрыть.

Совет 5. Помогите ребенку правильно настроиться на успех . Слова поддержки, такие как «ты справишься», «ты умница», «я всегда помогу» и в таком же духе помогут ребенку справиться с волнением.

Совет 6. Иногда ребенок может испытывать страх из-за того, что его выступление не понравится зрителю. Очень важно донести до ребенка, что знать текст песни или танцевальные па – это замечательно, но нужно уметь себя подать, расположить аудиторию. А для этого можно использовать улыбку, легкие жесты руками при декламации и так далее. Главное – открыться зрителю и тогда в ответ обязательно услышишь бурные аплодисменты.

Совет 7. Хвалите. Не скупитесь на слова похвалы, но сразу оговорюсь: по делу. Просто так захваливать не стоит. Но и ругать, если что-то пошло не так тоже не нужно.

Страх перед публичными выступлениями, соревнованиями, ответственными контрольными пройдет – это дело времени, опыта и, конечно же, вашей поддержки!

Наше желание уберечь и защитить своего малыша, вполне обосновано и естественно, как для родителя. Мы хотим создать для него такую обстановку, чтобы ему было комфортно, не страшно, уютно. Однако, желая этого, часто совершаем ошибки, если малыш что-то делает не так. Например, плохо прочел стихотворение, забыл движения танца или проиграл на соревнованиях… Мы огорчаемся, словно это наш проигрыш, испытываем отрицательные эмоции, забывая, что ребенок все это чувствует, но понимает по-своему. Проводя разбор полетов после неудачи, вместо слов поддержки ребенок слышит, что родители разочаровались в нем. И дальше, вместо стремления к победе он будет стремиться не совершить очередную ошибку, тем самым еще больше углубляясь в свой страх.

Именно поэтому, дорогие мамы и папы, если ваш ребенок испытывает такой страх – запомните, что ругать и отчитывать за неудачу его нельзя. Слова поддержки, совместный анализ допущенных ошибок, участие в жизни ребенка – вот залог его будущих удач и побед!

Многие уверены, что ораторское искусство - это удел политиков, телеведущих и актеров. Остальным людям не так важны личные успехи в риторике. Однако публичные выступления появляются в жизни любого человека с раннего детства: то стихотворение на утреннике нужно рассказать, то пересказать текст перед всем классом. Как правило, дети в таких ситуациях волнуются, а это серьезно сказывается на качестве доклада. Чтобы каждое сообщение перед аудиторией проходило в соответствии с ожиданиями рассказчика, важно работать над красноречием и не бояться выступлений.

Профессионалы ораторского искусства

Самые известные владельцы риторического мастерства преследовали разные цели во время своих высказываний, имели разные характеры и политические взгляды, даже жили в разное время, но один факт у всех ораторов имел общую структуру - это умение оказывать влияние на людей своими точными и острыми выражениями. Как у них это получалось? Они имели определенные стили и подходы к аудитории, умело пользовались тонкостями психологии и собственной харизматичностью.

    Ленин: лаконичность и точность

Одним из самых высококлассных ораторов своего времени можно назвать Владимира Ильича. Революционер был не только чудесным оратором, но и первоклассным психологом. Он хорошо чувствовал настроение народа и разговаривал с людьми на понятном и простом языке. Высказывания вождя обретали конкретную и законченную форму. Владимир Ильич активно использовал жестикуляцию во время обращений, а также подключал к своим словам собственную энергетику, которая не могла не увлечь народ.

    Сталин: повторы и длинные предложения

Вторая не менее громкая фигура ораторского искусства - Иосиф Виссарионович. Свои сообщения он строил в другой манере. Конкретность и лаконичность Ленина сменились на пространственные рассуждения и частые повторы слов. Его выступления никого не оставляли равнодушным. Даже сегодня при обсуждении Сталина, как оратора, возникает два мнения. Первое - излишняя тавтологичность лидера, второе - ясность ума и мысли.

    Уинстон Черчилль: преодоление трудностей и приемы

Премьер-министр Великобритании имел проблемы с речевым аппаратом, но это не помешало ему освоить ораторское искусство и развить его не только в политической карьере, но и в литературной. Черчилль также использовал множество подходов к созданию удачного выступления. Он говорил, что самое главное - это тщательная подготовка и внимательность. Кроме того, оратор советовал не пренебрегать эффектным началом выступления, которое смогло бы увлечь слушателей, а по ходу всего доклада использовать юмор и создавать уютную и располагающую обстановку.

    Ларри Кинг: первые неудачи и хороший опыт

Никто из известных дипломатов и непревзойденных ораторов не родился с даром убеждения. Все они учились этому искусству и прилагали немало усилий, искали подходы к публике, тренировались на протяжении нескольких месяцев, чтобы добиться нужного эффекта. У кого-то это получалось быстрее, а кто-то - оттачивал риторические навыки годами. Например, известный теле- и радиоведущий Ларри Кинг много раз признавался, что свой первый эфир на радио чуть не сорвал. Он просто включил микрофон и не смог произнести ни слова от чрезмерного волнения. Сложно представить, что через несколько лет этот человек стал профессионалом в области публичных выступлений и даже написал книгу на эту тему.

Риторика и дети

Если вы задались целью научить ребенка выступать перед аудиторией, обратите внимание на несколько простых, но действенных советов:

    Идеальное владение текстом. Чтобы хорошо зачитать доклад со сцены, нужно подготовиться. Важно прекрасно владеть информацией, о которой пойдет речь в сообщении. Не лишним будет найти примеры и подтверждения своих слов, добавить к основной части повествования несколько интересных фактов. Это привлечет аудиторию и удержит внимание каждого слушателя.

    Репетиции перед зеркалом. Самое эффективное средство для тренировки - взгляд со стороны. Пусть ребенок почувствует себя зрителем и посмотрит на свое выступление с нового ракурса. Так будущий оратор заметит ошибки и недостатки, которые раньше не были очевидными.

    Развитие речи. Для того, чтобы каждый доклад получался интересным и насыщенным, важно иметь неплохой словарный запас, правильно произносить слова, оперировать терминами и четко произносить каждый звук.

    Поиск стиля. Известные политики и телеведущие строят свои публичные выступления по определенным параметрам и особой стилистике. Кто-то допускает юмор, кто-то поражает точностью и категоричностью высказываний. В соответствии с темой сообщения важно выбрать комфортный для автора стиль, который поможет раскрыть нюансы выступления и характер самого рассказчика.

Письмо читательницы:

«Андрею (внуку) в марте уже будет 6. Активный, очень подвижный мальчик дома, в дет. саду, в среде знакомых, но как только что-то новое (войти в помещение, где нужно с кем то поздороваться, пойти в какой-нибудь кружок, зайдёт 1-ый раз кто то к нам в кв.) прячется за спину и ни за что не откликнется, не поздоровается, не пойдёт в группу заниматься. Знает много стихов, умеет читать (даже в садике, когда воспитательница, обучая остальных детей буквам, подозвала его к себе и попросила подсказывать — если кто то не отвечает — на какую букву она показывает…он бедный весь стал красный, вспотел., задёргался..в результате спрятался за неё и расплакался). Т.е. как я понимаю и наблюдаю для него публичные выступления вызывают ужас…а нам в 2013 идти в школу. Как он выйдет к доске???

Выученный стишок он даже деду (мы вместе не живём) рассказать стесняется! Только после долгих уговоров и увещеваний согласился. В садике ему не поручают участвовать в постановках к празднику, например, Новый год или вернее что-нибудь рассказывать. Я их понимаю. Ведь он подведёт. Не выйдет на сцену..и спектакль испорчен…. И хотя он очень хочет получить подарок от Деда Мороза …попробуем в этом году…мы выучили уже несколько стихов на эту тему (почему несколько? что б у него был выбор) , но боюсь, что ничего не изменится, хотя ему о своих страхах я, конечно, не говорю. Что мы делаем не так? Нина.»

Насколько я поняла из Вашего описания ситуации, ребенок испытывает стресс в новых и незнакомых ситуациях: страх перед новыми людьми, перед публичными выступлениями, в новых местах. Здесь можно говорить о тревожности, которая возникает из-за определенных ситуаций.

Такая тревожность может возникать из-за потери каких-то значимых отношений, либо серьезной неудачей в важном для ребенка деле. Ситуативная тревожность вполне может перейти и в школьную, т.е. ребенок также будет бояться отвечать у доски, сложно адаптироваться в новом коллективе. Еще одной и самой главной причиной появления такой тревожности являются отношения между детьми и родителями (ближайшим окружением).


Частенько родители, бабушки-дедушки предъявляют ребенку завышенные требования, соответствовать которым он не может. Если родители слишком сильно озабочены тем, как и где ребенок будет продолжать обучение, какую же достойную школу для него выбрать, если для его образования приглашаются репетиторы, либо усиленно кто-то из членов семьи занимается с ним дома, то сам ребенок перенимает озабоченность родителей и старается соответствовать их ожиданиям. Потерпев несколько неудач, ребенок расстраивается и «понимает», что не в силах соответствовать тем критериям, которые предъявляются ему.

Хоть Вы и не говорите вслух то, что думаете на самом деле о своем внуке, но детки очень чутко улавливают настроение взрослых. Конечно, ни один родитель не стремится сделать своего ребенка тревожным, но вот их поступки могут свидетельствовать об обратном.

Как помочь ребенку?

Во-первых, сами перестаньте беспокоиться о его будущем. Принимайте и любите Вашего внука БЕЗОЦЕНОЧНО. Любите его всегда не зависимо от того рассказал он стих или нет, выступил на утреннике или нет. Будьте сами оптимистичны, чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка в том, что все будет хорошо.

Во-вторых, не сравнивайте ребенка с другими детьми. Забудьте про фразы типа: «Вот мальчик спел песню – получил от деда Мороза подарок, а ты не расскажешь стих – ничего от него не получишь».

В-третьих, создайте у ребенка ощущение того, что он УЖЕ успешен и он УЖЕ победитель. Тревожным деткам обязательно нужно повышать свою самооценку. В этом Вам помогут воспоминания о его увлечениях и интересах (лучше записать все его таланты на листочек). Так и Вам и ему будет проще убедиться в том, что и без публичных выступлений, он может жить полноценно и счастливо. Внук не хочет/не любит выступать на публике, ничего страшного. Не нужно постоянно напоминать ему об этом и уговаривать рассказать стишок.

Можно взять ватман и наклеить туда цветок. Серединка цветка – фотография Вашего внука, а на лепестках каждый день писать достижения и результаты прошедшего дня. Пусть ребенок сам говорит, чем он гордится. Например, построил дом, собрал машину из конструктора, сам прочитал книгу, выучил новый стих и т.д. Каждый день, получая позитивную информацию, ребенок будет приобретать уверенность в своих силах, а взрослые, которые будут помогать ему записывать достижения, установят с ребенком более тесный эмоциональный контакт.

Найдите или сделайте какой-нибудь «талисманчик», который бы помогал ему преодолеть свои страхи.

Рассказывайте стихи перед зеркалом. Так можно будет отрепетировать позу и мимику. Если ребенок чувствует напряжение, предложите ему простые упражнения на расслабление: глубокий вдох-выдох, улыбка, воспоминания о чем-то приятном. Существуют игры с детьми, направленные на снятие мышечного напряжения. Играйте с внуком ежедневно.

Можно надеть новогодний костюм с маской. Пусть ребенок сам выберет себе того персонажа, который ему понравится. И пусть рассказывает стихотворение от лица этого персонажа. Так Андрюша перевоплотится из обычного мальчика, например, в мишку, . И стихи будет рассказывать большой, веселый и смелый медведь, а не Андрюша, который этого делать не любит. После того, как мишка расскажет стихотворение, обязательно поинтересуйтесь, что он чувствовал. Понравилось ли ему слышать аплодисменты, раскланиваться перед зрителями. Можно рассказывать от лица нескольких разных героев. Например, мишка говорит бойко, низким голосом, а вот зайчик быстро, звонко и высоким голосом. Таким способом можно неоднократно и на разный манер, вживаясь в разные образы.

Рисуйте различные эмоции: грустные, веселые, удивленные, злые, расстроенные, добродушные рожицы и т.д. Очень полезно корчить рожицы перед зеркалом.

Читайте ребенку сказки или придумывайте их сами. Герои в сказках часто попадают в затруднительные ситуации, но потом с достоинством находят выход из них. Обсуждайте прочитанное с ребенком.

Чаще обнимайтесь, гладьте ребенка по голове, сообщайте ему, что он самая большая радость в Вашей жизни.

«Как перестать бояться публичных выступлений?» - вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Впервые мы сталкиваемся с необходимостью выступить перед серьезной публикой уже в институте или на работе. И если в школе выступления перед одноклассниками доставляли вам дискомфорт, и вы ловили себя на мысли – «я боюсь это делать», то задания по работе, где необходимо донести определённую информацию перед профессионалами, скорее всего, приводят вас в ужас.

Но вся эта боязнь публичных выступлений есть только у нас в голове, поэтому от неё можно легко избавиться, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют.

Волнение перед выступлением на сцене бывает разным, но ощущаем мы одинаковое состояние, которое крайне тяжело побороть: руки и коленки трясутся, пересыхает во рту, голос звучит как будто со стороны, зрители превращаются в одну пугающую массу. Чтобы понять, почему страх так управляет нами и как можно с ним справиться, выясним его причины.

Возможно, самая первая и недооцененная причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко заговорит в публичном месте, то родитель заставит его замолчать. В последующем это и будет объяснением того, почему у человека возникает фобия громко излагать мысли перед аудиторией.

Когда голос зажимается, то это приводит к волнению, и в итоге к страху. Добавить масло в огонь, конечно же, не забудут и школьные учителя, принижающие способности, и одноклассники, которые могут задеть чувства не подумав о последствиях. Эти моменты – причины социальных фобий, в том числе провоцирующих страх публичных выступлений.

Вторая причина, из-за которой бесстрашная публичная речь обходит нас стороной, относится к психологической составляющей страха. Раньше страх был синонимом слова опасность. Почувствовал холод – попытался быстрее согреться, подошел к краю пропасти – испугался высоты и отошел. Под действием каждодневных стрессов: работы, учебы, экономических и политических изменений в обществе, инстинкт самосохранения претерпел изменений. Вследствие чего волноваться мы начинаем в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением на сцене. Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:

  • Боязнь людей как таковых из-за низкой социальной активности.
  • Боязнь сказать глупость или оговориться.
  • Постоянное накручивание себе той мысли, что слушатели негативно настроены по отношению к вам, и будут пристально оценивать выступление.

Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы. В отличие от боязни людей, о которой написано выше, этот страх глубже, и люди даже не осознают, что боятся именно большого скопления людей и страдают таким видом фобии.

Почему не стоит бояться выступать на сцене

Разобравшись в источниках формирования фобии к сценическим выступлениям, нужно в первую очередь убедить самого себя в том, что этого страха нет, что мы зря начинаем волноваться.

Главный момент на пути преодоления страха, который нужно осознать и прочувствовать – публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны и оценить свои навыки работы с аудиторией. Это важно, поскольку каждый день, на работе или учебе мы общаемся с людьми, и когда нам приносит это дискомфорт, у нас падает производительность, ухудшается настроение и т. д.

Бесстрашная публичная речь - ключ к вашей уверенности в себе. Тренируя навыки с помощью изложения информации перед другими людьми, вы доводите действия до автоматического выполнения, и со временем перестанете чувствовать дискомфорт при общении с людьми. Резюмируем полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене:

  • Опыт общения с большой аудиторией, который поможет развить коммуникативные навыки.
  • В процессе подготовки, вы углубите свои знания, связанные с темой выступления.
  • На рабочих конференциях или студенческих саммитах вашу речь заметят влиятельные деятели, что может оказать вам услугу в будущем.
  • При правильной подготовке к докладам, в скором времени ваша речь станет более грамотной.

Как побороть страх сцены

Если применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже на носу, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:

  • Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.
  • Ваша поза на сцене должна быть уверенной: обе ноги стоят на земле, руки не в закрытой позе, спина прямая. Опорную ногу поставьте вперед для устойчивости. Это позволит кровообращению лучше циркулировать, доставлять в клетки мозга больше кислорода, вы станете меньше волноваться.
  • Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
  • Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
  • Если бесстрашная публичная речь ни с того ни с сего сопровождается дрожью в коленях, то попробуйте мысленно направить на них внимание. Или обманите мозг, и осознанно заставьте коленки дрожать. После этого дрожь часто прекращается.
  • Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.
  • Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы лаконично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.

Рекомендации из данной статьи помогут побороть страх, и бесстрашная публичная речь станет постоянным спутником выступлений на сцене. Вы никогда не скажите – «я боюсь выступать на сцене, я не смогу с этим справиться». Впервые почувствовав себя уверенным перед публикой, вы поймете, что и в жизни стали намного раскрепощеннее, а фобия, преследующая вас, отступила.

«Дома рассказывает доклад и читает стихи „на ура“. А в школе за ответ у доски всегда ставят четверку. Волнуется, путает слова. Как будто и не учил ничего», - расстроенно рассказывает знакомая мама. Ситуация до боли знакомая многим школьникам и их родителям. Рассказываем, что делать, если ребенок боится выступать на публике.

Причины волнения

В школе я никогда не боялась отвечать у доски: мне было комфортно видеть лица друзей-одноклассников. Зато в университете из-за волнения получила четыре на защите диплома. Сбивчивая речь, дрожащий голос, ощущение, что воздуха в легких слишком много: все это сыграло против меня. Вспоминаю - и до сих пор неловко. А многие дети чувствуют себя так постоянно.

Бояться - нормально

Пусть будет интересно

Расспросите ребёнка о том, что самое интересное в его докладе: почему эта тема его увлекает? Сконцентрируйтесь не на оценке, а на информации, которую он узнал. Скажите, что главное - рассказать другим ребятам, почему эта тема такая захватывающая, а не впечатлить учителя.

В школе я несколько лет ездила на научные конференции и рассказывала про литературные аллюзии. Эта непростая (для восьмого класса) тема казалась жутко скучной всем моим знакомым. Зато мне она нравилась до безумия. И когда я начинала объяснять суть исследования маме или подружкам, они слушали с большим интересом. Энтузиазм передавался слушателям, и скучные определения оживали.



А что если…

Страх выступления похож на страх неизвестности. Ребенок не знает, как отреагируют одноклассники и учителя. В его голове проносятся вопросы: «А что если я забуду текст?», «А если все будут смеяться?», «Вдруг мне зададут вопрос, а я не смогу ответить?». Составьте с ребенком список ситуаций, которые могут приключиться. Фантазируйте от души. А затем придумайте, как можно решить каждую проблему.

Игра полезна тем, что готовит детей (и взрослых) к реальным жизненным ситуациям.

В её основе лежит концепция «ожидания неожиданного» , которая поможет не впасть в ступор, если что-то пойдет не так.

Научитесь правильно дышать

Правильная техника дыхания выручает в моменты сильного напряжения и волнения, когда пора идти на сцену или рассказывать реферат. Научите ребенка делать дыхательную гимнастику. Сначала глубокий вдох, затем - медленный выдох.

Чтобы проверить, правильно ли дышит ребенок, положите одну руку ему на грудину, а вторую - на живот. Пусть он сделает вдох. Если рука на животе движется при вдохе с большей амплитудой, чем на грудине, значит, ребенок все делает верно.

Организуйте домашние спектакли

Чем больше тренируетесь - тем лучше получается. Устраивайте домашние представления: пусть каждый член семьи выучит и расскажет стихотворение или изобразит сценку из любимой книги. Во-первых, это дает огромный простор для творчества. Во-вторых, дети становятся увереннее в себе, играя на воображаемой сцене.



Спросите ребенка

Иногда дети сами находят удивительные решения своих проблем. Вот история мамы из книги «Мой ребенок - интроверт» .

Как-то она спросила своего шестилетнего сына Лео, не знает ли он средство от неприятного ощущения в животе, которое возникает когда нужно выступать на публике. Малыш ответил: «Ну, я могу одолжить тебе мой тревожный камушек. Положи его в карман. Каждый раз, когда от волнения скручивает живот, надо просто его потрогать. Он такой гладкий и прохладный! Это правда помогает».

Мама даже не подозревала, что Лео уже много раз пользовался своей придумкой, когда учитель вызывал его к доске.

Прежде чем предложить решение, спросите ребенка, что он может придумать. Возможно у него есть свой «тревожный камушек».

Хвалите

Не забывайте говорить слова поддержки ребенку: «Ты молодец», «У тебя всё получится», «Ты отлично рассказал. Было так интересно!». Это один из главных способов укрепления уверенности - хвалить детей за приложенные усилия. Даже если ребенок выступил не слишком удачно, не ругайте его: лучше обнимите и скажите что-то приятное. Например, что вы его любите просто так, а не за что-то - точно не за пятерки.



Даже если ребенок выступил неудачно, похвалите его. -

Кажется, что некоторые дети рождены для сцены: они с интересом рассказывают рефераты, их речь выразительна, а интонации - верные. Но они тоже боятся. Просто умеют правильно настроить себя перед выступлением. Найдите способ, который подойдёт вашему ребенку. Сначала он будет чувствовать дискомфорт, но со временем научится получать положительные эмоции и с каждым разом будет становиться увереннее.